Главная   Митрополит   Интервью   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Климент - интервью изданию - газета "Весть"

МИТРОПОЛИТ КАЛУЖСКИЙ И БОРОВСКИЙ КЛИМЕНТ (КАПАЛИН) 
«ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ - НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ»

Интервью для калужской областной газеты «Весть»
9 июля 2010 г. Газета «Весть» № 249-250, с. 9.

 - Владыка, поздравляем Вас как ректора Калужской духовной семинарии с окончанием учебного года. Калужская семинария, наверное, самое «скромное» учебное заведение. Окончание обучения выпускники не отмечали с такой помпезностью, как их светские коллеги, однако, нельзя сказать, что о её существовании никто не знает. В последнее время все чаще можно увидеть молодых людей в подрясниках на общественных мероприятиях, в средних школах, ВУЗах. Многие уже знают, что эти ребята студенты семинарии. Закончился учебный год, уже есть конкретные результаты, и первый вопрос будет о том, как закончили Ваши воспитанники этот учебный год?

 - В этом году семинарию окончили 20 студентов на очном отделении и на заочном - 25 человек. Среди них есть священники, диакона, а также монашествующие. Все они определены на служение на приходы или будут подвизаться в монастырях, нести послушание в епархиальных организациях, трудится в области религиозного образования. Несколько человек рекомендованы для поступления в духовные академии.

 - Много ли избравших путь служения у Престола Божия, и почему священниками становятся не все студенты?

В священном сане окончили семинарию на очном отделении 7 человек и двое еще ждут хиротонии. Они недавно женились, а по церковным нормам после вступления в брак следует не сразу рукополагать, требуется выдержка во времени. Кандидат в священство должен осознанно и с пониманием ответственности приступать к служению, и не только он сам, но и его супруга должна чувствовать всю величину ответственности. После рукоположения и на диакона, и особенно на священника все смотрят внимательно - как ведет себя он и его семья. Священник должен учить народ не только словом, но и жизнью, причем жизнью не только своей, но и всей его семьи. Поэтому я рукополагаю не сразу после вступления в брак, а выжидаю определенное время.

Также среди выпускников есть такие, которые не определились, какой избрать путь - жениться или принять монашество. Они еще молодые 22-23 года, в этом возрасте человек еще не установившийся, а вопрос выбора спутницы жизни важен. Если хочет человек стать священником, то в брак вступить может только один раз, причем и его супруга должна быть девицей. Требование по нынешним меркам для человека, зараженного грехом, жесткое, но в нем есть большой духовный и нравственный смысл. Целомудрие делает человека более способным к духовным упражнениям, а поэтому оно всегда и ценилось в обществе. Не только сам священник, но и его семья должны в этом отношении быть примером. Семья священнослужителя - образцовая социальная единица государства. Поэтому делать выбор - это серьезный шаг.

Студенты духовных школ, готовящиеся к священническому служению, прекрасно понимают что отсидеться в тихой заводи церковной ограды не получится. Служение священника сопряжено с подвигом, постоянным трудом самосовершенствования и самопожертвования, с глубокими переживаниями за каждого прихожанина его храма, за весть мир. А поэтому, и решение о принятии сана созревает по мере духовного созревания человека. В этом вопросе мы не проявляем настойчивости, насильно «не постригаем в монахи». Но если человек отказывается от служения в силу своей скромности, считая себе недостойным, то тут приходится с ним побеседовать, объяснить важность принятия сана, что не мы его выбираем или не выбираем, а нас избирает Господь. Вообще, со всеми будущими священнослужителями я провожу духовные беседы. С одной стороны можно узнать человека поближе, с другой - дать ему нужный совет. Как правило, у будущего кандидата в священный сан всегда много вопросов, и их иногда приходится очень подробно объяснять.

Другая ситуация с выпускниками сектора заочного обучения. Там окончившие семинарию почти все в священном сане и уже служат на приходах.

 - Как должен построить свое служение на приходе молодой пастырь?

