8 октября 2021 г. состоялось заседание «круглого стола» в Общественной палате Калужской области по теме: «Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное.» (Ф. М. Достоевский)» по направлению I «Взаимодействие Церкви и сферы образования» XXIV Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии «Вера и творчество. 200 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского».
Заседание проходило в аудитории 704 Дома Правительства Калужской области.
Мероприятие началось с молитвы «Царю Небесный» и благословения на открытие мероприятия благочинного 5-го округа Калужской епархии протоиерея Андрея Богомолова. Ведущий заседание – Наталья Николаевна Логачёва, председатель комиссии по образованию и культуре Общественной палаты Калужской области подчеркнула важность обсуждения вопроса формирования мотивации к чтению у подростков на примере жизни и творчества Ф.М. Достоевского в день празднования памяти преподобного Сергия Радонежского, у которого просят помощи об успехах в учении.
Поздравив члена региональной Общественной палаты протодиакона Сергия Комарова с днём тезоименитства и представив участников заседания, Наталья Николаевна Логачёва предложила всем посмотреть подготовленный ТРК «Ника» фильм о Ф.М. Достоевском. Далее Наталья Николаевна передала слово сопредседателю заседания министру образования и науки Калужской области, члену Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи при Правительстве Калужской области Александру Сергеевичу Аникееву. Подчеркнув важность обращения к теме веры и творчества в год 200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского в рамках XXIV Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии, Александр Сергеевич не только высказал своё отношение к творчеству всемирно известного русского писателя, а и представил современный подход к формированию мотивации к чтению у школьников. Суть подхода можно представить несколькими тезисами из доклада А.С. Аникеева: «1. Нужно приобщить ребёнка к чтению, которое сформируется в очень важную интеллектуальную потребность. 2. Формирование культуры чтений – это важнейший элемент воспитательной работы. 3. На уроках литературы нужно учить школьника понимать разные смысловые уровни текста. 4. Сейчас проводятся очень серьёзные и глубокие исследования детского чтения. Мы должны обязательно изучать научный подход к этому вопросу. 5. Формирование списков книг для школьников – это очень интересная читательская концепция. Но нужно грамотно её использовать, чтобы расширить кругозор школьника». Следует отметить повышенное внимание участников заседания к этому докладу.
Широкий контекст культуры чтения современной молодёжи, а не только подростков, представил член Общественной палаты, руководитель епархиального Отдела по взаимодействию с госструктурами, обществом и СМИ -протодиакон Сергий Комаров, основываясь на результатах социологического исследования кандидата социологических наук Любови Фридриховны Борусяк. Представитель Калужской епархии рассказал о культуре чтения и категориях современных читателей, уделив основное внимание молодому поколению. Священнослужитель отметил, что литературное творчество – один из способов передачи опыта поколений, изложенное в увлекательной, логично построенной, поучительной форме. В какой-то степени изучение литературного наследия – элемент воспитания молодежи, поэтому нам очень важно знать и понимать, что и почему сегодня читает молодежь. Любое чтение имеет ценность или чтение тех книг, которые нам кажутся «правильными», нужными и полезными?
В заключение отец Сергий отметил, что мало читают взрослые, а если не читают родители, то все их призывы к детям, что надо читать обязательно, работают слабо.
Педагогический опыт обучения школьников пониманию смысловых уровней текста представили педагоги общеобразовательных организаций города Калуги. Так, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №26» г. Калуги Татьяна Андреевна Бачу выступила с докладом о христианских мотивах в произведениях Ф.М. Достоевского. Используя высказывания философов Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, российского историка и культуролога В.М. Соловьёва, педагог рассказала о том, как она работает с текстом романа «Преступление и наказание», особо выделяя христианскую лексику. Делает это Татьяна Алексеевна для того, чтобы помочь школьникам «ощущать в творчестве Достоевского путь спасения души человеческой…».
Учитель частного общеобразовательного учреждения «Православная гимназия в городе Калуге» Арсений Николаевич Родына подчеркнул важность интерпретации для современных десятиклассников смысла духовного и нравственного преображения Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». «Вместо диалектики наступила жизнь», – так определяет Ф.М. Достоевский в эпилоге романа «Преступление и наказание» смысл преображения Родиона Раскольникова. Под «диалектикой» писатель подразумевает «ложную учёность». Её ложь заключается в том, что, ставя себя на место религии, она отменяет абсолютные заповеди Божественного Откровения. Только начав изживать её в себе, Раскольников возвращается к полноте жизни. «К сожалению, – констатировал Арсений Николаевич, – обсуждение смысла этого преображения на школьных уроках литературы и в школьных учебниках ведётся преимущественно в чуждом Достоевскому «диалектическом» духе».
Учитель русского языка и литературы МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Козельска Валентина Викторовна Кулюкина представила доклад о пребывании Достоевского в Оптиной пустыни. Одна из причин поездки Ф.М. Достоевского была связана с работой писателя над романом «Братья Карамазовы», а вторая – смерть любимого сына Алёши. «Поездка писателя в Оптину, – подчеркнула Валентина Викторовна, принесла ему и утешение, и озарение и, кроме того, оставило огромный след в литературе».
Об уникальном издании, включающем факсимиле экземпляра Евангелия, принадлежащего Фёдору Михайловичу Достоевскому, с пометами, сделанными писателем, а также написанная им «Сибирская тетрадь» и современные научные исследования отражения евангельского слова в произведениях Достоевского, кратко рассказала общественный эксперт региональной Общественной палаты Тамара Викторовна Анохина. Факсимиле Евангелия вместе с другими перечисленными изданиями помещены в специальный короб, напоминающий о тюремной камере или остроге. Дело в том, что Евангелие было подарено писателю жёнами декабристов. Произошло это в пересыльной Тобольской тюрьме по пути на каторгу.
Евангелие Ф.М. Достоевский читал с раннего детства всю жизнь – до самой смерти. Отметки писателя на страницах Евангелия, которое писатель читал на каторге, считали навсегда утраченными. Однако теперь благодаря современным технологиям всё это ожило и вошло в научный обиход. Тираж факсимильного издания – 100 экземпляров. На портале «Мир Достоевского» можно с ним познакомиться: https://dostoevskyworld.ru/reader-world/sites/elektronnaya-versiya-faksimilnogo-izdaniya
Издание осуществлено общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска». В 2019 году творческий коллектив, работавший над проектом «Евангелие Достоевского», был отмечен наградами Издательского совета Русской Православной Церкви. Анонсирование издания происходило 27 сентября в г. Калуге во время торжественного открытия XXIV Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии. Тогда уникальное издание представил известный писатель, драматург, лауреат Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Владимир Юрьевич Малягин.
Знакомство школьников с уникальным изданием впервые произошло в г. Обнинске 30 сентября. Далее передвижной проект «Евангелие Достоевского» – школьникам Калужской области» проследовал в Калугу. В настоящее время издание находится в Калужской областной научной библиотеке им. В.Г. Белинского. После Калуги проект переместится в г. Киров, далее в Козельск и Людиново.
Участники заседания «круглого стола» были единодушны, что значение творчества Достоевского настолько огромно, что с годами его влияние на молодое поколение не только не ослабевает, а наоборот – возрастает. Читать Достоевского современному школьнику надо, чтобы понять в первую очередь самого себя. Достоевский в своих произведениях раскрывает связь человека со Христом, учит Богообщению и подвигает человека к нравственной жизни.
Выступающие отметили, что жизненный путь писателя и его творчество являют не только проблемы нравственности человека и общества, а и показывают конкретные примеры духовного преображения независимо от окружающих жизненных обстоятельств. Примеры преображения через восхождение ко Христу.
Участники приняли за основу резолюцию заседания «круглого стола» Общественной палаты Калужской области, в которой предложено актуализировать внимание педагогов, родителей к формированию мотивации к чтению у подростков через классическую русскую литературу, возрождение семейного чтения, расширение дополнительных занятий, организацию театральных студий и др.
Выступающим с докладами были переданы подарочные пакеты, подготовленные Оргкомитетом Чтений Калужской митрополии.
В мероприятии участвовали: благочинный 5-го округа Калужской епархии протоиерей Андрей Богомолов, благочинный 11-го округа Калужской епархии иерей Константин Комаров; кандидат психологических наук, педагог-психолог отдела психологического сопровождения развития детей и подростков, профессиональной ориентации ГАОУ ДПО КО «Калужский государственный институт развития образования» Татьяна Павловна Войтенко; представители министерства образования и науки Калужской области, а также члены и общественные эксперты Общественной палаты Калужской области; руководители и учителя русского языка и литературы общеобразовательных организаций Калужской области. Всего более 50 человек.
2024 |
Май |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
29 | 30 | 1 | 2
|
3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.