Главная   Митрополит   Интервью   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Климент - интервью изданию - Журнал Благо

Интервью журналу «Благо»

1. Ваше Высокопреосвященство! Как Вы оцениваете влияние жизненного подвига святой Иулиании Лазаревской на возрождение православных традиций милосердия и благотворительности в современной России?

Своей жизнью праведная Иулиания показывает нам удобоисполнимость Евангелия в жизни каждого человека. Ведь не только монашествующие, но и миряне призваны жить так, как заповедал Христос. В Евангелии раскрыты духовные законы человеческого бытия вообще, а значит человек не может откладывать их исполнение на старость или считать, что они даны только монахам. Как законы физики исполняются в любой точке Вселенной, благодаря этому, например, человек смог выйти в космос, так же и духовные законы действуют во все времена, ибо Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Ев. 13, 8).

 

То, каким образом праведная Иулиания Лазаревская смогла воплотить Евангелие в своей повседневной жизни, может помочь каждому из нас превозмочь свой эгоизм и трудиться над преображением нашей жизни по заповедям Спасителя. Мы видим, какое сострадательное сердце имела эта русская женщина, но это сострадание было в ней не бесплодным душевным переживанием, а духовной силой, которая делала потребностью служение обездоленным. В тех людях, к которым многие относятся с презрением, она видела образ Божий, в их страданиях – страждущего Спасителя.

Как часто нам хочется, чтобы наши благодеяния получили одобрение, а святая Иулиания стремилась делать добро втайне даже от своих родных, часто ночами или через других людей. Бывает, что из добрых намерений, мы часто вступаем в конфликт с окружающими, настаивая на том, что нам кажется более правильным и справедливым. Но мы видим, как святая была послушна мужу и его родителям. До тех пор, пока не овдовела, она, не дерзая распоряжаться семейным имуществом, зарабатывала на милостыню рукоделием, которым могла заниматься только по ночам – днем были заботы по дому. Тем самым она хранила мир в семье.

Нам очень часто мешает «отсутствие гарантий», когда надо послужить ближнему. А праведная Иулиания, будучи дворянского рода, по смерти мужа раздала все свое имущество, лишив себя и теплой одежды, и сама стала терпеть нужду, как те бедняки, которым она продолжала помогать, чтобы исполнить заповедь о любви к ближним. Во время жесткого голода, оставшись даже без муки, она не скорбела и не унывала, но продолжала служить людям, выпекая хлеб из древесной коры и лебеды для своей семьи и нищих. И хлеб получался настолько вкусным, что ходившие за подаянием предпочитали его всем остальным.

В современном обществе существует заблуждение, что одной только благотворительностью можно искупить свою греховность, но жизнь святой угодницы свидетельствует о ее строгом христианском подвижничестве, о ее молитвенных подвигах и строгой аскезе, о тихости, кротости и послушании, о добродетельной жене, матери и хозяйке дома – одним словом, о том, что каждый ее поступок, намерение и слово были продиктованы любовью ко Спасителю, искупившему нас от греха Своими страданиями и крестной смертью и возродившему нас к вечной жизни в Небесном Царствии.

Иногда мы, оказывая посильную помощь нуждающимся, считаем, что Бог находится у нас в долгу и за наши благодеяния обязан помогать нам во всем. А святая Иулиания, всю жизнь жертвенно посвятив Христу, Которому с юности стремилась послужить в монашеском чине, при своей кончине так сказала о себе: «Видно Господь не сподобил меня этой чести за множество грехов моих». Вот какому служению и настрою жизни учит нас житие этой святой праведницы.

Еще скажу, что своей праведной жизнью святая Иулиания испросила у Бога дар помогать всем людям и особенно тем, кто в своей жизни стремится служить обездоленным. В ее лице мы имеем молитвенницу и ходатаицу к Богу во всех наших добрых делах.

2. Владыка, сейчас много говорят о становлении духовно сильного и нравственно здорового Российского государства. Какова, на Ваш взгляд, роль Русской Православной Церкви в укреплении духовно-нравственного начала в развитии России?

Считаю, что роль Церкви в этом процессе ведущая, ибо целью ее существования на земле является духовное преображение человека, его подготовка к вечной жизни. Во времена атеистического государства нравственные идеалы были оторваны от своего Источника. Сейчас существует соблазн перенять западный утилитарный морализм, который считает основой нравственности собственную выгоду каждого человека. Православная Церковь признает, что нравственные нормы жизни имеют силу и вечную ценность только тогда, когда они связаны с Богом, Который установил их для людей. Если человек подчиняется нравственным законам Евангелия ради Самого Христа, то человек изменяется внутренне, становится другим. Он просветляется и преображается настолько, насколько бескорыстно и самоотверженно его исполнение заповедей, которые оставил Спаситель в Своем Евангелии.

За годы советской власти произошла подмена в сознании большинства людей, и сегодня духовными называют те сферы человеческого бытия, которые, даже будучи внешне хорошими и полезными, в сущности своей служат душе, являются полем ее деятельности, но нисколько не удовлетворяют запросов человеческого духа. И вместе с тем, Церковь – мистическое Тело Христово, Церковь, где пребывает Святой Дух, дающий начало духовной жизни, отождествляют только с внешними формами ее существования. Православие, которое есть ни что иное, как жизнь во Христе, низводят лишь до национальной традиции. Большинству людей в нашей стране Православие неведомо, им необходимо духовно пробудиться, сердцем познать Христа как своего Спасителя и Бога и сделать Его центром своей жизни. Тогда только, с действительного, а не формального обращения ко Христу и Его Церкви начнется духовное возрождение России. Тогда нравственные законы Евангелия станут свойственны, необходимы людям так же, как им свойственно и необходимо дышать. Этот процесс, несомненно, идет: многие люди приходят в Церковь и начинают духовную жизнь. Но мы должны молиться и своей жизнью свидетельствовать окружающим нас людям о Христе, чтобы и остальные наши сограждане, принявшие Святое Крещение стали не по именованию только, но и на самом деле Христовы.

3. Как Вы считаете, что необходимо для возрождения в среде российских промышленников, предпринимателей, чиновников православных традиций: нравственных, этических норм хозяйствования и служения своему государству и народу, преданности идеалам добра и милосердия?

Как я уже сказал, чтобы возродить православные традиции необходимо, чтобы люди внутренне изменились, обратились ко Христу. Это касается всех, в том числе и деловых людей. Что для этого надо делать? Первое и самое главное – надо работать со студенчеством, с теми, кто завтра станут управлять производством, будут регулировать экономические, политические и общественные отношения в стране. И, конечно же, необходимо вести работу с теми, кто сегодня занимается бизнесом и управлением на всех уровнях. Чтобы возродить в людях идеалы добра и милосердия, чтобы не на словах, а на деле они были им преданы, надо донести до каждого из них Евангельский призыв ко спасению, чтобы человек воспринял Евангелие, как норму своей жизни.

Я имею ввиду не внешнюю норму или обязательство перед людьми, обществом, государством. В результате искреннего обращения к Богу у человека возникает внутренняя потребность творить добро и изгонять из своей жизни всякое зло и неправду, ибо, как говорит апостол, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10). Ведь очень немногие люди с детства добры и сострадательны, как святая Иулиания Лазаревская. Немногие воспринимают те блага, в том числе и материальные, как посланные им Богом для того, чтобы творить добро другим людям. Большинство склонны воспринимать их, как заслуженные, заработанные, полученные собственным трудом, умом и силами. Но и силы, и ум, и даже каждый день нашей жизни даруются нам Богом. Поэтому человек верующий спешит делиться с нуждающимися, понимая, что Бог дает ему на многих. И такие люди имеют не только достаток, но и душевный мир. Даже, если человек после многих своих неправд осознает свою вину перед людьми и Богом, и уязвится его сердце словами евангельского мытаря Закхея: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19, 8), то в глубине души тихим миром отзовутся слова Спасителя: ныне пришло спасение дому сему (Лк. 19, 9).

 

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика