Новостная хроника Калужской епархии:

Вопросы преподавания курса «Основы православной культуры» обсудили в рамках XXIII Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии

Вопросы преподавания курса «Основы православной культуры» обсудили в рамках XXIIIБогородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии10 и 12 ноября 2020 г. по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента под председательством Преосвященного Иосифа, епископа Тарусского – викария Калужской епархии, в рамках XXIII Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии «Александр Невский – слава, дух и имя России: «дела их идут вслед за ними» (Откр. 14:13)» по направлению I «Взаимодействие Церкви и системы образования» состоялась конференция «Основы православной культуры в образовании» в онлайн формате при помощи удалённой конференц-связи ZOOM.

Организаторами конференции выступили:Комиссия религиозного образования и катехизации Калужской митрополии совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Калужской епархии при поддержке министерства образования и науки Калужской области, ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт развития образования», ГАОУ ДПО «Центр современного образования», ТРК «Ника». 

В конференции приняла участие Елена Григорьевна Балашова– координатор секретариата Международных Рождественских образовательных чтений.
Участниками конференции стали: представители Региональной сети муниципальных координаторов преподавания курса «Основы православной культуры»; руководители районных методических объединений; учителя, преподающие «Основы православной культуры», воспитатели детских садов, представители руководства образовательных организаций Калужской области, руководители и сотрудники ОРОиК Калужской, Песоченской и Козельской епархий, а также помощники благочинных по религиозному образованию Калужской епархии.
Программа конференции выполнена, отдельные докладыи презентации опубликованы на сайте Калужской митрополии.
Заседание началось с молитвы перед образом Божией Матери «Калужская».

Во вступительном слове модератор конференции – Тамара Викторовна Анохина,член Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи при Правительстве Калужской области, председатель Комиссии религиозного образования и катехизации Калужской митрополии, член Совета Международной общественной организации «Союз православных женщин», рассказалао замысле конференции, направленной на повышение качества преподавания курса «Основы православной культуры» в образовательных организациях Калужской области. Тамара Викторовна отметила, что «Основы православной культуры» в настоящее время можно рассматривать как направление, учебный предмет, учебный курс (факультативный, элективный), учебный модуль, занятие внеурочной деятельности и т.п. Государство гарантирует изучение «Основ православной культуры» в 4-ом классе, а изучать ли на всех уровнях образования – решает образовательная организация, государство такую возможность ей предоставило.Отрадно отметить, что представление лучших школьных практик преподавания курса «Основы православной культуры» на разных уровнях образования ежегодно происходит на мероприятиях Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии.

Викарий Калужской епархии Преосвященный Иосиф, епископ Тарусский передал благословение Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского и, отметив важность изучения школьниками историко-культурологического курса «Основы православной культуры», пожелал участникам конференции помощи Божией и плодотворного обсуждения заявленной темы.
От руководства ГАОУ ДПО КО «Калужский государственный институт развития образования» (далее – КГИРО) со словами приветствия выступила Оксана Михайловна Никиточкина, начальник отдела сопровождения воспитательных программ и дополнительного образования КГИРО, отметив многолетний положительный опыт совместного с представителями Калужской митрополии проведения мероприятий в духовно-нравственной сфере, который существенно обогащает школьную практику преподавания курса «Основы православной культуры».

В первый день конференции прозвучало три доклада, каждый из которых участники конференции обсудили. Первым прозвучал доклад «Александр Невский – слава, дух и имя России: «дела их идут вслед за ними» (Откр. 14:13)» доцента кафедры истории Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, кандидата исторических наук Алексея Владимировича Штепы. Калужский учёный подробно изложил основные житийные события древнерусского святого, прославленного в лике благоверного, и подчеркнул, что князь Александр Ярославович после смерти своего отца князя Ярослава стал сильнейшим князем на Руси, которого стали почитать при жизни.

В докладе «Важность преподавания учебного предмета «Основы православной культуры» в контексте современных геополитических и культурных процессов» доцент кафедры международной журналистики МГИМО МИД России, директор Русской экспертной школы, кандидат философских наук Василий Александрович Щипков обратил внимание на новые угрозы в мире в связи с применением политических технологий по управлению социальными и политическими процессами. Речь шла о распространении радикализированных меньшинств, борьба которых в мире за права человека дополнилась за последние 2-3 года борьбой этих же меньшинств за «международную религиозную свободу». Барьером на таком пути снова выступает Россия. Возрастающие нападки на неё обусловлены тем, что в России силен традиционализм. Фундаментальные ценности хранит Русская Православная Церковь, в которой, в отличие от государства, духовная традиция не прерывалась. Учёный подчеркнул, что «сохранение в отечественном образовании предмета «Основы православной культуры» следует отнести к проблеме политической и культурной». Василий Александровичотметил, что ультралиберальные силы стараются в настоящее время разрушить налаженные отношения между государством и Русской Православной Церковью и продвигают то, что размывает грань между добром и злом, уводит в воспитании от традиционной нравственности и морали к вседозволенности и расчеловечиванию». В конечном итоге вопрос следующий: «Кто такой человек?».

В короткой дискуссии по теме доклада пришли к выводу, что необходимо спокойно и доброжелательно объяснять родителям и педагогам новые угрозы для подрастающего поколения и раскрывать глубинный смысл традиции, постижение которой важно начинать в семье и школе с изучения основ православной культуры.

Большой интерес вызвал третий доклад «Социально-психологическое исследование, направленное на изучение отношения обучающихся к курсу «Основы православной культуры» (из опыта работы МКУ «Центр ППМС помощи» г. Кирова Калужской области), с которым выступила Елена Станиславовна Овчинникова, директор МКУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (далее – Центр) г. Кирова Калужской области. Елена Станиславовна рассказала о положительном влиянии на личность школьника изучения им курса «Основы православной культуры». Такой результат четырехлетнего исследования можно объяснить серьезным подходомк организации преподавания курса в школах г. Кирова и Кировского района. Здесь успешно развивается многолетняя практика, сложившееся ещё в то время, когда в учебном плане был региональный компонент, наполненный учебным предметом «Основы православной культуры», поэтому курс «Основы православной культуры» преподается не только в 4 классе в рамках ОРКСЭ, а и на других уровнях образования. Это и позволило исследовать отношение к курсу практически одних и тех же детей на протяжении четырех лет. В обсуждении доклада приняла участие Надежда Александровна Щербакова, методист ГАОУ ДПО «КГИРО», Региональный координатор.

Во второй день конференции Елена Станиславовна Овчинникова выступила с послесловием к своему докладу. Поблагодарив всех, кто задавал ей вопросы, пояснила, что в основе социально-психологического исследования, направленного на изучение отношения обучающихся к курсу «Основы православной культуры», заложена рефлексия. Помимо анкеты использовались и другие методики, похожие, например, на методику Щурковой Н.Е. «Изучение эффективности воспитательных средств». С позиции психолога Елена Станиславовна посоветовала педагогам учить детей думать, задавая рефлексивные вопросы на уроках и занятиях по основам православной культуры. И тогда школьники обоснованно смогут делать правильный выбор, не повинуясь ничьей воле. В завершение Елена Станиславовна поделилась воспоминаниями одного замечательногоучёного человека: «Вы можете играть с детьми хоть в прятки, самое главное – провести грамотную рефлексию, спросив у ребенка: какую тактику ты использовал, как действовали другие, что тебе больше нравится – прятаться или искать и т.д. И тогда можно достичь любых целей».

В продолжение темы конференции во второй день с сообщением о региональных конкурсах, конференциях выступила методист отдела сопровождения воспитательных программ и дополнительного образования КГИРО, Региональный координатор Надежда Александровна Щербакова. Названные ею мероприятия (как для обучающихся, так и для педагогов) осуществляются в рамках деятельности ГАОУ ДПО «КГИРО», направлены на повышение качества преподавания курса «Основы православной культуры» и на формирование мотивации обучающихся и преподающих учителей. Из перечня названных Региональным координатором мероприятий следует отметить региональную научно-педагогическую конференцию, посвященную памяти народного учителя Российской Федерации А.Ф. Иванова (далее – конференция). Целью конференции является демонстрация, поддержка и продвижение передового и инновационного педагогического опыта. Тема конференции 2021 года: «Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогов: «точки роста» качества образования в регионе». Надежда Александровна попросила ещё раз внимательно изучить письмо министерства образования и науки Калужской области «О проведении конференции» от 15 октября 2020 г. N08–021/2267–20, чтобы подать заявку на участие.С 23 ноября по 4 декабря 2020 года осуществляется заочный этап конференции, в ходе которого желающие могут прислать свои выступления в сборник материалов конференции и стать участников конференции, намеченной на март 2021 года.

Несколько лет назад впервые в рамках этой конференции работала секция, где не только широко обсуждалась тема духовно-нравственного воспитания, а были представлены лучшие практики организации преподавания курса «Основы православной культуры». Тогда к участию в этой секции руководством КГИРО были приглашены представители Калужской митрополии. Отрадно, чтов текущем учебном году организаторы конференции запланировали секцию «Инновационный потенциал курса «Основы православной культуры» для формирования духовных и нравственных ценностей детей и подростков». Но не только в этой секции могут поучаствовать координаторы и учителя. Интерес для них может представлять ещё одна секция – «Модернизация воспитательной деятельности образовательной организации как педагогическая проблема», где можно будет выступитьпо актуальной теме реализации школьныхпрограмм духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в рамках федеральных государственных стандартов.

Удивительной встречей с замечательным опытом взаимодействия Церкви с директорами школ назвали участники конференции выступление методиста по основам православной культуры Зеленоградского благочиния Северо-Западного викарианства Московской городской епархии, религиоведа Инны Анатольевны Киселёвой. Выразив благодарность за предоставленную возможность поделиться опытом работы с калужанами, Инна Анатольевна представила презентацию на тему «О работе с директорами образовательных организаций Зеленоградского округа г. Москвы по повышению мотивации родителей в выборе «Основ православной культуры» в предметной области «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)». Инна Анатольевна рассказала о работе созданного при благочинии методического кабинета по духовно-нравственному образованию и воспитанию, о духовно-просветительских встречах и паломнических поездках директоров школ, об интереснейших проектах, реализуемых в Зеленоградском благочинии с образовательными организациями, в том числе проектах в дистанционном режиме в условиях пандемии. Прозвучало иучастие методиста благочиния в курсах повышения квалификации учителей, организуемых Городским методическим центром Департамента образования г. Москвы. Инна Анатольевна читает лекции на этих курсах, организует встречи с общественными деятелями и миссионерами, проводит семинары, например, семинар «Церковь и армия» посвящался истории военного духовенства.

Для Калужской митрополии конкретный пример взаимодействия по реализации предметной области ОРКСЭ представителя Зеленоградского благочиния с директорами образовательных организаций и с методистом ОРКСЭ Городского методического центра интересен с точки зрения организации систематической работы Московской городской епархии с Департаментом образования города Москвы. Если в Калужской области по инициативе Калужской митрополии создана и действует Региональная сеть муниципальных координаторов преподавания курса «Основы православной культуры» (функции координатора исполняют учителя и районные методисты), то в городе Москве по инициативе Московской городской епархии на ниве просвещения трудятся от каждого прихода общественные методисты по основам православной культуры. Именно эти люди существенную помощь оказывают школам. Заинтересованные участники конференции могут подробно ознакомиться с нормативными документами, в числе которых Положение об общественных методистах, Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Департаментом образования города Москвы от 24 апреля 2012 года и другие документы на сайте mosmetod.ru в закладке ОРКСЭ.

С сообщением «О разработке локальных актов образовательной организации по изучению предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)» выступила муниципальный координатор преподавания курса «Основы православной культуры» в Людиновском районе Ольга Сергеевна Клестова.

Работая в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работеМКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», она как добросовестный администратор изучила материалы официальных сайтов школ других регионов и обнаружила, что в ряде субъектов Российской Федерации в школах разработаны локальные акты не только по изучению предметной области ОРКСЭ, а и предметной области ОДНКНР. Ольга Сергеева предложила участникам конференции проекты локальных актов, разработанные ею, подчеркнув, что действия администрации школы № 2 г. Людинова не являются чем-то новым, а вполне закономерным управленческим шагом по реализации методических рекомендаций федерального и регионального уровней в той части, где говорится, что ОДНКНР – логическое продолжение ОРКСЭ. Ольга Сергеевна убеждена, что тексты локальных актов должны быть четкими и понятными, содержать базовые позиции, конкретные права, обязанности родителей и школы по изучению предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР.

Важно обдуманно подходить к этому вопросу, что позволит администрации школ грамотно выстроить работу с родителями обучающихся, понять место учебных курсов духовно-нравственной направленности в учебных планах, видеть цели и потенциальные возможности курсов в выстраивании (проектировании) воспитательной системы образовательной организации.

Ольга Сергеевна Клестова предложила муниципальным координаторам взять эту работу под свой контроль, так как нормативная база, разработанная в единой логике, поможет создать единое образовательное пространство духовно-нравственного воспитания в муниципалитете, задаст единые смысловые ориентиры предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР для педагогов и администраций школ.

Ещё одно предложение касается информирования родителей об особенностях реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР в отдельно взятой организации через официальный сайт. Если ранее на сайте школы создавали вкладку «ОРКСЭ», то теперь необходимо корректировать с учетом новой предметной области ОДНКНР. Для этого достаточно сделать на сайте новую закладку «ОДНКНР».

В докладе Тамары Викторовны Анохиной«Формирование культуры взаимодействия представителей Калужской митрополии с представителями образовательных организаций по расширению преподавания курса «Основы православной культуры» прозвучала готовность Калужской митрополии и впредь помогать государству и обществу эффективно решать задачи в духовно-нравственной сфере, поскольку это общее важное дело. Напомнив слова Его Святейшества Патриарха Кирилла о том, что для Церкви всегда важна нравственная сторона происходящего и что воспитательная функция Церкви, существующей более 2000 лет, реализовывалась в различных политических, социальных и культурных контекстах, Тамара Викторовна подчеркнула, что актуальными становятся не только официальные формы взаимодействия, отраженные в официальных документах,а формы, которые можно характеризовать как личностные тактично-доброжелательные и уважительные.

Напомним хорошо известные региональные документы:
 Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности №66 от 26 ноября 2010 г., подписанный Губернатором Калужской области и Управляющим Калужской епархией Русской Православной Церкви;
 типовой Договор в сфере образовательной деятельности, духовно-нравственного и патриотического воспитания между образовательной организацией и приходом Русской Православной Церкви (его подписывают директор школы и настоятель прихода);
 Положение о Координационном совете по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи при Правительстве Калужской области;
 Положение о Региональной сети муниципальных координаторов преподавания курса «Основы православной культуры»;
 Положение о муниципальном координаторе преподавания курса «Основы православной культуры»;
 протоколы заседаний общественно-консультативных органов региональных и муниципальных (Координационный совет по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи при Правительстве Калужской области и аналогичные в муниципальных районах и городских округах).

Для характеристики личностныхформ взаимодействия прозвучал пример из практики, из которого следовала важность неспешного выстраивания доброжелательных отношений, какдля священника, так и для руководителя образовательной организации. В конечном итоге это помогает достигнуть единства в озабоченности происходящим в школе, семье, государстве, мире. Почему актуальность взаимодействия Церкви о школы возрастает? Это понятно из доклада Василия Александровича Щипкова о новых угрозах в мире. И эти угрозы не фобии, а реальность.

Если посмотреть в масштабах страны, то явных религиозных ценностей, подлинно духовных ценностей, ценностей православной веры, ценностей христианства нет среди главных ценностей сегодняшних школьников. Это печалит и подвигает нас к объединению усилий Церкви, государства и общества по продвижению в школысистематического курса «Основы православной культуры».
Теме не менее, по данным социологического опроса, проведенного в этом году Российским движением школьников в 25 городах России: от Калининграда до Томска и от Апатитов до Самары,сегодняшняя молодежь в большинстве своем хранит в себе традицию, которая проявляется такой ценностью как семья.

Далее Тамара Викторовна рассказала о данных социологического опроса, которые приводит «Российская газета». Детей-активистов просили определить главные для них ценности. Их оказалось не так много: 5–7. Самым важным в своей жизни назвали семью 50% опрошенных. Остальные опрошенные поставили семью на второе или третье места.

Вторая по популярности ценность – дружба. А на третьей строчке в системе ценностей – образование – 39%. Среди важных ценностей 18% школьников называют честность и справедливость.Стремление к свободе упоминается в каждом третьем мнении: свободе мыслей, слова, выбора, действий, самовыражения и даже в наличии свободного времени и личного пространства. В этом признались 30% школьников.О любви говорят 24%, причем любовь часто понимается как наличие рядом понимающих, уважающих, ценящих тебя людей.При этом меркантильность современных школьников оказалась сильно преувеличенной: о деньгах упомянули всего 14% опрошенных. Хотя и это немало. Удивляет, что школьники не выделили отдельно развлечения, компьютерные игры и интернет. А вот любимые хобби и творчество у них популярны. Так что наши активисты-школьники духовно живы, и нам предстоит помочь им укрепиться в традиции.

Примером конструктивного взаимодействия с Церковью по расширению преподавания курса «Основы православной культуры» в образовательных организациях является опыт города Кирова и Кировского района. Об этом рассказала Анна Владимировна Кривогубченко, муниципальный координатор г. Кирова и Кировского района. Анна Владимировна подчеркнула, что уже много лет тема курса рассматривается на заседании Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при районной администрации. Это гарантирует преемственность предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР и сохранение единого образовательного пространства муниципалитета, в котором на предстоящий период запланирована серия духовно-просветительских мероприятий, посвященных 800-летияю со дня рождения святого благоверного Александра Невского. Рассматривая предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», Анна Владимировна назвала учебно-методические комплекты (УМК), по которым эта предметная область реализуется в школах города Кирова и Кировского района:УМК Н.Ф. Виноградовой или А.Н. Сахарова в 5 классе во всех 16 школах района;УМК А.В. Бородиной или Л.Л. Шевченко с 6 по 9 классы во всех 16 школах и в 5 классе в 7 школах.

О запланированных в Барятинском районе мероприятиях, посвящённых празднованию 800-летия благоверного князя Александра Невского, рассказала Наталья Владимировна Новикова – муниципальный координатор преподавания курса «Основы православной культуры» в Барятинском районе. В настоящее время в школах этого района реализуется исследовательский проект «Связь Небесного и земного» по сбору материалов об уроженцах Барятинского района, удостоенных Ордена Александра Невского. Планируется 6 декабря 2020 г. виртуальная экскурсия, а к 13 мая 2021 г. – квест.
Поступившее сообщение Натальи Юрьевны Кототилиной–муниципального координатора Бабынинского района, о возросшем интересе педагогического сообщества к курсу «Основы православной культуры» и об активизации совместной с духовенством 10-го благочиния Калужской епархии духовно-просветительской работы, предложено оформить текстом (как и другим муниципальным координаторам) и выслать в срок до 18 ноября2020 г. на электронный адрес Регионального координатора Надежды Александровны Щербаковой и консультанта региональной сети Тамары Викторовны Анохиной.

Участники конференции уполномочили рабочую группув составеруководителей епархиальных отделов религиозного образования и катехации протоиерея Николая Андриянова, иерея Димитрий Торшина, иерея Олега Прохорова и методиста КГИРО Надежды Александровны Щербаковой в срок до 20 ноября оформить предложения участников конференции для внесения в Итоговый документ Чтений.

Участникам конференции предложено направить свои выступления в Редакционный совет серии «Вера. Образование. Жизнь» до 01 декабря 2020 г. на адрес: atvborovsk@mail.ru
Модератор конференции анонсировала участникам конференции печатные издания Калужской епархии, специально подготовленные по теме Чтений. Это журнал «Православный христианин» и две газеты «Вера молодых» и «Наша вера». Также анонсировали сборники избранных материалов предыдущих Чтений. Все названные издания подготовлены для безвозмездной передачи всем участникам Чтений.

По решению Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области сборники избранных материалов Чтений в количестве 760 экз. переданы безвозмездно руководству КГИРО для каждой школы и методической службы 24 муниципальных районов и 2 городских округов Калужской области. Это выпуск 7 серии «Вера. Образование. Жизнь» 2020 года: «Великая Победа: наследие и наследники XXI века : сб. избранных материалов XXII Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии» и выпуск 6 серии «Вера. Образование. Жизнь» 2019 года: «Молодёжь: свобода и ответственность. Культура. Язык. Вера: сб. избранных материалов XXI Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии».

В заключительном слове иерей Олег Прохоров, и.о. руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Калужской епархии, поблагодарил всех выступающих за интересные и глубокие доклады, отметив ценность опыта Зеленоградского благочиния Московской городской епархии, и пожелал всем участникам конференции Божье благословениеплодотворно потрудиться на ниве духовно-нравственного просвещения и воспитания подрастающего поколения.Слова особой благодарности прозвучали директору Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Калужской области «Центр современного образования» Ирине Васильевне Замятиной и сотрудникам этой организации, которые обеспечили двухдневную конференцию в онлайн формате при помощи удалённой конференц-связи ZOOM.

Завершилась конференция благодарственной молитвой.

Координатор Чтений Калужской митрополии
Тамара Викторовна Анохина

Архив новостей

2024
Апрель
пн вт ср чт пн сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика