Главная   Новости   Новости за 2007 год:   2007-05-21 II Опти...

Новостная хроника Калужской епархии:

2007-05-21 II Оптинский форум

18-21 мая С 18 по 21 мая в Москве, Калуге и Козельске под эгидой Русской Православной Церкви прошел II Оптинский форум. Его участники на восьми конференциях рассмотрели широкий спектр тем – от проблем духовно-культурного наследия, молодежи и образования в России до взаимосвязи науки и духовности.

В работе форума приняли участие около 90 видных представителей Церкви, деятелей культуры, ученых ведущих российских вузов.
Форум имел весьма насыщенную рабочую программу. Он начал свою работу с пленарного заседания 18 мая в Москве. На следующий день состоялось его открытие и пленарное заседание в Калуге. Там же работала основная часть конференций и круглых столов.
20 мая участники провели совместное совещание с духовниками и братией Оптиной пустыни, посетили выставку Козельского краеведческого музея, посвященную 200-летнему юбилею И. В. Киреевского.

21 числа в Калуге открылся Центр социально значимой информации на базе Свято-Амвросиевского центра интеллектуального развития молодежи Калужского госпедуниверситета. В этот же день прошел круглый стол «Молодежь, СМИ и духовно-культурное наследие».

Можно констатировать, что Оптинский форум превращается в постоянно действующий общественный орган. В течение года после окончания I Оптинского форума велась работа по направлениям «Нравственная экономика и предпринимательство», «Социальная стратегия России», «Общество и демография».

Форум принял ряд предложений, обращенных к органам государственной власти. Среди них – предложения о формировании попечительского совета форума, о привлечении внимания российской интеллигенции, особенно молодежи, к датам, существенным для отечественной духовной культуры, и связанное с этим предложение о создании открытой бесплатной системы дистанционного изучения культурного наследия, основанного на трудах Святых отцов, и многие другие.


Слово
Митрополита Калужского и Боровского КЛИМЕНТА
на открытии II Оптинского форума «Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции»
Москва, 18 мая 2007 г., РАГС

Сердечно приветствую участников II Оптинского форума и передаю благословение с пожеланием успехов в работе от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Я также хотел бы всех поздравить с великим деянием, которое произошло вчера в праздник Вознесения Господня - установлением единства в нашей Русской Православной Церкви. В Храме Христа Спасителя подписанием «Акта о единстве» и совершением Божественной Литургии, которую возглавил Святейший Патриарх Алексий, и ему сослужили епископат и клирики как РПЦ Московского Патриархата, так и Русской Православной Церкви Заграницей была перевернута еще одна трагическая страница нашей истории. Завершилось духовное разделение русского народа, происшедшее в результате октябрьской революции 1917 года и последовавшей за ней гражданской войны. Уже сейчас это событие можно назвать историческим, но оно еще подлежит осмыслению и осознанию обществом. Мы же должны благодарить Бога, что он дал нам увидеть этот день воссоединения и трудиться для полной реализации этого единства.

Сейчас, перейду к теме нашего форума. Касаясь духовного выбора российской интеллигенции обратимся к состоянию нашего общества, к той среде, в которой мы живем. Она (среда), можно сказать, нерелигиозная, материалистическая, а зачастую гедонистическая. Вопросы духовности занимают малую долю жизни человека, если он еще ими интересуется. Девиз нынешнего времени: «Бери от жизни все, не думай о последствиях». В душу русского человека вносится чуждая ему культура, порой несовместимая с православным мировоззрением. Последние полтора десятилетия много говорится о духовном возрождении, но сам процесс возрождения у большинства населения не дошел до глубины жизни, до возрождения души народа.

Естественно, что существовавшая идеология в прошлые десятилетия оказала большое воздействие на современную интеллигенцию. И сейчас она не однородна - кто-то увлекается восточной философией, кто-то - западной, а есть и такие, кто остался под влиянием советских взглядов. Человеку с советским прошлым не легко отказаться от стереотипов того мышления, особенно это, касается вопросов смысла жизни человека и его предназначения. Сейчас мы нередко встречаем человека верующего, в рассуждениях которого наличествуют материалистические принципы.

Слово «интеллигент», означает «понимающий, мыслящий, разумный». Интеллигент - это человек, стремящийся соединить в себе самые лучшие качества и восстановить в душе целостность мировоззрения, которую можно обрести, только имея веру в Бога. Причем такую веру, которая определяла бы его поступки. Интеллигентный человек ко всему относится с позиции веры, и она ему не мешает быть писателем, физиком, художником, врачом, музыкантом. Интеллигент стремится к сохранению и развитию национальной культуры, поддержанию общественной нравственности, содействует духовному просвещению. Он переживает за будущее своего народа, а будущее каждого народа зависит от его духовного и нравственного состояния.

Во все времена в России настоящая интеллигенция была по своей сути православной. В XIX веке интеллигенция так же в своем большинстве являлась православной, хотя и не была однородна: существовали разные кружки и течения, среди которых в равной степени выделялись и славянофильство, и западничество. XIX век это век выбора российского общества: вернуться к духовному наследию своих предков или следовать учениям несогласным, а то и противным Православию.

Существующее сейчас мнение о том, что до революции интеллигенция противостояла Церкви, - это результат идеологической пропаганды советского времени. Когда проводились в массы идеи коммунизма, то потребовалось показать его «исторический путь». И с помощью десятка имен была создана картина противостояния Церкви и интеллигенции. Причем, создавая свой «исторический путь», идеологи коммунизма не гнушались вписывать туда людей верующих, но которые, может быть, имели свое понимание некоторых вопросов веры, хотя при этом и оставались членами Церкви. И подтверждением этому является то, что после октябрьской революции тысячи лучших представителей интеллигенции вынуждены, были уехать со своей исторической родины, и десятки тысяч погибли в лагерях.

Конечно, нельзя отвергать, что среди интеллигенции были и такие, которые оппонировали Церкви. Причиной тому было непонимание предназначения и природы, Православной Церкви. Или это были люди, которым чужды были духовные традиции России. Их стремлением было сформировать безликий народ иванов, не помнящих родства, а поэтому и девиз у них был: «Разрушим все старое до основания». Но, тем не менее, всегда была часть интеллигенции, которая интересовалась вопросами духовной жизни и активно участвовала в жизни Церкви.

Особое влияние на жизнь многих людей того времени оказало монашество. Вспомним Оптину пустынь. На протяжении длительного времени она притягивала к себе людей науки и культуры, и жившие там умудренные жизненным и духовным опытом старцы всегда были открыты вопрошающим их. Поэтому там и сформировался своего рода центр диалога между старцами-монахами и интеллигенцией. Каждый желающий мог прийти в Оптину и узнать, что конкретно ему нужно делать, чтобы выправить свою жизнь на истинный путь. За столетие старчества в Оптиной побывали практически все видные представители русской интеллигенции. Причем очень многие из них не просто посещали монастырь, а были духовными чадами старцев. Надо ли говорить о значимости этого явления?

Николай Васильевич Гоголь буквально обрел в Оптиной пустыни «второе дыхание». Позже он писал, что сам он «черен, как уголь», и только такие места, как Оптина, могут «отбелить» его.

Особо следует отметить Ивана Васильевича Киреевского. Это был философ удивительной глубины мысли, который стоял у истоков оптинского книгоиздания, оказавшего огромное влияние на русскую философскую мысль. Он старался донести истины Православия, до своих современников содействуя изданию переводов с греческого языка писаний древних отцов Церкви. Оптина Пустынь поразительно своевременно возникла в истории России, встав щитом на пути нашествия западной идеологии.
К сожалению, необходимо признать, что тенденции разрушения и неверия возобладали. Революционная трагедия, явилась в каком-то смысле закономерным следствием того духовного кризиса высшего общества, который развивался на протяжении нескольких столетий.

Но и в советское время в московских храмах можно было увидеть представителей интеллигенции, многие из них пели в церковных хорах, совмещая это с работой в театрах. Верующими людьми были, например, философ Алексей Лосев, филолог Дмитрий Лихачев, поэт Борис Пастернак, певец Иван Козловский, ученый Иван Павлов. К старцу отцу Павлу Груздеву, который жил недалеко от Академгородка в Борках, обращались многие его жители - ученые, например, С. Кузнецов, членкор Академии Наук, микробиолог. У него исповедовались академики И. Курчатов, М. Келдыш и Л. Арцимович. Против Церкви боролась же именно советская, излишне идеологизированная интеллигенция.
В 60-70-е годы именно интеллигенция выступила в защиту духовных ценностей и Церкви. В связи с этим можно назвать, например, писателя Владимира Солоухина и художника Илью Глазунова. Среди ныне живущих - прекрасный прозаик Валентин Распутин.

Сегодня, когда происходит духовное возрождение в России, мы наблюдаем, что все больше представителей интеллигенции приезжают в монастыри, чтобы лучше познакомиться с наследием Православной Церкви, восстановить разрушенную в советские годы связь со своими духовными корнями, чтобы духовно укрепиться, утвердиться в добре и истине. Ведь монашество — это уход не от мира человеческого, а от мира греха. Сегодня, как и в древние времена, монахи стремятся уйти от мирской суеты, продолжая помогать тем, кто остался вне стен монастыря. Наши предки дали довольно глубокое определение человека, который уходит в монастырь — инок. Оно происходит от слова «иной», то есть по-иному, с духовной позиции воспринимающий жизнь человека. Иноки имеют возможность как бы со стороны взглянуть на то, что происходит вокруг и сориентировать человека в этом духовно-культурном и нравственном брожении, охватившем мир, помочь отличить добро от зла и избрать путь добра.

В монашеской среде всегда были высокообразованные люди. Примером тому могут служить святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Феофан (Затворник), философ Константин Леонтьев (в монашестве Климент), архимандрит Леонид (Кавелин), архимандрит Агапит (Беловидов), святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Святейший Патриарх Алексий (Симанский). Мы видим, что интеллигенция всегда находила в монашестве путь служения обществу.

Особенностью же современных монастырей является то, что большинство их насельников и насельниц — люди, которые выросли в городах, обучались в современных школах, знают современную культуру, имеют высшее образование.

Сегодняшнее российское общество, без сомнения, устремлено к Православию. И хотя многовековая православная культура нашей страны была почти вытравлена из его жизни, тем не менее, люди обращаются к Богу. И не следует забывать, что важнейшими проводниками просвещения в любом обществе служит интеллигенция. От того, какими настроениями будет проникнуто сознание представителей интеллигенции XXI века, напрямую зависит ход исторического, культурного и государственного развития России.
Возрождение нашей страны невозможно без обращения к культурному и духовному наследию, которыми так богата Православная Церковь. От духовного выбора интеллигенции и всего общества в целом зависит будущее России, ее безопасность и жизнь будущих поколений. Православие — это сила духа, сила Божия, и человеку надо только дать ей действовать в своей душе. И в этом, без сомнения, поможет обращение к советам и наследию святых отцов, нашей Церкви, которые на протяжении всей нашей истории являлись духовным ориентиром для православной интеллигенции.

+ КЛИМЕНТ
Митрополит Калужский и Боровский


Что выбирает русская интеллигенция?

20 мая в Калуге завершил работу II Оптинский форум «Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции». Местом его работы стали также Москва, Оптина пустынь и Козельск. В нем участвовали более ста ученых, деятелей культуры, священнослужителей, представителей общественных объединений.

Своей основной задачей форум поставил «рассмотрение путей  решения совместными усилиями гражданского общества, Русской Православной Церкви и структур власти духовно-нравственных проблем в обществе, семье и государстве с эффективным использованием традиционного духовного и культурного наследия России».

1. Оглянуться и понять.

Духовная позиция интеллигенции по основным вопросам социального и культурно-исторического бытия Россия всегда была важна для русского общества. Настоящая интеллигенция, - глубоко образованные, по-христиански мыслящие, верующие люди, - постоянно стремилась понять внутреннюю духовную жизнь русского народа, осмыслить ее, сохранить в классической культуре проявления этой жизни. С другой стороны, именно часть интеллигенция была проводником тех идей, что стали причиной событий 1905 - 1917-го годов и последующих кровавых десятилетий.

Сегодня пришло время не просто восстанавливать разрушенные духовно-нравственные традиции, но и оглянуться назад, на последние двадцать лет церковно-общественного развития, понять, что уже сделано, а что еще только предстоит, и как.