 - Будущий священнослужитель обязательно должен иметь богословское образование. Обучение в семинарии -это не только приобретение теоретических знаний, но, наряду теоретическими знаниями, необходимо приобрести и практические навыки, впитать в себя опыт Церкви в деле церковного служения. Изучение богословия великими отцами Церкви, такими как святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом ставилось на высшую ступень. Но для них богословие было не просто свод церковных правил, но школой христианской жизни. Ведь как пастырь будет учить людей на приходе о спасении и не знать сам, как человек может спастись в современных условиях. Он должен пастве сказать не просто «спасайтесь», но примером своей собственной жизни должен показать, как это надо делать. Если священник не будет уметь молиться, он не сможет научить людей молитве. Если у священника не будет любви, или будет искаженное понятие о ней, как он может научить людей любить ближних. Отсутствие духовного опыта у священника может только навредить прихожанам.

Поэтому, первое, чему мы стремимся научить студентов, - это осознание пастырства как духовного руководства и отеческой заботы о людях, что он возглавляет христианскую общину, а не какую-то экономическую корпорацию или социальное сообщество. В наше время вездесущих рыночных отношений трудно представить человека не увлеченного поиском вариантов извлечением прибыли. Но мы должны помнить, что храм - это место особого присутствия Бога, «Дом молитвы». В храм человек приходит научиться христианской жизни, обрести веру и любовь, стать чище сердцем и ближе к Богу. В этом человеку должен помочь священник.

В семинарии мы стараемся привить благоговейное отношение и любовь к храму нашим студентам. Господь порицает дух наемничества у священнослужителей. Он предлагает другой образ - образ жертвенной любви пастыря к людям.

Священник должен являть образец молитвы, молитвы приближающей к Богу. Вот это молитвенное движение по радиусам бытия каждой души к центру - Богу, как учит преподобный Авва Дорофей, уменьшает ту эгоистическую дистанцию между людьми, которую они выставляют между собой. Это верный путь преодоления разделений в приходской общине. Храм должен быть тем местом, где люди делаются ближе друг ко другу и, становясь едиными во Христе, общиной Христовой.

 - Ограничивается ли служение священника рамками прихода?

 - Как только священник заканчивает службу в храме он не скрывается из поля зрения людей, собственно говоря, свободного времени у него нет. Душепопечение – то благое иго Христово, которое пастырь несет ежедневно и ежечасно. Учитывая эту сторону служения священника, мы всячески способствуем получению семинаристами практики работы и в школах, и в детских лагерях. Многие посещают больницы и тюрьмы, знакомясь с непростой миссионерской работой в этих учреждениях. Одна из важнейших целей духовного образования не столько дать сумму теологических знаний, сколько научить деятельной любви ко всем людям. Любовь настолько важное понятие, и в то же время настолько сложное, что приобрести это Божественное чувство нелегко. Но для того, чтобы священник был настоящим пастырем, отцом для своих пасомых, оно ему просто необходимо. Храм - это не архитектурное здание - это православная семья, приходская община. В ней есть отец - священник, любящий, заботливый, думающий более о своих прихожанах, нежели о себе, готовый всем пожертвовать для них. И движет всем этим - любовь!

 - Каким вам видится будущее епархиального учебного заведения?

 - Сейчас каникулярное время, но преподавательская корпорация, что называется, взяв работу на дом, разрабатывает возможные пути интеграции нашей семинарии в общецерковную реформу духовного образования. В обозримом будущем, согласно этой реформе, нам необходимо сделать образование более качественным. В связи с этим на прошедшем заседании Совета Семинарии было принято решение рекомендовать некоторых преподавателей повысить свою богословскую квалификацию и сделать научные разработки наиболее важных для сегодня богословских тем. Кроме того, в летние месяцы мы продолжим работы по подготовке к открытию при Семинарии кабинета патрологических исследований, где одним из важных направлений будет исследование русской патристики. Кстати, наша Семинария - это только одно учебное заведение в нашей Церкви, где изучается русская патрология. Преподается отечественная патрология в течение двух лет, и это очень важно в деле сохранения традиций Церкви. Человек должен чувствовать связь с духовной традицией Церкви, а точнее за годы своей подготовки к служению студент должен сознанием врасти в эту традицию.

Это основная обязанность, и Семинария будет выполнять её - готовить добрых пастырей, потребность в которых очень велика.

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика