Главная   Митрополит   Проповеди   Митрополит Калужск...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин): Быстро бегать, но без БогаМитрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин):

Быстро бегать, но без Бога

Человек обращается к целителям, всякого рода колдунам и ворожеям, конечно же, не от хорошей жизни. Особенно это касается людей пьющих, которые осознали, что не могут самостоятельно справиться со своей бедой, а прежний образ жизни стал им невыносим.

Тогда, чтобы выбраться из крутого виража, отчаявшийся алкоголик идет к бабке, экстрасенсу, целителю — к тому, кого прорекламируют ему или его родственникам «добрые» знакомые. Одержимый страстью человек надеется избавиться от нее с помощью того, кто будто бы общается со сверхъестественными силами «на ты» и имеет над ними власть.

Если пьющий человек действительно не желает больше жить по-прежнему и намерен исправить свою жизнь, ему следует учесть, что для достижения этой благой цели не все средства хороши. С чего можно начать? Попытаться найти людей, которые побороли в себе эту страсть. Поискать священника, который подскажет, как действовать. Не любой священник поможет выйти из этой ситуации, но если человек действительно хочет найти выход, то, по слову Спасителя, «кто ищет, тот всегда найдет» (ср. Мф 7, 8) — Господь будет поддерживать его на этом пути.

Я знаю бывших алкоголиков, которые чрезвычайно страдали от пагубной зависимости. Осознав, что так жить нельзя, они нашли тех, кто сами прошли через этот кошмар и теперь помогают другим. Те их научили, что делать, как поступать. И уже долгое время эти люди не пьют, у них хорошие семьи. Это далеко не голливудский хеппи-энд, ведь они прекрасно понимают, что их алкогольная зависимость остается с ними навсегда. Стоит им когда-нибудь позволить себе выпить, как эта страсть вновь разрушит их жизнь. Поэтому они знают: если хочешь жить нормально, больше никогда нельзя уступать прежней слабости.

Сначала трудно. Но если человек хочет жить нормально, он должен перестроить свою жизнь, научиться находить удовольствие в других занятиях. Несмотря на всю свою тяжесть преодоления зависимости, он обретает единственный путь жизни, который спасает, реально помогает преодолеть порок. А обратиться к бесам, которые ввели в эту страсть, и у них же попросить помощи, чтобы они из этой страсти вытащили, — опасная затея. Темные силы не заинтересованы помогать людям. Они могут одну страсть заменить на другую, более страшную, которая, возможно, проявится не сразу, но потом возьмет такую власть, что будет для человека и его близких «последнее хуже первого» (Мф. 12, 45).
Из-за натиска страсти, не только алкогольной, люди могут соблазниться поиском легкого пути решения своих проблем. Кто-то желает, во что бы то ни стало, обрести взаимность, чтобы его несчастная любовь стала счастливой. Кому-то нужны большие деньги. Кто-то хочет вылечить свою дочь или сына, вернуть жену или мужа. У колдунов и всякого рода кудесников на все случаи найдутся заговоры и «молитовки».
Иногда людей сбивает с толку церковная атрибутика, которую активно используют маги и целители. И свечки у них всюду зажжены, и иконки на видном месте поставлены, и слова молитвы звучат. Более того, они советуют сначала принять Крещение или помолиться в храме, заказать требы и только потом приходить к ним на сеанс. Как к этому относиться? Господь предупреждал Своих учеников о волках в овечьих шкурах (см. Мф. 7, 15). Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что бежать надо от таковых, несмотря на то, что они и имя Святой Троицы призывают, и иконы имеют, и ладан зажигают.

Следует сознавать, чем в сущности они занимаются, и не обращать внимания на антураж или на популярность того или иного колдуна. Нельзя обманываться тем, что он объявляет себя «белым» или «добрым» магом, и очередь к нему расписана на много дней вперед. Это темный бизнес. В наше время он процветает, многие люди прибегают к услугам такого рода. Но это в основном те, кто не познал Бога. Настоящий христианин должен строить свои отношения с Христом, а не с темными личностями. В ином случае могут быть любые последствия. Обращаясь к бесам, впуская их в свою жизнь, можно ожидать чего угодно. Опыт у них копится тысячелетиями, а цель всегда одна — увести человека от Бога как можно дальше и погубить.

Отцы Трульского собора приняли специальное правило, запрещающее христианам обращаться к колдунам и гадалкам. Согласно определению собора, люди, которые обращаются к ним, отлучаются от причастия на шесть лет. Может быть, по современным условиям, не стоит человека отлучать на столь долгий срок, важнее объяснить, что со всеми жизненными проблемами ему следует обращаться к Господу, каяться и чаще соединяться с Христом в таинстве Причащения. А ходить в храм и одновременно обращаться к магам совершенно несовместимо с пребыванием в Церкви.

Христианин должен понять, что его проблемы не решатся механически, без работы над собой. Житейские неурядицы, неустроенность, явные пороки, делающие жизнь невыносимой — все это, как правило, сигналы о пренебрежении духовными законами самим человеком. Живя вразрез с Евангелием, он лишает себя благодати Божией, без которой не способен противостоять страстям. Чтобы изменить ситуацию, ему надо не отдаляться от Господа еще больше, обращаясь к целителям и ворожеям, а внимать учению Христову и стараться привести в соответствие с ним свое отношение к Богу, к окружающим людям, к самому себе.

Надо учиться разбираться внутри себя. Основная трудность для большинства людей — признание своей неправоты. Священник или опытный христианин советует человеку начать соблюдать заповеди в повседневной жизни. Но тот искренне полагает, что, в принципе, и так живет по заповедям и ничего плохого не делает, а потому недоумевает, откуда все напасти, видно, его кто-то сглазил. Но если подвижники видели себя грешнейшими всех людей, а мы мним себя праведными, все соблюдающими, то, очевидно, кто-то не прав. Святые отцы говорят, что «мнение не дает места быть мнимому». То есть если кто думает, что у него все хорошо в духовной жизни, значит, это точно не так.

Да, человек иногда поступает правильно: может великодушно простить обиду, уделить незнакомцу драгоценное время, помочь нуждающемуся, находясь в стесненных обстоятельствах, безропотно потерпеть скорбь. При этом он невольно начинает давать цену своим действиям, думать, что не всякий так поступил бы на его месте. В этом случае следует себе напомнить, что это — всего лишь должный поступок и не более. Иное поведение было бы грехом. Как говорит Господь апостолам, «если сделаете все повеленное вам, говорите, что вы никуда не годные рабы, потому что то, что должны были делать, то и сделали» (см. Лк. 17, 10). Думая так, христианин не оставляет места для самомнения, превозношения, ведь он не сделал ничего сверх должного.

Помню рассказ о человеке, который был парализован, прикован к постели, но за все в своей жизни от души благодарил Господа и для себя ничего не просил. Все стесненные обстоятельства он воспринимал как величайшую драгоценность, потому что в них он ощущал присутствие Божие, видел Его Промысл, и необыкновенная любовь и благодарность к Богу переполняли его сердце. Представьте, что кто-то придет к нему и скажет: «Я знаю сильную ворожею, давай позовем ее в твой дом. Несколько сеансов, и она поднимет тебя на ноги, будешь бегать как все». Как думаете, согласился бы этот человек такой ценой встать на ноги? Захотел бы он ходить и даже быстро бегать как все, но уже без Бога? Конечно, нет. Любовь и доверие к Богу у него выше обещаний всяких колдунов.

Опубликовано: газета "Вечерняя Москва"

 

Последние новости

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика