Главная   Митрополит   Выступления   Митрополит Калужск...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Зачем человека растили годами

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Зачем человека растили годами

 

 

 

В книге Михаила Дымова «Дети пишут Богу» есть интересный вопрос ученика 2 класса Василия (Васи), который, обращаясь к Богу, спрашивает: «Зачем человека растили годами, а потом бац — и он уже мертв?»

Вопрос жизни и смерти заставляет задуматься многих, а не только Васю. Тысячи людей пытались на него ответить, но истинный ответ дает Господь, и мы находим его в Священном Писании. Человек рождается не для земной жизни, а для вечной. И для вечной жизни он призван расти и развиваться, и в первую очередь духовно. Если бы не было воскресения после земной смерти, тогда — да, смысла ни в чем бы не было: ни в наших трудах, ни в нашем возрастании. Если Христос не воскрес, тогда бессмысленны были бы любые старания — быть добрым, трудиться над собой, терпеть невзгоды и прочее испытания, которые даются для нашего совершенства. А если воскресение есть, то есть смысл во всех наших подвигах, потому что по слову апостола Павла: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15: 22-23).

А если, действительно, человек родился в такой семье, где его «растили годами» только для земной жизни? Если по своим привычкам, образу жизни, воспитанию, он только к этому и стремиться? Если ему интересна только земная жизнь? Как быть? Может быть, для начала, такому человеку попробовать осознать тот факт, что все равно, рано или поздно, придется предстать перед Богом и держать ответ за свою жизнь. Мало ли, к чему он здесь стремится, и что о себе думает, — реальность-то другая. Стоит принять это во внимание, пока есть шансы откорректировать свои жизненные приоритеты.

Можно было бы жить только земной жизнью, если было бы известно, что Бог атеистов и безбожников не воскресит, а воскреснут только верующие. Но Бог воскресит всех, включая тех, кто не знает Священного Писания, а поэтому, как говорится в наших гражданских законах: «незнание закона не освобождает от ответственности перед законом». Так и тут: незнание законов духовной жизни, незнание заповедей Евангелия, не освобождает человека от ответственности за свою прожитую жизнь, и последующая участь в вечности зависит от земной жизни человека.

Все вышесказанное дополняется Евангельским чтением грядущего воскресенья. Там идет рассказ о воскрешении Христом дочери Иаира. «И вот, пришел человек, именем Иаир… и… просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти» (Лк. 8: 41-42). И Христос пошел, и по пути Иаиру сообщают, что его дочь умерла. Много святоотеческих толкований есть об этой истории, что толкнуло Иаира обратиться за помощью к молодому Пророку. В данном случае все затрагивает сферу физической жизни человека — болезнь и смерть. Как раз об этом и задумывался второклассник Вася. И это совсем не детский вопрос. Евангельская история с 12-ти летней дочерью Иаира закончилась ее воскрешением Христом, а также исцелением от какой-то опасной болезни, какой, мы не знаем.

Но в жизни, к величайшему сожалению, далеко не всегда заканчивается все так прекрасно. И человечество на протяжении веков, даже тысячелетий, задается вопросом – почему умирают люди, а особенно горько, когда умирают дети. И нет никакого ответа от Бога человеку, кроме одного: «Не бойся, токмо веруй» (Лк. 8: 50). Нет никаких рациональных объяснений, почему пожилой человек «скрипит», но живет, а совсем юное создание уходит из жизни из-за какого-нибудь воспаления легких, которое в наши дни считается вполне излечимым заболеванием. Только вера во всемогущество Божие помогает — и то отчасти — объяснить логику подобных событий.

Вот что писал, утешая родителей, ребенок которых преставился от перенесенных травм (переломов ног), преподобный старец Антоний Оптинский: «Печаль свою возверзите на Господа, без воли Коего и птенцы не умирают, кольми паче человек. Ибо Господь Бог глубиною мудрости Своей так устроил, по падении праотца нашего Адама, чтобы каждый человек родился в мир сей для того, чтобы умереть, а умирал для того, чтобы всегда жить».

Господь хочет всех спасти. А нам надо стараться не мешать Ему в этом. Если человек это хоть в какой-то мере осознает, и начнет меняться, искренне каяться, смиряться перед Богом, то Господь это увидит и поможет человеку. Мы можем быть в этом абсолютно уверены. «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй» (тр. гл. 8). Но это все, повторюсь, необходимо заслужить своим стремлением к исправлению себя, выбором добра и отметанием зла.

«Вечерняя Москва»

 

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика