Доклад митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора, главы Смоленской митрополии на открытии XXIV Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии

Доклад митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора, кандидата юридических наук, кандидата богословия, главы Смоленской митрополии, ректора Смоленской Православной Духовной семинарии, на открытии XXIV Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор кандидат юридических наук, кандидат богословия, глава Смоленской митрополии, ректор Смоленской Православной Духовной семинарии, г. Смоленск.

 

 

 

Эволюция религиозного образования и воспитания в России в конце 80-х годов XX в. – начале XXI в.

Доклад на пленарном заседании XXIV Богородично-Рождественских образовательных чтениях Калужской митрополии «Вера и творчество. 200 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского» г. Калуга, 27 сентября 2021 г.

Духовное образование и воспитание в России имеет нелинейную историю своего развития в силу часто менявшихся исторических контекстов и политических конъюнктур. Существенные его преобразования произошли в конце XX – начале XXI веков.

Трансформации в политической, общественной и социально-экономической сфере в СССР времен поздней перестройки способствовали появлению новых возможностей для развития образовательной и воспитательной деятельности Русской Православной Церкви. Однако ей пришлось столкнуться с разрушением прежней жесткой вертикали управления всеми процессами в государстве, экспансией зарубежных религиозных и псевдо-религиозных обществ, имевших значительные ресурсы для достижения своих миссионерских целей, в том числе с помощью виляния на образовательную сферу страны. Церкви удалось отстоять своё право на особое место в жизни значительной части российского народа, моральное и духовное развитие которого на протяжении многих веков было предметом ее забот и трудов.

Смоленская земля на протяжении многих десятилетий по причинам разного характера: экономическим, культурным, географическим, воспринималась периферией в историческом центре Древней Руси. Однако вопреки обстоятельствам она богата не только духовными традициями и славным прошлым, но и динамично развивающимся настоящим, новаторством, высокий творческий потенциал которого определили личности людей, с этой землей связанные. Одним из таких созидателей, в период без малого четверть века служившим на древней Смоленской земле, является ныне Святейший Патриарх Московским и всея Руси Кирилл, в то время возглавлявший Смоленско-Калининградскую епархию. В период его архиерейского служения из довольно отсталой и бедной, прежде всего кадрами, епархии, она стала во многом передовой, в особенности в области религиозного воспитания и образования, которая после долгих лет полного её отсутствия начала складываться в 1988 году.

К моменту возведения митрополита Кирилла на Патриарший престол в 2009 году в Смоленске была создана полноценная система религиозного воспитания и образования, которая включала в себя все необходимые ступени, начиная от православного детского сада и заканчивая аккредитованной духовной семинарией.

Именно поэтому уникальность опыта Смоленско-Калининградской епархии может стать примером для изучения эволюции духовного образования и воспитания в России, начиная с возрождения в конце 80-х годов XX в. и на протяжении последующих двух десятилетий, как времени наиболее интенсивных трансформаций в этой сфере.

Далее следует более подробно остановиться на рассмотрении развития каждой из ступеней религиозного образования и воспитания.

В конце прошлого столетия произошли значительные перемены в понимании цели и задач воспитания будущего поколения. Плюрализм в подобных воззрениях, с одной стороны, позволил Русской Православной Церкви приступить к осуществлению проекта по созданию собственной системы дошкольного воспитания детей, причём опыта создания детских садов до революции 1917 года у Церкви не было. С другой стороны, на Церковь была возложена особая миссия – в условиях максимального плюрализма мнений относительно форм и методов дошкольного образования, представить свою систему, основанную на многовековых православных ценностях нашего народа, отличавшуюся одновременно конкурентностью и привлекательностью для современных людей.

На первом этапе создания и развития духовно-нравственного воспитания в России перед Русской Православной Церковью стояла задача формирования устойчивой конструкции всех ступеней воспитательных процессов и выбор оптимальной методологии при осуществлении образовательных программ. Так, уже в 1994 году в определении Архиерейского собора «О задачах Церкви в области религиозного образования» рекомендовалось без промедления включить в качестве образца в епархиальную систему образования, помимо воскресной школы, гимназии и иных учреждений, детский сад [5. П. 3].

Подобный проект был успешно воплощён в создании в Смоленске первого в истории нашей страны и в истории Русской Православной Церкви православного детского сада, отвечавшего всем материально-техническим и учебно-методическим требованиям. Его открытие состоялось в 1991 году на базе уже действующего ведомственного смоленского детского сада, который находился под угрозой закрытия.

Члены родительского комитета обратились к митрополиту Кириллу с предложением организовать православный детский сад на базе уже существующего учреждения. Эта инициатива нашла отклик у Высокопреосвященного митрополита Кирилла, в результате чего между епархией и комитетом по имущественным отношениям состоялось подписание договора о продаже епархии основных фондов, оборотных средств и инвентаря. Последние две позиции были переданы без оплаты, так как епархия обязывалась принимать в свои стены детей работников Смоленских тепловых сетей, в ведомстве которых находился передаваемый детский сад [2. Л. 1]. Таким образом, удалось сохранить не только персонал, воспитателей и места для детей, но и положить начало созданию уникального проекта в области православной педагогики, направленного на воспитание детей дошкольного возраста [3. Л. 1].

На протяжении многих лет Православный детский сад № 1 совместно с Православной гимназией Смоленска осуществляли программу преемственности «Детский сад – Православная гимназия». Среди учебных предметов конфессионального компонента такие дисциплины, как: христианская литература, Закон Божий, церковное пение; в светский компонент входили: этика, риторика, сценическое искусство («Православный театр»). По итогам работы детского сада в 1993-1994 гг. было принято решение отказаться от типовых программ Министерства образования Российской Федерации, приняв более гибкие формы с учётом индивидуальных особенностей воспитанников [6. Л. 1].

В целом, можно отметить, что опыт первых лет существования Православного детского сада № 1 в г. Смоленске стал ключевым и при открытии новых заведений подобного типа.

Другим направлением развития образовательной вертикали в Смоленской епархии стало открытие в Смоленске 20 августа 1992 года. Православной гимназии. Необходимо отметить, что Смоленская православная гимназия, сразу же получившая лицензию на право осуществления образовательной деятельности, является одной из старейших школ подобного типа [4. Л. 1]. К 1999 году структура Смоленской православной гимназии включала в себя: детский сад, прогимназию (начальные классы), гимназию (старшие классы). Курс прогимназии был рассчитан на четыре года [4. Л. 5].

Базисные государственные программы послужили основой для преподавания предметов в гимназии. Кроме того, для школьников среднего и старшего звена были разработаны авторские программы, которые включали в себя следующие предметы: в среднем звене – церковно-славянский язык, христианская этика, история Церкви, латинский язык, второй иностранный язык, история Русской Православной Церкви, История и культура англоязычных стран; старшее звено – греческий язык Нового Завета, введение в философию, этика и психология семейной жизни, введение в Библейское богословие [8. Л. 32].

Созданием Православной гимназии сотрудничество Церкви и государства на Смоленщине в области духовно-нравственного воспитания не ограничивалось. Впервые в России в 1991 году в ряде смоленских школ стали вводиться уроки «Основы православной культуры» [16]. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл принял деятельное участие в развитии данного направления работы. В 1994 году Смоленская епархия одна из первых заключила договор о сотрудничестве с областным комитетом по образованию. В 1999 году состоялось подписание соглашения о сотрудничестве в образовательной сфере между Смоленской епархией и Администрацией Смоленской области [9. С. 6]. В результате удалось добиться введения в программу школ, профессиональных училищ и техникумов факультативных курсов по «Основам православной культуры».

В 2002 году был подписан Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Смоленской и Калининградской епархией и Администрацией Смоленской области. Затем были заключены отдельные договоры между муниципалитетами и благочиниями епархии. Для приведения в жизнь положений документа в 2003 году был организован Координационный совет при Администрации Смоленской области по развитию системы духовно-нравственного воспитания. Кроме того, с целью повышения квалификации и приобретения необходимых компетенций для учителей был организован набор на специальную программу «Православная культура». По ней в период с 2001 года по 2008 год прошли обучение 833 преподавателя различных образовательных учреждений и воспитателей детских садов. В 2004 году состоялся первый выпуск студентов Смоленского педагогического колледжа по специальности «Учитель православной культуры», срок обучения по которой был рассчитан на три года обучения [12. С. 11].

В общеобразовательных школах Смоленской области нашли своё место такие учебные курсы, как: «Азбука Смоленского края» (для начальной школы) и «История православной культуры земли Смоленской» (для основного звена общеобразовательной школы). Произошло это в 2003 году, когда участники Народного собора Смоленщины выступили с инициативой включить данные дисциплины в Базисный учебный план Смоленской области [14. С. 28].

Таким образом, в период 1992–2008 годов в Смоленской епархии заново была создана полноценная система среднего духовного образования. Выстроена работа со всеми уровнями власти – начиная с муниципального и заканчивая областным. Результаты проведенной работы можно увидеть в следующих цифрах – на момент 2008-2009 учебного года около 18 тысяч школьников, студентов средне-специальных и высших учебных заведений были вовлечены в изучение духовно-нравственных дисциплин. Сотни учителей и воспитателей прошли курсы повышения квалификации. Написано значительное количество учебно-методических пособий для преподавания религиозно-нравственных дисциплин. Таковы плоды многолетней работы в Смоленской епархии по данному направлению [14. С. 29].

Стратегической задачей на начальном этапе возрождения духовного образования в Русской Православной Церкви на закате эпохи СССР стала подготовка священно и церковнослужителей. Духовные училища стали первыми площадками, которые были призваны осуществлять ускоренную подготовку кадров священнослужителей, регентов и представителей иных сугубо церковных специальностей.

В последующем Русская Православная Церковь стремилась к тому, чтобы государство также было заинтересовано в развитии религиозного образования и признало его наравне со светским. Для этого проводилось лицензирование духовных учебных заведений, совершенствовалась их материальная и учебно-методическая база.

Смоленское православное духовное училище, а затем Смоленская духовная семинария были призваны выполнять эти задачи.

30 ноября 1988 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению архиепископа Смоленского и Калининградского Кирилла было основано Смоленское межъепархиальное духовное училище [1. С. 31]. Училище стало одним из первых богословских учебных заведений в нашей стране, открытых после долгого перерыва. Первоначально училище включало два отделения: пастырское и регентское. Первое готовило будущих священнослужителей, второе – регентов и певчих церковных хоров, псаломщиков. Учебный процесс в Смоленском духовном училище начался 1 сентября 1989 года [9. С. 4]. По благословению Священноначалия студенты училища, окончившие в 1993 году II курс пастырского отделения, продолжили обучение на III курсе по программе духовной семинарии. Таким образом, были созданы необходимые условия для преобразования духовного училища в семинарию. Решение о таком преобразовании было принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 5 мая 1995 года [10].

Главной задачей Смоленской духовной семинарии по-прежнему была подготовка всесторонне образованных пастырей. Семинария успешно справлялась со своей миссией. К середине 1990-х годов уже половину клириков Смоленско-Калининградской епархии составляли либо выпускники, либо студенты Смоленской семинарии. В 1996 году выпускники семинарии заполнили практически все священнические вакансии в епархии [15. С. 173].

В 2009 году духовная семинария получила лицензию на реализацию Государственного стандарта «Теология», в 2011 году – государственную аккредитацию по направлению «Теология».

24 июня 2012 года в Смоленской православной духовной семинарии состоялся выпускной акт. Впервые в истории российского духовного образования выпускники семинарии получили дипломы государственного образца с присвоением квалификации «Бакалавр теологии» [14. С.23].

Необходимо сказать несколько слов об образовании и развитии Смоленского Межъепархиального Православного Духовного училища, которое было образовано на основе выделенного из состава Смоленской семинарии регентского отделения в 1998-1999 годах [11]. Помимо регентского в училище были открыты ещё иконописное и катехизаторское отделения, а также отделение медицинских сестёр милосердия [7. Л. 1]. Срок обучения студентов составлял три года, хотя в большинстве духовных училищ на тот момент было двухгодичное обучение. Смоленское духовное училище пошло по пути достижения поставленной руководством Русской

Православной Церкви цели – получения государственной аккредитации, что и произошло в 2010 году. Смоленское училище стало первым среди средних профессиональных религиозных учебных заведений страны, которые таким образом были признаны государством и стали частью общего образовательного поля Российской Федерации.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить следующее. Религиозное образование в 1988-2008 годах переживало свой расцвет, что позволило ему максимально интегрироваться в светскую образовательную систему на каждой образовательной ступени – от дошкольного до высшего образования. При этом, несмотря на сложности этой интеграции, в духовных школах были сохранены ключевые традиции и практики, продиктованные Православным вероучением.

В нынешнем, 2021 году мы отмечаем 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского. XXIV Богородично-Рождественские образовательные чтения в Калуге посвящены творчеству этого великого русского писателя. В своём «Дневнике писателя» Фёдор Михайлович писал: «то именно и важно, во что народ верит, как в свою правду, в чём её полагает, как её представляет себе, что ставит своим лучшим желанием, что возлюбил, чего просит у Бога, о чём молитвенно плачет. А идеал народа – Христос. А со Христом, конечно, и просвещение, и в высшие, роковые минуты свои народ наш всегда решает и решал всякое общее, всенародное дело своё всегда по-христиански» [13. С. 41].

Вот такого понимания просвещения придерживался в своём служении Церкви и родной для себя Смоленщины Его Святейшество, Святейший Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, который очень скоро отметит свой личный юбилей – 75-летие со дня рождения. И мы все искренне желаем нашему Первосвятителю многих и благих лет жизни.

Список литературы

Источники
1. Архив Смоленского Епархиального управления. Отчет по Смоленской епархии Московского Патриархата за 1988 год.
2. Архив Смоленского епархиального управления (АСЕУ). Договор продажи имущества (основных и оборотных средств) детского сада № 1. 18 февраля 1992 г.
3. АСЕУ. Устав православного детского сада.
4. АСЕУ. Устав Православной гимназии Смоленской епархии. Общие положения.
5. Определение «О задачах Церкви в области богословского образования» // Документы Архиерейского Собора 29 ноября-2 декабря 1994 года. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: https://mospat.ru/archive/page/sobors/1994-2/514.html.
6. АСЕУ. Отчет о работе православного детского сада № 1 за 1994 год.
7. АСЕУ. Устав Смоленского межъепархиального духовного училища Русской Православной Церкви Московского Патриархата. 1999 год.
8. АСЕУ. Отчет Смоленской православной гимназии за 1992–2000 гг.
9. Архив Смоленской Православной Духовной семинарии (АСПДС). История Смоленской православной духовной семинарии: новейший период 1988–2008.
10. АСПДС. Определения Священного Синода Русской Православной Церкви Московского Патриархата от 5 мая 1995 года. Выписка из журнала № 30.
11. Журнал № 111 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 29 декабря 1998 года. https://mospat.ru/archive/1999/02/sr291281/

Литература
12. Довгий Т.П. Духовность, нравственность и патриотизм – приоритеты современной смоленской школы // Смоленские епархиальные ведомости. 2006. № 4 (51).
13. Достоевский Ф.М. Дневник писателя 1880 и 1881 года. М. Издательство «Директ-Медиа». 2015.
14. Митрополит Исидор (Тупикин) «Становление новой модели государственных отношений и миссии Церкви: опыт служения митрополита Кирилла на Смоленской кафедре» / Российское православие от модерна к сегодняшнему дню (конец XIX – конец ХХ вв): проекции Великой русской революции в истории и историографии. Сборник материалов международной научной конференции / под. ред. М.В. Каиля. – М.: Мзд-во Ипполитова, 2018. С. 18-33.
15. Серафим (Амельченков), иером. Богословское образование в России: Смоленская духовная семинария. Исторический очерк. 1728–2008. Смоленск: Свиток, 2010.
16. Святейший патриарх Кирилл совершает визит в Смоленскую епархию. [Электронный ресурс]. Электрон. текст. URL: http://pravoslavie.ru/29209.html.

 

 

 

 

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика