Главная   Митрополит   Интервью   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Климент - интервью изданию - Мир женщины

Ответы Его Высокопреосвященства митрополита Климента на вопросы журнала «Мир женщины»

 1. Ваше Высокопреосвященство, в последнее время стало очевидно, что для становления сильного Российского Государства необходимо возрождать в обществе высокую духовность и традиционные нравственные ценности. Какова в этом, на Ваш взгляд, роль Русской Православной Церкви?

Исторически Церковь всегда стремилась активно взаимодействовать с государством во многих областях, уделяя особое внимание сохранению и развитию национальной культуры, поддержанию общественной нравственности, духовному просвещению. Возвещая, что нравственное учение Христово – это не просто закон, Церковь учит, что спасение не достигается путем формального исполнения нравственных норм, но является плодом полного духовного перерождения человека, в результате которого сама мысль о грехе, желание поддаться ему были бы чужды и противоестественны освященному сердцу.

И такое новое состояние человеческой души вполне может быть достигнуто и достигается церковными средствами нравственного совершенствования души при помощи Божественной благодати. Она делает христианскую нравственность уникальной и неповторимой, а деятельно следующего ее зову человека – обновляет, перерождает и возводит к святости.

Государство не может быть крепким, если в обществе преобладает взяточничество, воровство, недобросовестное отношение к своим обязанностям, если смысл жизни сводится к развлечениям и личному обогащению, личной выгоде, если каждый сам за себя и человек человеку волк, если благо ближнего и благо Отечества для многих являются отвлеченными и чуждыми духу и мировоззрению понятиями. Все причины слабости государства и общества сводятся к известным человеческим грехам и страстям, таким как корыстолюбие, продажность, воровство, предательство, лень, безразличие, эгоизм, разврат, пьянство, наркомания, жажда развлечений, насилие и другие. Без искоренения этих глубинных и по сути основных причин распада, становление сильного государства невозможно. Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов говорил: «Победи себя, и ты сделаешься непобедимым». Церковь предостерегает от порабощения порокам, разрушающим жизнь как отдельного человека, так и в целом государства, воспитывает в человеке жертвенность, честность в слове и деле, добросовестное отношение к своим служебным обязанностям, любовь к семье, к окружающим, к своему Отечеству и другие качества, не имея которых, общество никогда не сможет быть действительно свободным, а государство сильным.

Все традиции, нравственные ценности, духовные порывы русской души укоренены в Православии. Не замечать, забывать и отвергать это значит отвергать всю тысячелетнюю историю нашего государства, нашу принадлежность к нему. Человек без рода, без истории - ущербный человек. Мы должны чтить и молитвенно помнить все те поколения, которые дали нам возможность сегодня говорить об историческом, культурном, нравственном достоянии нашего Отечества, навсегда вошедшего в мировую историю не просто как обычное государство, но как Святая Православная Русь.

2. Сегодня у нас все большую популярность приобретают католические праздники, например День святого Валентина, в то время как подвиг истинной любви Петра и Февронии по-прежнему мало кому известен. О матери Терезе знают больше, чем о святой Иулиании, удивительной русской женщине, для которой сострадательная любовь к людям стала основным стимулом жизни. Может быть, Русская Православная Церковь недостаточно активно участвует в популяризации жизни святых? Или эту обязанность необходимо взять на себя определенным представителям общества, например интеллигенции?

Сама постановка этого вопроса не совсем верна. Святых «популяризовывать» не надо, они всей жизнью проявляли в себе образ и подобие Божие не для того, чтобы прославиться перед людьми, а для угождения Богу. Сам Господь Своей благодатью и милостью раскрывает для нас тот уникальный опыт спасения, который явлен в жизни святого. Церковь за каждым богослужением об этом свидетельствует.

В такой ситуации виновата не Церковь, а сами люди. Православная Церковь всегда была хранительницей и сокровищницей этого благодатного опыта любви к Богу и жертвенного служения людям.

На целых семьдесят лет традиции христианского просвещения в России были прерваны. Долгое отсутствие в нашей стране свободы распространения взглядов, противоречащих государственной идеологии привело к тому, что в секулярном, забывшем Бога обществе единственным общедоступным «нравственным» учением была печально знаменитая коммунистическая этика, и о других этических системах говорить не приходилось, особенно о религиозной.

Сегодня мы нередко сталкиваемся с навязыванием западной культуры, основанной на материальных ценностях. Знать о дне святого Валентина, Дне Благодарения, Святом Патрике, матери Терезе никто не запрещает. Другое дело, что религиозные праздники на Западе уже давно стали чисто коммерческой акцией. Мало кто помнит об их основе и изначальном смысле. Главным стало хорошо и весело отпраздновать – купить подарки, сходить в гости и т.д. Печально, что такие тенденции все больше проникают к нам. Сегодня хорошим тоном стало устраивать шумные вечеринки на католическое Рождество, день св. Валентина. Но ведь это профанация религиозного праздника. Неужели кто-то хочет такой же участи и для Православных традиций?

Отвечая на последнюю часть вашего вопроса, касающуюся интеллигенции, хочу сказать, что дело вовсе не в том, кто будет популяризировать Православие. Важно, чтобы это были люди верующие, укорененные в религиозной, культурной, и исторической традиции нашей страны. И главное, чтобы не утратился основной смысл церковного праздника – его духовное содержание.

3. 30 сентября все православные чтут память святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В чем величие их духовного подвига? Какое значение имеют эти имена для дня сегодняшнего?

Эти великие святые, будучи еще совсем юными, засвидетельствовали свою веру в Иисуса Христа, не убоявшись страшных мучений за Него. Их убили на глазах у матери, которая в душе своей страдала вместе с ними. Стойко, с христианским смирением и мужеством они приняли мученическую кончину, хотя могли отречься от Христа, тем самым, избежав такой участи. Пожелав остаться со Христом, они показали истинную любовь к Богу, живую и твердую веру в Него и несомненную надежду на то, что оставшись верными Ему даже до смерти, обретут вечную жизнь в Царстве Небесном.

И сегодня мы призваны с верой положиться на Волю Божию, полагающую на нас только такие жизненные трудности, которые мы в силах понести. Мы должны молитвенно просить у Бога даровать нам крепкую веру, ибо неверующий человек подобен древу без плода, которое в скором времени засохнет.

Надежда спасает человека от уныния и с верой и любовью устремляет его ко спасению.

В нашем мире оскудевает любовь. Даже в семьях ее порой нет, хотя там она должна быть в избытке, ведь именно в семье в ребенка закладываются те основы, которые он потом пронесет через всю жизнь.

София переводится, как премудрость, поэтому, воспитывая детей, мы должны проявлять христианскую мудрость в их должном становлении, чтобы подрастающее поколение с верой, надеждой и любовью продолжило дело возрождения нашего Отечества.

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика