Александр Сергеевич Аникеев. Актуальность развития систематического преподавания курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных организациях Калужской области в контексте празднования 800-летия благоверного князя Александра Невского

Александр Сергеевич Аникеев. Актуальность развития систематического преподавания курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных организациях Калужской области в контексте празднования 800-летия благоверного князя Александра Невского

Александр Сергеевич Аникеев, министр образования и науки Калужской области, член Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи при Правительстве Калужской области.

Актуальность развития систематического преподавания курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных организациях Калужской области в контексте празднования 800-летия благоверного князя Александра Невского. Выступление на торжественном пленарном заседании по подведению итогов работы XXIII Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии. г. Калуга, 4 декабря 2020г.

Тема XXIII-их Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии сочетает в себе понимание значения личности Александра Невского в истории России и осознание важности поступка, дела, подвига – ратного и духовного; яркой военной победы – и каждодневного, незаметного со стороны преодоления себя, смирения и духовного роста.

Выдающийся русский историк Георгий Владимирович Вернадский писал: «Два подвига Александра Невского - подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранение православия, как нравственно-политической силы русского народа».

Образ Александра Невского в современных российских учебниках отличается рядом нюансов. Во-первых, Александр Невский представлен школьникам не только как полководец, но и как большой патриот, который более всего думал о русской земле.

Во-вторых, на фоне растущего значения православия как элемента коллективной идентичности в современной России вряд ли может удивить тот факт, что при изображении Александра Невского в российских учебниках истории для школ вновь уделяется большое внимание истории церкви.

Отдельные образы Александра Невского — полководца, патриота, небесного покровителя — отвечают различным концептам коллективной идентичности: государственно-национальному, региональному и церковно-сакральному. Эти два концепта взаимно дополняют друг друга. В качестве коллективного символа Александр Невский берет на себя весьма важную связующую функцию. Герой Невской битвы является идеальной интегративной фигурой в смысле патриотического согласия.

Педагогам, преподающим курс истории и ОПК важно знать эволюцию восприятия образа святого князя Александра Невского соотечественниками. Это даёт понимание его современной роли в образовательно-воспитательных паттернах.

С конца XIII в. Александр Невский занимает прочное место в русской культурной памяти. Александр стал почитаться святым вскоре после смерти, на месте погребения во Владимире. Житие было создано в восьмидесятые годы XIII в. Здесь князь представлен святым правителем. Поначалу Александр Невский был классическим местным святым. Сообщество, участвовавшее в создании памяти о нем, было относительно невелико. Сначала святой имел значение лишь для монастырской общины, ухаживавшей за, его могилой, самое большее — для жителей Владимиро-Суздальского княжества.

В начале XVIII в., в ходе широкомасштабных изменений в обществе, культуре и политической системе при Петре Великом, значительно изменилась и память об Александре Невском. В отличие от предшествующих столетий, когда смещения в образе Александра Невского происходили медленно и зачастую без четко определяемой идеологической цели, Петр сознательно обратился к истории памяти о святом и инструментализировал. После победы над Швецией в Северной войне Петр I избрал Александра Невского небесным покровителем города Санкт-Петербурга и святым защитником всей империи. Причиной присвоения царем-реформатором образа святого была прежде всего победа Александра над шведами в 1240 г. Первый российский император основал в честь городского небесного покровителя монастырь, в 1723—1724 гг. перевез его мощи из Владимира в новую резиденцию на Неве и перенес день памяти святого на 30 августа — день, напоминавший о его собственной победе над Швецией в 1721 г. Образ Александра переходил из русского православного святого и российского правителя — в национального русского героя.

После Октябрьской революции 1917 г. начался единственный в долгой истории памяти об Александре Невском период, когда официальная власть считала его негативным символом. Большевики, объявившие войну аристократии, православному духовенству и великорусскому национализму, прокляли Невского и как правителя, и как святого, и как национального героя. Вскрыв и конфисковав раку с мощами Александра Невского в мае 1922 г., новые власти разрушили в Петрограде один из символических центров старой столицы.

Причиной, по которой Александр не только не погрузился в забвение в СССР, но очень скоро возвысился до одной из важнейших исторических фигур, стал широкомасштабный идеологический поворот середины 1930-х гг.. В 1937 г. были «реабилитированы» многие правители и полководцы русской истории, в том числе и Александр Невский. Возвращение князя в культурную память стало возможно благодаря его победе 1242 г. над Тевтонским орденом.
В советском патриотическом дискурсе Александр Невский предстал прославленным вождем и гениальным полководцем.

Особенно показателен в этом отношении художественный исторический фильм «Александр Невский», снятый знаменитым режиссером Сергеем Эйзенштейном в 1937. Фильм Эйзенштейна, как ни один другой текст, повлиял на образ Александра Невского в русской культурной памяти XX в, а отдельные сцены на долгое время сформировали образ исторической эпохи. Центральная сцена фильма – Ледовое побоище, в о время которого немецкие рыцари под тяжестью доспехов проваливаются под лед. Несмотря на то, что в летописях нет подобных описаний, сцена сделано настолько ярко и динамично, что создается ощущение не только кинематографической, но документальной убедительности. Знаменитые воодушевляющие слова «Кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет» произносит Александр Невский в исполнении актёра Николая Черкасова, надолго ставшего олицетворением образа святого князя. Экранный образ Александра Невского и слова, сказанные им, основательно закрепились в исторической памяти. По воспоминаниям киноведов, в фильм должна была войти сцена, показывающая Александра Невского как дипломата, которым он тоже был на самом серьёзном уровне. Огромное значение для восприятия фильма сыграла музыка, написанная для фильма Сергеем Прокофьевым, а также операторская работа Эдуарда ТиссЭ . С 1942 года в СССР был учреждён орден Александра Невского, который вручался до 1991 года. С 2010 года орден снова восстановлен в государственной наградной системе Российской Федерации. Примерно в этом же время печатается поэма Константина Симонова «Ледовое побоище», в котором поэт проводит параллель между событиями начала ХIII века и 1918 годом, когда город Псков был оккупирован германскими войсками. Фигура Александра Невского выступает спасительной связующей нитью между непростыми периодами отечественной истории. В 1942 году художником Павлом Кориным была создана картина-триптих об Александре Невском. Центральная часть называется «Александр Невский», часть слева - "Северная баллада", часть справа – "Старинный сказ". Все три части символизируют объединение народа против внешнего врага. Некоторые искусствоведы отмечают, что в картине показано объединение времен: прошлого, настоящего и будущего, которые сошлись в монументальной фигуре Александра Невского.

Память об Александре Невском на Руси, в России и Советском Союзе никогда не прерывалась, более семи столетий он служил различным сообществам точкой фиксации коллективной идентичности. Множество раз изменялось не только символическое значение, но и ранг этой фигуры в русской культурной памяти. Из местного суздальского святого Александр Невский стал небесным покровителем всей Российской империи и вознесся на вершину национального пантеона.
Важным воспитательным ресурсом в школе, базирующимся на духовно-нравственном подходе к вопросам воспитания, является курс «Основы православной культуры». Он позволяет обогатить содержание образования необходимым аксиологическим материалом, расширить границы языкового, интеллектуального, духовного пространства, в котором находятся наши ученики. В основе этого курса лежит историко-культурологический подход, возвращающий в образование традиционное содержание и ценный социокультурный опыт.

Педагоги Калужской области начали преподавание курса ОПК в школе одними их первых в Российской Федерации. Сегодня курс ОПК согласно Федеральным государственным образовательным стандартам реализуется на уровне начального образования как один из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». По данным ежегодного мониторинга реализации курса ОРКСЭ процент выбора модуля ОПК в регионе остается неизменно высоким. (В этом учебном году он составил 74,7%). На уровне основного общего образования этот курс имеет логическое продолжение в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Согласно требованиям федеральным стандартам (НОО, ООО) предметные области ОРКСЭ и ОДНКНР являются обязательными для изучения, и реализуются согласно учебному плану в форме урока (34 учебных часа в 4 классе и 17 или 35 часов в 5 классе). В ряде образовательных организаций урочная форма преподавания курса ОПК поддерживается систематическими внеурочными занятиями, в том числе и в старшей школе. По данным мониторинга реализации курса ОПК в Калужской области в 2020/2021 учебном году из 319 школ региона 125 школ реализуют курс ОПК дополнительно к курсу ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР. Из них в 114 школах реализуются программы курсов внеурочной деятельности в начальной школе, в 63 - в основной школе, в 21 – в средней школе. В школах Людиновского и Кировского районов курс ОПК реализуется также и в урочной форме с выставлением итоговой отметки в аттестат.

Нельзя отрицать того факта, что при изучении ОПК на всех уровнях образования воспитательный эффект курса усиливается, а также увеличивается возможность формирования знаний об истории и культуре нашего народа в том числе на основе интеграции с другими предметными областями. Это межпредметное взаимодействие позволяет шире взглянуть на значимые исторические и культурные события, познакомить с выдающимися личностями, раскрыть их роль в истории России, показать вклад в духовное богатство народа.

Возвращаясь к теме Чтений, хочется отметить, что учащиеся изучают материал, посвященный Александру Невскому в 6 кл. на уроках истории. При этом они знакомятся с Александром Невским как с легендарным полководцем и выдающимся государственным деятелем. Позже учащиеся еще раз встречаются с личностью Александра Невского в 8 кл. на уроках литературы при знакомстве с «Повестью о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Читая это произведение, дети еще раз вспоминают известные им из курса истории события, связанные с князем: Невская битва, Ледовое побоище, поездка в Орду. Материала, представленного в учебниках истории 6 кл. и литературы 8 кл., может оказаться недостаточно для формирования у учащихся целостного восприятия личности Александра Невского, и глубина личности, духовное богатство, его переживания за судьбу Родины, русского народа и православия на Руси, смирение и жертвенность князя окажутся вне зоны внимания детей. В условиях изучения курса ОПК на систематической основе учащиеся получат возможность познакомиться с Александром Невским как с истинным патриотом, пожертвовавшим гордостью князя, когда это было необходимо для спасения народа и православной веры.

Таким образом, мы можем говорить о важном значении курса «Основы православной культуры» в формировании у школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов. Меры, предпринимаемые в регионе для поддержки преподавания курса ОПК и направленные на повышение качества его преподавания, актуальны и своевременны. Таким образом, реализуется межпредметное значение изучения основ православной культуры.

Хотелось бы отметить и мероприятия по работе с педагогами. Региональный фестиваль детских и педагогических проектов «Храм души» для педагогов предлагает две номинации: методическая разработка урока (серии уроков), внеурочного занятия (серии занятий) курса, направленного на изучение основ православной культуры, и программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию и приобщению к основам православной культуры. В 2019 – 2020 уч. году участвовало 16 педагогов

Конкурс методических разработок «Памятные даты российской истории и культуры» предполагает смену тематики в соответствии с календарем памятных и знаменательных дат (в 2019 – 2020 году участвовал 81 педагог). В 2020 – 2021 году тема конкурса: «Великие имена России – святой благоверный великий князь Александр Невский». Конкурс рассчитан на педагогов детских садов, школ, организаций дополнительного и профессионального образования. Большой интерес у педагогов вызывает Региональная педагогическая конференция, посвященная памяти народного учителя России А.Ф. Иванова, где традиционно представлено направление, посвященное духовно-нравственному развитию подрастающего поколения и ознакомлению детей с основами православной культуры. В этом учебном году тема направления звучит следующим образом: «Инновационный потенциал курса «Основы православной культуры» для формирования духовных и нравственных ценностей детей и подростков».

Подводя итог, нужно сказать, что образ святого князя Александра Невского до сих пор является важнейшей частью не только русской истории, но и ключевым ориентиром в воспитании и формировании личности юных граждан нашей страны. Образ Александра Невского – это образ воодушевления и духовного подъема, которые сопутствуют развитию нашего государства.

Презентацию можно скачать здесь

 

 

 

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика