Общаясь с людьми, порой приходится слышать: «Не знаем, кому стоит подавать милостыню, а кому нет?» Бывают люди, которые твердо убеждены: отдельные группы просящих сами виноваты в своей сложной жизненной ситуации, они не достойны сочувствия.
Не все готовы помогать бездомным, считают, что они ведут неправильный образ жизни, и бродяжничество их устраивает. Редко кто откликается на просьбы людей, которые не умеют распоряжаться собственными доходами. Многие отказывают в сострадании незамужним женщинам с детьми, винят их в легкомыслии.
Порой бездомным человек становится по доверчивости, а тот, которого обвиняют в расточительности, может быть воспитанником детского дома. У него нет навыка распоряжения деньгами. Мать-одиночка, не страшась косых взглядов, сохранила ребенка и одна растит его.
Люди не только проходят мимо, когда просящим нужна хотя бы капля сочувствия, но и жестоко осуждают их мысленно и даже вслух. Этим они уподобляются друзьям Иова Многострадального, которые считали: «Если Иова постигли несчастья, значит, он совершил какое-то беззаконие». И что же? Господь вознаградил праведника за верность в испытаниях и вразумил тех, кто осуждал его.
Размышляя, кому давать милостыню, а кому нет, мы уподобляемся законнику, который спрашивал у Господа: «А кто мой ближний?» (Лк. 10:29). После того, как Иисус Христос рассказал притчу о милосердном самарянине, законник сам же и ответил на вопрос: «Оказавший милость». Тогда Спаситель сказал: «Иди, и ты поступай так же» (Лк.10:37).
Никто не спорит, что мы не в силах помочь всем и сразу. Необходимо делать выбор. Если вы давно навещаете одиноких стариков, это достойное дело. Возможно, ум и сердце подсказывают жертвовать своими силами, чтобы поддержать вдову с малолетними детьми. И такое служение важно. Вы помогаете тем, кому можете.
Неправильным я считаю другое: заранее относить какие-то группы людей к недостойным внимания. Господь призывает уподобиться Отцу Небесному, который простирает все блага и на праведных и на неправедных (см. Мф.5:45).
Сам Спаситель подает всему миру пример милосердия и любви к ближнему. Он не отвергает прокаженных — изгоев общества (см. Мф.8:2), мытарей — сборщиков податей (Мф.9:10), самарян, до которых иудеи даже не прикасались и не использовали одну посуду (см. Ин. 4:9). Он не делит людей на тех, кому можно помогать, а кто этого не заслуживает. Его последователям тоже не следует в своем служении судить, достоин ли нуждающийся внимания, времени и сил или нет.
Святой Ерм, рассеивая сомнения современного человека, говорит: «Давай всем бедным просто, нимало не сомневаясь». По его словам, получающие помощь, ответят перед Богом, на что просили и на что брали. «Дающий же не будет виноват, — заключает святой, — ибо он исполнил служение, какое получил от Бога».
Опубликовано: газета "Вечерняя Москва"
2024 |
Май |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
29 | 30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.