Доклад Ярослава Юрьевича Леонтьева, на расширенном заседании комитета по социальной политике Законодательного Собрания Калужской области

Доклад Ярослава Юрьевича Леонтьева, на расширенном заседании комитета по социальной политике Законодательного Собрания Калужской области

Ярослав Юрьевич Леонтьев, заведующий организационно-методическим отделом ГБУ КО «Учебно- методический центр военно-патриотического воспитания и  подготовки граждан к военной службе»

Обоснование христианского понимания патриотизма для школьной программы воспитания

Выступление на расширенном заседании комитета по социальной политике Законодательного Собрания Калужской области по теме: «Крепкая семья и качественное образование – путь к благоденствию Российского общества» по направлению XV «Женщина в Церкви»XXIV Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии г. Калуга, 15 октября 2021 г.

В соответствии с изменениями в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», внесенными Президентом РФ и вступившими в действие 1 сентября 2020 года в образовательных организациях должны быть разработаны программы воспитания, обеспечивающие образовательный процесс в направлении достижения национального идеала личности – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Православные традиции воспитания патриотизма в многовековой истории России неоднократно подтверждали свою состоятельность и применимость и, безусловно, должны занять подобающее место во вновь создаваемых воспитательных программах.

Актуальность вопроса обусловлена повышенным вниманием, которое уделяется в современной России патриотизму как базовому элементу формирования российской гражданской идентичности. На сегодня практически все государственные институты в той или иной степени вовлечены в этот процесс, и в первую очередь образовательные. Однако на сегодня в педагогическом сообществе отсутствует сколько-нибудь целостное представление о том, что такое патриотизм, каковы его истоки, какие принципы следует закладывать в образовательные программы по патриотическому воспитанию, каковы компетенции, которые должно формировать это воспитание в обучающихся.

По нашему мнению, целесообразно систему патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях РФ выстраивать на традиционных духовно-нравственных принципах. Таковыми на большей территории России ввиду объективных исторических причин являются духовно-нравственные ценности Православия. 

Поскольку даже в православном сообществе отношение к исполнению воинского долга, участию в военных действиях и проявлениям патриотизма существуют разные точки зрения, необходимо обратиться к Священному Преданию Церкви – совокупному опыту жизни Церкви, относительно которого и следует принимать решение, что именно является традиционными духовно-нравственными ценностями Православия.

Наиболее часто упоминаемым каноном, в определенной степени регламентирующим необходимость проявления патриотизма христианами считается 8-е правило свт. Григория Неокессарийского. В нем речь идет о тех, которые примкнули к противнику, и с ним, во время своего пленения, участвовали в нападении, забыв, что они граждане Византии и христиане, убивали единоплеменников, а также работали проводниками и информаторами. Запятнавшим себя подобными преступлениями было запрещено даже входить в храм, им полагалось стоять на улице, умоляя входящих помолиться о прощении им этого греха вплоть до того, пока по их наказанию не будет принято решение собором епископов. 

Их именовали «святотатцами», вменяя им не только предательство веры, но и в равной степени «бунт против государства», прямо называли «государственными изменниками». 

Вторым каноном, имеющим отношение к теме патриотизма, является 13-е правило свт. Василия Великого. Согласно нему, убийство на войне не приравнивалось к обычному убийству, а воинам, убивавшим на войне, рекомендовалось воздерживаться от Причастия 3 года. Данное правило, в отличии от предыдущего, регламентирует не наказание для участвовавших в военных действиях, а процедуру очищения воинов, возращения их к нормальной жизни, существовавшую еще в Ветхом Завете. Очевидно, что принципиальным в применении этих канонов является то обстоятельство, ради чего проливалась кровь. В первом случае это предательство своего народа, во втором его защита. Свт. Василий говорит о традиционности данного подхода, апеллируя к мнению отцов, под которым подразумевалось изречение Афанасия Великого из его послания к монаху Аммуну, в котором он убийство на войне объявлял деянием, достойным и заслуживающим похвалы, хотя само по себе убийство считал деянием, подлежащим оценке в зависимости от обстоятельств совершения. 

По вышеназванным причинам 13-е правило в реальной жизни практически не применялось. Толкователи вполне справедливо отмечают, что при определенных обстоятельствах воины оказывались бы постоянно лишенными причастия, причем именно те из них, кто приносил своей службой максимальную пользу обществу, наиболее доблестные. Воины в христианском государстве являлись защитниками благочестия и целомудрия, и если бы они вдруг стали из боязни быть отлученными от причастия избегать убийства врагов, то и для тех, кого они защищали, соблюдение благочестия и целомудрия стало бы невозможным, поскольку победившие враги навязали бы побежденным и свою веру, и свой образ жизни. Хотя все же определенное практическое применение это правило имело. Когда император Никифор Фока потребовал причислить к мученикам всех погибших воинов, архиереи отказали ему в этом, сославшись на 13-е правило: как можно причислять павших воинов к мученикам, если свт. Василий их от причастия на три года отлучал? 

О еще большей степени снисхождения в применении 13-го правила сообщает толкователь Вальсамон. Когда после очередной войны выяснилось, что в ней принимали участие священники и епископы, собор хотел согласно канонам лишить их права священнодействовать, но они отстояли свое право и даже были удостоены наград. 

Таким образом, мы можем говорить о том, что проявление патриотизма даже в такой его экстремальной форме, как убийство на войне, не являлось поводом для церковных наказаний как для мирян, так и для священства в случае если оно служило целям защиты веры и Отечества, и, наоборот, предательство интересов Церкви и государства, совершенное даже под влиянием таких, казалось бы, непреодолимых обстоятельств, как плен и насильственное принуждение к службе врагу, влекло за собой серьезные кары.

Приведенные церковные каноны, как мы видим, были включены в свод на основе святоотеческих трудов. Безусловно, святоотеческое наследие по патриотической тематике не исчерпывается только ими. Например, в своем труде «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью» - свт. Григорий Нисский приравнивает предателей Отечества к разбойникам и человекоубийцам, хуже которых только убийцы своих родителей и детей. Подобное сравнение, по нашему мнению, связано с пониманием служения Отечеству как исполнения 5-й заповеди Декалога о почитании родителей. Аналогичная мотивация просматривается и у свт. Григория Богослова в его «Письме к Софронию», но тут уже мы встречаем новое понятие – Родина-мать, святитель подобно почитанию отца в Отечестве предписывает почитание Родины подобно матери: «Почитать матерь – дело святое. Но у всякого своя матерь, а общая для всех матерь – родина». У св. отцов довольно часто встречаются оба термина, свт. Василий Великий в «Письме 92 (96). К Софронию, магистру» пишет и об Отечестве, и о родине, уподобляя их родителям, то есть семье: «Кто так любит отечество, как ты, который наравне с родителями почитаешь изведшую тебя на свет и воспитавшую родину…». 

Вполне вероятно, что почитание матери-Родины мотивировалось в христианском мировоззрении не только 5-й заповедью Декалога, но и утвердившимся в среде христиан почитанием Богородицы. 

Справедливо будет вновь вернуться к вопросу об отношении к павшим воинам, которым, как выше было упомянуто при императоре Никифоре Фоке решением архиереев было отказано в канонизации в чине мучеников под предлогом применения 13-го правила свт. Василия Великого. Бросается в глаза несоответствие: 13-е правило гласит о живых воинах, вернувшихся с войны, а речь о канонизации велась о воинах мертвых, «положивших душу за други своя», то есть реализовавших своей жизнью (и, главное, смертью) высшую степень любви, заповеданную самим Христом. Какова святоотеческая точка зрения на эту проблему?

Наиболее подробно этот вопрос освещен прп. Максимом Греком в одном из Посланий. Прп. Максим не утверждает, что речь должна идти о прославлении павших за веру воинов в мученическом чине, но говорит о прославлении их как праведных. Преподобный говорил, что необходимо стремиться к сохранению мира со всеми, в том числе и с неверными, но самим ходом истории предполагается, что будут распри и войны, целью которых будет уничтожение веры Христовой, поэтому христолюбивые правители по благоволению Божию обязаны, взяв на себя попечение о своем народе, организовать его защиту от варваров, которые, нападая на христианские государства восстают на «на благочестивое достояние общего всех Создателя». Прп. Максим отмечал, что вдохновляемые Богом правители не только отстояли веру и отечество, но и способствовали обращению варваров в истинную веру, за что и удостоились прославления как святые и праведные. Так неужели можно сомневаться, что те воины, которые совместно с ними послужили этому общему делу, погибнув за него, «положив душу за други своя», достойны войти в Царствие Небесное? Преподобный справедливо отмечал, что воины приносят в жертву себя за принесшего Себя в жертву за весь мир Христа, и, безусловно, дарование им Царствия Божия удовлетворяет и Божьей Справедливости, и Божьей Правде.

Хотелось бы на этот момент обратить ваше внимание особо. Речь фактически идет о том, что воины, павшие за освобождение своего Отечества, могут быть причислены к святым в чине праведных. В таком случае, насколько же глубокий сакральный смысл обретают наши традиции почитания воинских захоронений? А поисковые работы, в ходе которых происходит обретение мощей праведников? И каким метафизическим смыслом наполняется наше шествие Бессмертного полка, превращаясь в гигантский общенародный Крестный ход с образами праведных воинов, наших родных и близких. Святые покровители в каждой семье! Именно такой и должна быть концептуальная основа патриотизма, он не может быть утилитарным, он должен быть сакральным, особенно в нашей стране, для нашего народа. 

Таким образом, мы можем утверждать, что каноны Церкви и святые отцы свидетельствуют, что патриотизму в его христианском понимании свойственно самопожертвование во имя Христа, он есть исполнение Библейских и Евангельских заповедей через почитание Отечества-Родины подобно родителям, жертвенное служение Богу, ближнему и обществу, созидание земного бытия в соответствии с волей Божьей, в том числе и при исполнении воинского долга, однако, при том условии, что речь идет именно о защите Отечества. Так что патриотизм в его христианском понимании следует как можно шире освещать на курсах повышения квалификации педагогов, чтобы начался процесс осознанного включения сакрального патриотизма в школьную программу воспитания.

Благодарю за внимание! 

 

Cекулярность и религиозность в современном мире

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика