Главная   Митрополит   Интервью   Официальный сайт К...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Официальный сайт Калужской епархии - Митрополит Климент - интервью изданию - Практический журнал 2005

Практический журнал

1. Владыка, в прошедших XIII Международных Рождественских образовательных чтениях приняло участие большое число учителей, директоров школ, детских домов, учреждений дополнительного образования. Налицо огромный интерес в обществе к традициям и ценностям православной культуры. Рождественские чтения свидетельствуют о том, что люди жадно ищут ту мировоззренческую основу, в рамках которой может формироваться личность нравственная, освященная идеями подлинного национального самосознания. Главным же компонентом этого самосознания является чувство исторической преемственности, причастности ко всей многовековой истории Отечества. Не кажется ли Вам, что именно изучение духовно-нравственных основ Православия в школах дает реальный шанс не позволить воспитать из подрастающего поколения «иванов, не помнящих родства»? Не это ли направление духовно-нравственного воспитания ограждает наших детей от тех, кто в последние годы пытается в России изымать из образования, воспитания детей и подростков примат духовного над материальным?

 

Вообще-то учение о первичности материи насаждалось все годы советской власти. Но, в общем-то, вы правы: советская педагогика, выросшая из педагогики русской, которая также, как и вся отечественная культура, основана на православном мировоззрении и православной традиции, в лице лучших своих представителей всегда основывалась на доминанте нравственности над корыстностью. Если вспомнить педагогов прошлого столетия, большинство из них действительно отдавали детям свое сердце и при этом не сетовали на низкие зарплаты. Тогда нельзя было услышать от учителя: «как мне платят, так я и учу». Но, хотя тогда и уделялось большое внимание нравственному воспитанию, все же допускался важный пробел – сама нравственная система была основана на песке, а не на камне. Лишенная твердой основы, такая нравственность носила несколько романтический, отвлеченный характер, и в жизни часто оказывалась недейственна, полна компромиссов и разочарований. Ведь ее высшая цель – всеобщее благо, и, значит, все люди должны быть нравственны. А если не так, то и сам человек не обязан всегда поступать, как велит общая мораль.

В Православии не так. Центром, источником, подателем и живым примером нравственности является Сам Бог – Иисус Христос, Который не только учит Своих последователей, но в Самом Себе являет нравственный закон. Бог, создавший этот мир, установил законы для живой и неживой природы, которые изучаются посредством опытов и теоретических рассуждений. А для человека, соединяющего в себе материальную и духовную природы, Бог установил нравственные законы. Это законы евангельской любви. Спаситель открыл людям, что Бог Сам есть жертвенная любовь, и если человек живет по законам Христовой любви, в духе Евангелия, то Он познает Бога непосредственно, и это познание, освящающее и усыновляющее Богу, изменяет и перерождает его личность, делает его преподобным – подобным Богу, насколько это возможно человеку, в сострадании всему Божьему творению и в самоотверженном служении людям. Такой обновленный человек становится носителем нравственного закона. Для этого перерождения необходимо устремление ко Христу, самоотвержение и постоянство в подвиге исполнения Его заповедей. Господь Иисус Христос не только научил людей жить по законам Божественной любви, Он же и дает каждому человеку силы следовать за Ним, жить по духу Евангелия. Любовь выше справедливости, и нравственность ради Божественной любви выше и надежнее нравственности ради справедливости, тем более выше нравственности ради выгоды.

Желая сохранить и донести православное мировоззрение и традицию до подрастающего поколения, Церковь стремиться помочь нашему народу выжить как этнос. Окончательно утратив связь с Православием, он лишится своей национально-культурной идентичности и со временем просто растворится в процессе общемировой интеграции. А в современном мире законы Евангелия давно подменены законами собственной выгоды и, сегодня в России идет настоящая война за души детей и молодежи. Если с детства они не будут знать о смысле жизни и о нравственных законах бытия, о том, что существуют высокие идеалы жизни, а не только то, что они видят на рекламе, наш народ потеряет ту возможность, которую сегодня ему дана Богом для духовного возрождения. Доказывая необходимость обучения детей основам Православия, Церковь предлагает нашему обществу, пока не поздно, выбрать путь жизни.

2. В ряде калужских школ есть успешный опыт внедрения курса «Основы православной культуры» в учебный процесс, использования внешкольных мероприятий для воспитания у детей и подростков стремления следовать тем нравственным основам, которые в свое время создали русскую культуру и продолжали ее. Как Вам, Владыка, видится перспектива использования этого опыта в других школах Калужской области, в школах России?

Для того, чтобы преподавание Основ православной культуры не вырождалось в формальное, внешнее знакомство с Православием, как с одной из мировых культур, чтобы не профанировалась идея духовного оздоровления народа, необходимо, чтобы преподавание курса вел человек православный или , как сейчас говорят, практикующий верующий, т.е. тот, кто сам идет за Христом, имеет благодатный опыт обновления во Христе. Только так можно изменить душу другого человека, особенно ребенка, который всегда чувствует фальшь. Иначе будет достигнут противоположный результат, поскольку знание надмевает, а любовь назидает, как писал апостол Павел. Свеча зажигается от свечи, и преподаватель сам должен гореть любовью ко Христу, чтобы зажечь этой любовью сердца учеников и научить их христианской нравственности. Здесь проблема. Где взять столько верующих учителей? Исходя из опыта могу сказать: с одной стороны, не надо бояться обратиться за помощью к местному священнику, к епархиальному архиерею, чтобы найти достойного преподавателя; с другой стороны – хорошо, когда предпринят труд и самих педагогов над своей душой, над исправлением своей собственной жизни. Как правило, соединение этих двух моментов дает наилучшие результаты в распространении накопленного опыта.

3. Владыка, существует сильное противодействие изучению Православия в школах страны. На этом фоне опыт проведения Рождественских чтений дает возможность шире знакомить учительство с подлинными задачами соединения содержания образования и воспитания с великим православным наследием. Может быть, стоит распространить опыт организации Рождественских чтений и в регионах России, а не только в столице? В частности, может быть начать стоит со святой Калужской земли?

Образовательные чтения ежегодно проводятся на Калужской земле с 1998 г. Они организуются в целях возрождения отечественных традиций образования и воспитания в семье и школе. Традиция ежегодного проведения образовательных чтений в пределах Калужской области привилась в древнем Боровске и в наукограде Обнинске. В Боровске они проходят в конце зимы, и в этом году уже прошли шестые Свято-Пафнутьевские чтения. Они были посвящены патриотическому воспитанию. В Обнинске Богородичные образовательные чтения организуются в конце сентября. В прошлом году их основной темой стала российская семья, как оплот российского государства. Проводились подобные конференции и в других районах области, но там они пока не стали ежегодными.

Основной нашей задачей при проведении образовательных чтений мы ставим объединение усилий всех, кто работает с молодежью. Как правило, в их работе принимают участие и церковные, и светские люди: духовенство, представители власти, работники государственной системы образования, педагоги, ученые, деятели науки и культуры, воспитанники духовных школ и студенты светских ВУЗов – все, кто заинтересован сегодня в воспитании здорового подрастающего поколения, в укреплении страны и сплочении общества. География приглашенных не ограничивается Калужской областью и Москвой, но мы стараемся приглашать из самых различных областей и регионов России всех, кто имеет положительные результаты в работе с подрастающим поколением. Интересно отметить, что в выступлениях прослеживается определенное смещение акцентов: если прежде больше шла критика существующей ситуации, в последние годы больше преобладает накопленный опыт работы и по ее преодолению, хотя, проблемы, конечно же есть.

В заключении скажу: как ни трудоемка организация чтений, их проведение востребовано временем. Они являются прекрасной возможностью для людей, даже очень далеких от Церкви услышать ее мнение, и часто это приводит к заинтересованному диалогу и плодотворному сотрудничеству.

4. Какие слова хотели бы Вы сказать педагогам-ветеранам Великой Отечественной войны, всем учителям – читателям нашего журнала в канун 60-летия Победы?

Низкий поклон всем, кто защитил нашу страну от захватчиков, кто на щадил своей жизни за родную землю, за будущее Отечества, на всех нас, живущих сегодня. На фронте, где смерть всегда рядом, все измеряется истинной меркой, человек становится вне суеты, видимости жизни, на ясно переживает, что каждый его поступок, слово, мысль могут быть последним, завершающим в его жизни. Это очищало душу, делало нравственно закаленными. Есть свидетельства очевидцев, как на войне смерть обходила стороной тех, кто выбирал нравственную чистоту. Иногда это бывало явным чудом и приводило к вере. Многие по окончании войны становились священниками, избирали монашеский путь. Последние составили основу возрожденных в 40-е годы монастырей. И до сих пор некоторые из них живы в Троице-Сергиевой лавре, в Псково-Печерском монастыре, в Киево-Печерской лавре и других монастырях. Многие фронтовики стали педагогами, и все они имели тот нравственный стержень, который дается только подвигом самоотвержения.

И всем педагогам сегодняшнего времени я пожелаю иметь в себе этот нравственный стержень, твердость духа, чтобы воспитать подрастающее поколение достойное своих предков в любви к Богу, Отечеству и людям.

Архив новостей

2024
Май
пн вт ср чт пн сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика