Административным, экономическим и культурным центром Калужской области является город Калуга. Он расположен на левом возвышенном берегу р. Оки. Численность населения по сведениям 2000 г. составляет 356 000 человек.
Калуга впервые упоминается в 1371 г. в грамоте литовского князя Ольгерда. Город возник как пограничная крепость на юго-западных рубежах Московского государства. Краеведы М.В. Фехнер и Н.М. Маслов полагают, что крепость Калугу заложил на р. Яченке Великий Князь Московский Симеон Иванович Гордый.
Память о Великом Князе Московском Симеоне Гордом осталась в названии городской улицы: ул. Симеоново городище (по ул. Труда вниз). В 1505-1518 гг. Калуга была центром удельного княжества. Через некоторое время крепость с берега р. Яченки была перенесена на берег р. Оки (ныне территория городского парка). В 1708 г. Калуга вошла в состав Московской губернии. С 1777 г. она стала центром Калужского наместничества, а с 1796 г. - губернским городом.
В 1778 и 1785 гг. губернские архитекторы П.Р. Никитин и И.Д. Ясныгин разработали генеральный план застройки города, по которому в Калуге были возведены здания в стиле классицизма: Присутственные места, Свято-Троицкий кафедральный собор, дома Золотаревых-Кологривовой и Пешковых, Дворянское собрание и ряд жилых каменных домов.
В XVII-XIX вв. Калуга была преимущественно торговым городом. В первой половине XVIII в. она входила в число торговых центров страны. Калуга имела многомиллионные обороты, торговала с Англией, Голландией, Пруссией и другими странами. В Отечественной войне 1812 г. Калуга сыграла важную роль, являясь главной тыловой базой русской армии.
Нынешний статус областного центра Калуга получила в июле 1944 г. В настоящее время в Калуге проживает почти треть населения области. В городе сосредоточено 13% промышленных предприятий, которые производят более 40% промышленной продукции области. В Калуге развиты главным образом машиностроение, приборостроение, химическая, деревообрабатывающая, пищевая и легкая промышленность, производство стройматериалов.
Особенность планировки Калуги заключается в том, что, возникнув как пограничная крепость, она росла и развивалась вокруг своих храмов, которые с древности занимали господствующие высоты в городе. Как писал Е. Николаев в своей популярной книге "По Калужской земле": "Церкви видны из многих дворов, придавая им ту поэзию, которую уловил Поленов в своем "Московском дворике". Церкви скрепляют город, с их помощью приезжий легко найдет дорогу, ими замыкаются многие улицы (особенно эффектно это выглядит, когда улица доходит до оврага и продолжается за ним, поднимаясь в гору)". И в настоящее время, находясь в старом центре города, можно с перекрестков улиц видеть три храма. Эту особенность старинной архитектуры Калуги замечают многие гости города.
Большая часть ныне существующих калужских храмов была построена в конце XVII-первой половине XVIII вв. согласно генеральному плану застройки губернского центра, который предусматривал как строительство каменных храмов вместо существовавших деревянных, так и перенос некоторых храмов на новое место.
По описи г. Калуги 1626 г., на один храм приходилось пятнадцать дворов мирян и 5 дворов духовенства. Всего на одну тысячу населения был 21 деревянный храм, из них:
В дальнейшем количество храмов росло. По описи 1685 г., в Калуге их было 27, из которых:
Каждый храм имел свои особенности, свой стиль. В XVII в. вид Калуги произвел неизгладимое впечатление на Павла Алепского, сопровождавшего Антиохийского Патриарха Макария во время его путешествия в Москву в 1654 г. Тогда он писал: "Этот город очень многолюден, красив и открыт... Он весьма велик, больше Путивля и также расположен на краю горы. В нем тридцать благолепных, прекрасных церквей, их колокольни легкие, изящные, приподняты, как минареты, купола и кресты их красивы".
Все храмы, за исключением некоторых, были деревянные. Каменными в 1685 г. были: Казанский в девичьем монастыре, Воскресенский и Никольский в крепости, Никитский и Покрова "под горой". В течение последующего столетия все деревянные храмы в Калуге были заменены на каменные.
С 1777 до 1790 гг. некоторые калужские храмы были перенесены на новые места, как этого требовал генеральный план застройки: Никольский храм - с площади на Козинку; Алексеевский - в Московскую Ямскую Слободу; Пятницкий - на кладбище; Жен Мироносиц - на хлебный рынок и Космо-Дамианский "за лавками" - к Московским воротам. Начиная с 1778 г. были полностью разобраны следующие храмы в Калуге: Никольский в крепости; Алексея Митрополита в крепости (или Всех Святых); Иоанна Богослова в крепости; Илии Пророка на площади; Николы "за лавками" на Воскресенской улице; Космодемьянский (на современной ул. Вилонова); Варвары великомученицы на Богоявленской улице; старый Троицкий собор в крепости. Храмов древнерусской архитектуры в результате этой застройки не осталось, так как на месте или взамен древних строились новые храмы в духе классицизма, современного в ту пору стиля.
Таким образом, в архитектуре всех калужских храмов первой трети XVIII в. прослеживаются общие тенденции, отражающие особенности московской церковной архитектуры Петровского времени, поскольку они были возведены либо московскими мастерами, либо местными строителями, учившимися у москвичей. Храмы, возведенные на рубеже XVII-XVIII вв., имели обширные трапезные, высокие или массивные барочные колокольни. Среди них были и сооружения, отражавшие новые архитектурные стили. Тем не менее, именно на рубеже XVII-XVIII вв. в Калуге были заложены основы широкого церковного каменного строительства, во многих отношениях надолго определившего облик города.
До революции в Калуге действовало 47 храмов - 29 приходских, 12 домовых, 2 военного ведомства и 4 монастырских: в честь Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы в Свято-Лаврентиевом монастыре, Воздвижения Креста Господня в Крестовском монастыре, в честь Казанской иконы Божией Матери в Казанском девичьем монастыре.
Домовые храмы прекратили свое существование в 1918 г. согласно принятому в октябре того же года постановлению Калужского губисполкома. С 20-х гг. XX в. постепенно стали закрываться приходские храмы. К началу Великой Отечественной войны в городе осталось всего 2 действующих храма: Георгиевский собор и храм в честь святителя Николая на Козинке. На сегодняшний день из 29 приходских храмов, действовавших в Калуге, сохранилось 20 храмов, из них:
Из 4 монастырских храмов сохранился только один - храм в честь Казанской иконы Божией Матери девичьего монастыря. Из прежних 12 домовых храмов сейчас действуют только 2 - храм в честь святителя Гурия Казанского при Казанском монастыре и храм в честь Иоанна Богослова при Калужской духовной семинарии. В конце XX в. были освящены 3 новых домовых храма - в сохранившемся корпусе Свято-Лаврентьева монастыря, Животворящего Креста Господня при епархиальном управлении и храм в честь праведного Лазаря Четверодневного при Железнодорожной больнице. В Калуге также действовали 2 храма, относящихся к военному ведомству - в честь святителя Николая на воинском кладбище и в честь апостолов Петра и Павла при лагере 5-го гренадерского Киевского полка, - оба храма не сохранились.
Начиная с 1949 г. территория областного центра неоднократно расширялась, в результате чего в черту г. Калуги вошли населенные пункты, в которых ранее были храмы. Из них 4 храма ныне действующих - в честь Рождества Богородицы в с. Ромоданово, в честь Рождества Богородицы на Калужке (Ждамирово); в честь Рождества Христова в с. Рождествено, в честь Тихвинской иконы Божией Матери в с. Козлово; 5 храмов находятся в ведении государства - Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая в пос. Грабцево, великомученика Георгия в д. Доможирово, святителя Николая Чудотворца в д. Чижовка, Вознесения Господня в с. Большая Каменка.
Кроме того, во второй половине ХХ в. на окраине г. Калуги были построены новые микрорайоны, при проектировании которых строительство храмов не предусматривалось. Жители этих районов вынуждены посещать храмы в историческом центре города, что осложняет работу Церкви с верующими. Поэтому в 90-х гг. встал вопрос о строительстве в этих местах новых храмов и воскресных школ. На данный момент на окраинах города построено 2 храма и 1 молитвенный дом: на Малинниках - храм в честь мученика Трифона; в пос. Трудовом - храм в честь мученика Иоанна Воина и молитвенный дом в честь Калужской иконы Божией Матери. Также образованы приходы и ведется подготовка к строительству храмов в микрорайоне "Тайфун" в честь Вознесения Господня - и в пос. Северном - в честь Архангела Михаила.
2024 |
Октябрь |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.