Причем не только церковная, но и светская власть осознает исключительную важность того, какой духовный выбор сделает российская интеллигенция, и будет ли он основан на святоотеческом наследии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в обращении к форуму сказал: «От духовного выбора интеллигенции и всего общества в целом зависит будущее России, её безопасность и жизнь будущих поколений... возрождение нашей страны невозможно без обращения к духовному и культурному наследию». Министр культуры А. С. Соколов считает, что «наше наследие - оптинское старчество, корни строительства высокой духовности. Образование россиян… является сегодня приоритетом государственной политики… предназначение интеллигенции: научением, воспитанием, примером своей жизни…растить новые чистые поколения граждан».

Похожие мнения прозвучали и 19 мая на открытии форума в Калуге. Архиепископ Людиновский Георгий отметил:

– В наследие России входит не только территориальное богатство и некое экономическое положение, но прежде всего – богатство религиозно-духовное, православно-христианское, нравственное как самое необходимое благо для жизни всего народа российского. Каждый народ в истории бережно хранит свое предыдущее наследие как ценное сокровище в своей жизни. В нашей стране не всегда четко придерживались единой мировоззренческой, политической, философской и православно-христианской позиции. В 1917 году оказались совсем от предыдущего российского наследия, считая его абсурдным и даже опасно вредным. В конце XX столетия также поставили «крест» на советской эпохе, да и не пересмотрели глубоко и тщательно наследие предшествовавших советскому периоду веков.

В настоящее время мы должны дорожить своим духовно-религиозным наследием, усваивать его своим сознанием и сердечной расположенностью, духовно-нравственно совершенствоваться. Интеллигенция здесь вместе с Православной Церковью – главное звено в оздоровлении нашей страны и нашего народа… Это элита, это мозг, разум, движущая сила нашего общества.

2. интеллигента надо воспитать!

Действительно, основным носителем и источником преобразований в России всегда была интеллигенция. И потому к ней всегда предъявлялись повышенные требования. Сегодня наша страна снова нуждается в  глубоких изменениях, прежде всего – в оздоровлении духовной ситуации.

Но кто будет заниматься этим? Способны ли современные российские интеллигенты повести за собой народ к высотам духовно-нравственного совершенствования?

По высказываниям, которые звучали на секциях, можно судить, что современный российский интеллигент весьма далек от того идеала деятеля культуры, науки, государства и общества, который представляли собой Александр Пушкин, Антон Чехов, Петр Чайковский, Дмитрий Менделеев… Усредненный тип советско-российского интеллигента, согласно мнению некоторых участников форума, таков: человек, во всем облике которого сквозит этакая богемная небрежность, самодовольство мнимой самостоятельностью в творческих поисках. При неудачах он часто впадает в уныние, апатию ко всему окружающему. А это - уже хорошая почва для алкоголизма и наркомании. Возможно, такой психологический портрет несправедлив. Но согласитесь, что он - не беспочвенен! Ведь не бывает дыма без огня… Сможет ли такой человек увлечь за собой других людей к высоким целям? Конечно, нет!

В чем причина существования такого стереотипа? На этот вопрос в интервью нам попытался ответить заместитель председателя Межвузовской ассоциации молодых историков-филологов (МАМИФ) Вадим Венедиктов:

– Перед тем, как прибыть в Калугу, мы заехали в храм Архистратига Михаила и так получилось, что первый круглый стол мы провели в его конференц-зале. Как раз там поднимался вопрос о том, кто такой интеллигент, и были разные мнения. Кто-то вспомнил выражение Михаила Афанасьевича Булгакова, что интеллигент - это вовсе не обязательно идиот. Кто-то привел более нелестные отзывы об интеллигенции Владимира Ильича Ульянова.

Эти фразы произносят сами люди, относящиеся к интеллигенции. То есть, они понимают радикальные точки зрения на интеллигенцию. И понимают, что времена, которые мы сейчас переживаем, - для интеллигенции не самые лучшие, потому что и наука, и культура сегодня не в моде. По крайней мере, в России так сейчас складывается.

И интеллигентным человеком быть сегодня не в моде. Если Вы являетесь интеллигентом, то должны быть готовы к тому, что Вас будут отовсюду гнать, что Вы не пройдете в каком-то деле административные препятствия. Умный человек сегодня нереализован.

Член МАМИФ Андрей Мельков считает, что в составе современной российской интеллигенции очень мало молодежи. Причем нынешние молодые интеллигенты поставлены перед очень трудным выбором:

– Сегодня мы призваны или действительно быть таким образцом, эталоном для нашего молодого поколения или же скатиться в пропасть, уподобиться бессловесной твари.

Причем есть даже такая закономерность. У нас в Московском университете на историческом факультете среди выпускников всегда есть своеобразное разделение. Люди, закончившие истфак, либо становятся верующими, воцерковленными, либо просто отторгнутыми от русской культуры, от русской действительности, от всего родного. И поэтому сегодня в рамках такого жесткого выбора перед молодежью нам действительно предстоит или вырваться из этого опасного пути, или погибнуть окончательно.

3. истинная культура - это преображение!

Совершенно ясно, что современной интеллигенции, чтобы сделать правильный духовный выбор, не хватает связи с традиционной русской православной культурой, с ее святыми носителями. Той связи, которая была, например, со старцами Оптиной пустыни у Николая Гоголя, Константина Леонтьева, у других выдающихся людей России…

Мысль о необходимости такой связи в своем обращении к участникам II Оптинского форума, которое зачитала кинорежиссер Маргарита Григорьева, высказал председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков:

– Культура в лице лучших представителей русской интеллигенции всегда имела духовную связь с Оптиной пустынью. Возрождение этой традиции сегодня не только радует, но и вселяет надежду на исцеление больной культуры. Я надеюсь, что Оптинский форум внесет свой значительный вклад в возрождение православной культуры, что, наконец, духовно-нравственные приоритеты культуры будут иметь государственную поддержку.

Живым примером связи лучшей части русской интеллигенции с духовниками из Оптиной может служить жизнь кинорежиссера Маргариты Григорьевой:

– Самое главное, как мне кажется, что произошло за эти годы богоборчества, это то, что традиция все-таки была сохранена. И то изумительное событие, которое произошло на Вознесение в этом году, - воссоединение Русской и Зарубежной Православной Церквей. Это есть свидетельство того, что всегда жива была Церковь Российская, всегда были подвижники, которые отдавали ей до конца жизнь свою. И это торжество, последствия которого мы еще не осознаем до конца, основано на мученической крови многих русских подвижников.

Одним из них был мой духовный отец - духовный сын последнего старца Оптиной иеросхимонаха Нектария. Он с пяти лет уже ездил в Оптину. Его мать, земская учительница, была тайной монахиней и тоже являлась духовной дочерью оптинского старца.

Мой духовный отец унаследовал крест оптинский от старца оптинского Нектария, который, в свою очередь, унаследовал крест от старца Амвросия. Старец Амвросий благословлял им Гоголя, Достоевского. Потом оптинский старец Нектарий этим крестом благословлял своих духовных детей Анну Ахматову, Гумилева, Блока, художника Бруни…

И наш отче этим же крестом благословлял Валентина Распутина, Крупина, режиссеров. Он очень хотел быть монахом, но его старец Нектарий  благословил поработать в миру, как Алешу Карамазова, и уже в 50-е принять священство. И, когда мой духовник принял священство, то приехал в город Елец, на родину Нектария Оптинского. Там он создал общину из деятелей культуры. И мне выпало великое счастье  принадлежать к ней.

Он передавал нам слова старца Нектария: «Культура - это литургически организованное сознание. Культура - это прежде всего Преображение. Если нет света фаворского, то это не культура и не искусство. Так же, как пресуществляются хлеб и вино в Тело и Кровь Христову на Евхаристии, то и материальное произведение настоящего художника должно преобразиться в духовный свет и вызвать катарсис».

Мой духовный отец говорил, что художник берет свет прежде всего и в виде красок, слова полагает этот свет во гроб. А потом приходит зритель, и своим светом уже соприкасаясь с произведением, творит воскресение, извлекает свет художника, и слова, краски, музыка, звук превращаются в свет уже в душе этого человека-зрителя.

Мой духовный отец писал, что мы одержали величайшую победу над фашизмом в Великой Отечественной войне. А сейчас война идет более страшная, может быть. Она идет в духовном плане. И выиграть ее сложнее, потому что прежде всего надо бороться с собой, со своими страстями и грехами. Но мир ждет именно от России вот эту победу.

4. опасности войны духовной.

Верно сказано, что сейчас идет жесточайшая духовная война. Однако, линия фронта проходит не только через человеческие души, но и по внешним сторонам нашей жизни. Часто она переходит и в область борьбы за национальные интересы нашей страны. Это тоже прозвучало в выступлениях на Оптинском форуме. Во время него состоялись конференции по нескольким важнейшим темам: «Духовно-культурное наследие, молодежь и образование в России», «Духовно-культурные аспекты демографии», «Перспективы построения в России нравственной экономики и предпринимательства», «Духовно-культурное наследие и организации культуры и образования для регионов России», «Наука и духовность», «Общество, власть и Церковь: соработничество для России». В рамках последней состоялся круглый стол «Проблема безопасности и обеспечение национальных интересов России». Его участники отметили, что над Россией и над каждым ее гражданином нависла целая система взаимосвязанных внутренних и внешних угроз.

Руководитель круглого стола профессор Владимир Лутовинов напомнил собравшимся, что, начиная с 2000 года, были разработаны государственные концепции, в которых формулируются национальные интересы России и задачи ее национальной безопасности, а также - доктрина противодействия информационной войне против нашей страны:

– Круг проблем основных задается этими документами. У России очень много угроз. Есть система внутренних и система внешних угроз. Согласно концепции национальной безопасности, преобладают внутренние угрозы: и национализм, и сепаратизм, и межнациональная рознь, и межконфессиональные противоречия…

О внешних угрозах в концепции национальной безопасности достаточно завуалировано говорится, хотя мы знаем, что главная угроза - США и их союзники, которые постоянно и системно воздействуют на русскую цивилизацию и делают все, чтобы она прекратила свое существование.

 В концепции говорится об экономической, финансовой, информационной, культурной и духовной безопасности. Духовная безопасность - это огромная проблема. Ей уделено незаслуженно мало внимания! Причем ее нередко пытаются свести к религиозной безопасности. Мол, борьба со всякими сектами и «целителями» - дело только конфессий. А о том, что под угрозой оказываются основы Православия, нормы христианской нравственности, без которых государство существовать не может, и речи нет.

Почему настолько эффективна американская и вообще западная внешняя политика? К сожалению, мы же им проигрываем. Например, мы потерпели поражение в холодной войне. Ответ в том, что они своим государственным и национальным интересам всегда и во всем следуют.

Когда Горбачев ездил и упражнялся в «общечеловеческих ценностях», Запад просто был в шоке. Горбачеву был задан вопрос: «А как же Вы относитесь к своим национальным интересам?» Он сказал: «А зачем они нам? Есть общечеловеческие интересы, и из этого мы и исходим…» Маргарет Тэтчер так ответила на аналогичный вопрос: «Какие могут общечеловеческие ценности?! Интересы Британии превыше всего!»

Когда-то император Александр III говорил своему наследнику, будущему императору Николаю II: «У России только два надежных союзника - ее армия и флот». Жаль, что эти слова не помнят многие современные российские политики.

Сегодня ясно, что Россия сама должна заботиться о собственной безопасности и государственной, и национальной, и духовной, не оглядываясь ни на каких «дядюшек» из-за океана. У нас есть собственные национальные интересы. И главный из них состоит, прежде всего, в сохранении традиционного искусства и культуры, опирающихся на коренные православные, христианские устои нашей жизни.

II Оптинский форум, хоть и вызвал в моей душе некоторые нарекания по части его внешней организации, тем не менее, стал ярким событием в духовной и культурной жизни России. Трудно описать все его итоги, но главный результат уже очевиден. Форум позволяет сделать вывод, что для того, чтобы выжить нам как народу, необходимо срочно восстановить и укрепить связь между культурой современной России и носителями духовных традиций.

Диакон Дмитрий Арсентьев

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика