Главная   Митрополит   Проповеди   Митрополит Калужск...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин): Выбор фараонаМитрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин):

Выбор фараона

Ветхозаветная история о казнях египетских — история общечеловеческая, раскрывающая разные грани отношений Бога и человека. Возьмем главного правителя Египта — фараона, который олицетворяет государственную власть.

Как ему следовало поступить, услышав повеление Бога? В одном детском пособии по Ветхому Завету сказано, что он «должен был сразу послушаться». Но «слушаться Бога» не так-то просто даже нам, христианам, мы то и дело преступаем Его заповеди и не всегда живем по духу Евангелия.

А фараон — язычник, у которого множество чтимых богов. Он и сам считался сыном верховного божества. А к нему приходят два простых человека, Моисей и Аарон, и требуют именем своего Бога отпустить всех евреев — дешевую рабочую силу, рабов, занятых на самых тяжелых и грязных работах. И он должен был сразу послушаться? Ни Господь Бог, ни Его посланники, очевидно, на это не рассчитывали.

В те времена у каждого народа были свои божества. И в представлении фараона, даже если Моисей и говорил от имени Бога, то своего, национального, локального. В Египте Богу Моисея поклонялись одни нищие бесправные рабы, и фараон полагал, что их Бог и не способен защитить верующих в Него. По этой причине правитель Египта не признал власти Господа над собой.

«Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исх. 5, 2), — отвечает фараон. С его надменных слов начинается история казней, в которой Всемогущий Бог постепенно открывается гордому правителю, чтобы спасти в первую очередь самого фараона. Бог хочет, чтобы тот как минимум поступал по совести. Ведь наслаждаться благоденствием и роскошью за счет лишений и горя бесправных — это против совести. Выполнение фараоном воли Божией в отношении еврейского народа было бы свидетельством его внутреннего изменения, отказа от зла.

Но к призыву Бога фараон остался глух. Тогда Господь, снисходя к его человеческой немощи, являет знамения и чудеса, чтобы понятным для язычников образом обнаружить Свое могущество. Змея, в которую по повелению Бога обращается жезл Аарона, поглощает всех змей, которых насылают египетские жрецы (см. Исх. 7, 12). Но, несмотря на этот очевидный знак, «сердце фараоново ожесточилось», и Божиих посланников — Моисея и Аарона «он не послушал» (Исх. 7, 13).

Так обнаруживается упрямство фараона, желание настоять на своем, доказать свою правоту. И это его поведение уже нельзя извинить тем, что он язычник и был так воспитан. Апостол Павел говорит, что «язычники, не имеющие закона, по природе законное делают» (Рим. 2, 14). Если человек живет в соответствии с законом совести, который заложен в его природу Творцом, то он слышит голос Бога и служит Правде.

Христианская проповедь была бы бесплодной, если бы языческое воспитание делало людей невосприимчивыми к Истине. По заповеди Христа апостолы шли ко всем народам (см. Мф. 28, 19). И в зависимости от своего внутреннего выбора одни язычники откликались и просвещались светом Христовой Истины и даже становились святыми, а другие упорствовали и коснели в своем невежестве. Подобно последним, и фараон не захотел что-либо менять, прислушаться к голосу совести, и она умолкла — его сердце ожесточилось.

Святые отцы предупреждают, что слова Писания, особенно Ветхого Завета, нельзя понимать буквально. Сказанное Богом: «Я ожесточу сердце фараона» (Исх. 7, 3), не значит, что фараон был добрым, а Бог сделал его жестоким, чтобы явить на нем Свою силу. Блаженный Феофилакт Болгарский поясняет: эти слова указывают на то, что Господь не препятствовал фараону действовать по его сердечному намерению. Фараон сам ожесточил свое сердце, а Господь попустил ему оставаться в ожесточенном состоянии.

Пока фараон упорствовал в своем неверном выборе, Господь продолжал предоставлять ему все новые шансы взглянуть на мир другими глазами: принять Истину и исправить свою жизнь. В ходе различных казней — бедствий, постигавших Египет, фараон не откликался на голос Бога, Который призывал его к Себе различными способами, способными смягчить ожесточенное сердце правителя.

И лишь когда совершилась десятая казнь — погибли все египетские первенцы, камень сердечного ожесточения наконец дал трещину. Самоуверенный правитель, не желавший слушать никаких увещеваний и вразумлений, превратился в убитого горем отца, рыдающего о потере наследника. Только в этом состоянии он призывает Моисея, отпускает еврейский народ из Египта и просит благословить его (см. Исх. 12, 31—32). Но перемены в душе фараона оказались недолговечными: своя воля в итоге пересилила. Так бывает – человек вопреки всем внутренним доводам сердца и разума, вопреки всем внешним обстоятельствам жизни и советам окружающих поступает так, как сам считает нужным, и в результате погибает.

Гибелью фараона заканчивается для Египта история десяти казней. У истории этого невероятно упорного сопротивления Богу нет хеппи-энда. Ведь свобода воли — неотъемлемое качество человека, которое может привести его к вечному спасению, а может ввергнуть в вечную смерть. Господь, как пишет святитель Феофан Затворник, настолько уважает человеческую свободу, что не смеет прикоснуться к ней. Он посылает разные ситуации и обстоятельства, которые могут направить человека к спасению. Но решение всегда остается за человеком.

Опубликовано: газета "Вечерняя Москва"

 

Последние новости

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика