Главная   Новости   Общецерковные новости   В Москве открылась...
В Москве открылась выставка «Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря в 1920-1950-е годы»

В Москве открылась выставка «Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря в 1920-1950-е годы»Открытие выставки «Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря в 1920-1950-е годы» состоялось 3 сентября в Нарышкинских палатах одной из древнейших обителей Москвы. Кураторы выставки – историк Алексей Беглов, публикатор наследия Петровских отцов, и Кирилл Вах, директор научно-издательского центра «Индрик» подготовили к этому дню не только собственно экспозицию, но и фильм, посвященный героям выставки. В проекте участвуют также мемориальный комплекс «Бутовский полигон» и приход храма Сошествия Св.Духа на Лазаревском кладбище.

Как отмечается в пресс-релизе, экспозиция выставки открывает перед широким зрителем внутренний мир тайных монашеских общин Высоко-Петровского монастыря – одного из духовных центров Москвы 1920–1930-х годов. В экспозиции собраны оригиналы и фотокопии уникальных фотографий и документов, а также вещи из частных и церковных собраний. Некоторые из них будут представлены впервые, и после выставки вряд ли представится возможность увидеть их снова. Выставка стала итогом многолетнего изучения наследия Петровских отцов и собирания по крупицам материальных свидетельств их жизни. Представленные вместе, они меняют наш взгляд на жизнь Москвы 1920-1930х годов.

Наместник обители архимандрит Петр (Еремеев) поблагодарил создателей выставки за воссоздание малоизвестного, но «эпохального отрезка» истории Петровского монастыря. «Эти тайные, подпольные общины монашествующих и те, кто поддерживал их в миру, сохранили в обезбоженной Москве то преемство, которое принесли Зосимовские старцы (в 1923 г. из разоренной большевиками подмосковной Зосимовой пустыни монахи и старцы перебрались в Высоко-Петровский монастырь – прим. ред.), сохранили как в малой толике соли ту духовность, которой была богата дореволюционная Москва», -- сказал о. Петр. Он выразил надежду, что в переданных обители и реставрируемых сейчас Нарышкинских палатах сможет разместиться более широкая выставка о тайных монашеских общинах как явлении, не только Петровского монастыря, но и других московских обителей.

Известный московский археолог, доктор исторических наук Леонид Беляев назвал выставку «очень археологической». По его словам, «граница археологии» очень близко, «возле нас» -- это всего 100 лет. Скоро экспонаты выставки тоже станут археологией. Тем важнее сохранить и сделать доступным то, что в течение долгих лет было скрыто «толщей запретов и забвения».

Те, кому посвящена новая экспозиция, могут быть названы «подлинными героями своего времени», сказал куратор выставки Алексей Беглов. «Они хранили веру и свои монашеские обеты в тех условиях, которые были не просто равнодушны, но враждебны христианству. ... Они жили как христиане – именно поэтому, я думаю, Россия и оставалась христианской страной, а не столько потому, что за этим стоят столетия христианского прошлого. Их судьбы трагичны, но и вдохновляющи, они вселяют надежду», -- сказал историк.

Начиная экскурсию по выставке, он отметил, что она посвящена не столько репрессиям и мучениям, которым подвергались монашествующие, сколько внутренней жизни петровских общин и сохранению монашеской традиции. В 1923 г., когда в Высоко-Петровском монастыре появились Зосимовские старцы и монахи, вокруг них образовался круг молодых людей, жаждущих духовного окормления и подлинно церковной жизни. Некоторые из них приняли тайный постриг. В частности, значительная часть выставки основана на воспоминаниях тайных монахинь Игнатии (Пузик; 1903-2004) и Серафимы (Кавелиной; 1916-2006). По благословению схиархимандрита Игнатия (Лебедева; 1884-1938), самого известного духовника Высоко-Петровской обители, они в миру не открывали своего монашества, соблюдая принципы «бытовой маскировки», как выразился А. Беглов: под своими мирскими именами учились, работали в советских учреждениях и артелях, воспринимая свою ежедневную работу как монашеское послушание. Но духовная их жизнь, скрытая от мира, развивалась под руководством старцев: в экспозиции можно увидеть письма с наставлениями духовным чадам, церковный самиздат (переписные от руки богослужебные тексты, фрагменты Евангелия, написанные на ткани для передачи заключенным в лагерь), множество фотографий и т.д.

В экспозиции отчасти воссоздан интерьер тайного скита, который располагался в чердачном помещении неподалеку от Высоко-Петровского монастыря, в Печатниковом переулке (дом не сохранился). Скит во имя иконы Божией Матери «Знамение» был средоточием монашеской жизни общины о.Игнатия. В этом «горнем гнездышке» постоянно жили 2-3 монахини, другие же приходили в эту общину, чтобы вместе молиться, читать письма из тюрем и лагерей, собирать посылки для заключенных, помогать друг другу в работе и просто побыть в окружении единомышленников и единоверцев. На выставке можно увидеть подлинную рясу о. Игнатия – А. Беглов обратил внимание на то, насколько она ветхая, латаная-перелатаная. «Быт этого скита был более чем скромным», -- отметил он. Скит просуществовал до конца 60-х гг.

Существенная часть экспозиции посвящена духовникам Петровского монастыря. Их семеро: уже упоминавшийся о. Игнатий (Лебедев), архиепископ Варфоломей (Ремов) – настоятель монастыря в 1921-1929 гг., отцы Митрофан (Тихонов), Исидор (Скачков), Никита (Курочкин), Зосима (Нилов), Федор (Богоявленский). Некоторые из них прославлены в лике преподобномучеников. На выставке можно также увидеть репродукции портретов зосимовских-петровских отцов, которые Павел Корин писал как эскизы для своего монументальном панно «Русь уходящая».

Начиная с 1920-х гг. многие духовники Петровского монастыря не раз подвергались арестам и ссылкам, они вынуждены были переходить в другие московские храмы, которые еще были открыты. Аресты 1934-35 гг. привели к разгрому монашеской общности обители. В 1938 г. скончался в лагере в Алатыре (Чувашия) о. Игнатий, в 1939 г – архимандрит Никита (Курочкин). Остававшиеся в живых духовники, даже находясь в заключении, не оставляли своим попечением духовных чад своих погибших собратьев, они писали им ободряющие письма. Так, одно из таких писем о. Федора (Богоявленского), умершего от пыток в тюрьме в 1943 г., выставлено в экспозиции. Единственный, кто пережил репрессии 1930-х гг., был архимандрит Исидор (Скачков; 1883-1959). Во время войны и в послевоенные годы вокруг него соединились духовные чада всех зосимовских старцев. «Последний зосимовский старец» окормлял эти тайные общины, служа в поселке Новые Петушки, до 1959. Эта дата, как пояснил «Благовест-инфо» А. Беглов, и стала верхней хронологической границей для выставки.

Экспозиция открыта ежедневно, с 10 до 17 ч., в Нарышкинских палатах Высоко-Петровского монастыря.

Седмица.Ru

Архив новостей

2024
Апрель
пн вт ср чт пн сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика