Иисус Христос выгнал из Иерусалимского храма людей, торгующих скотом, овец и волов, опрокинул столы меновщиков. Спаситель сказал продавцам голубей убрать все из храма и не делать дома Божия домом торговли (ср. Ин. 2:16). Люди, критикующие церковный уклад, вспоминают об этом евангельском отрывке для обвинения людей, работающих в храме за свечным ящиком. Не является ли такое толкование слов Господа формальным? Каково же их значение?
Во время того, как Спаситель изгоняет торгующих, удивительная мысль приходит на ум апостолов — ближайших учеников Христовых. Они вспоминают пророческие строки из 68-го псалма: «ревность по доме Твоем снедает Меня» (Ин. 2:17). В этом стихе речь идет о том, что Тому, Кто предан дому Божиему, придется уплатить высокую цену. Еврейский глагол, переведенный на русский как «снедать», означает «уничтожить», «довести до смерти». Получается так: «ревность о доме Божием доведет Меня (Христа) до смерти».
Дальнейшие слова Иисуса Христа раскрывают понимание этого евангельского фрагмента. На требования иудеев доказать, что Господь имеет право так поступать, Он говорит: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19). Господь пророчествует о Своей смерти, которую примет от рук иудеев, и о тридневном воскресении. Так постепенно Иисус Христос начинает говорить о деле спасения людей, ради которого он стал Человеком, а впоследствии взойдет на Крест, воскреснет и создаст Церковь Свою (см. Мф. 16:18).
Слова Спасителя приводят иудеев в недоумение, порождают в них еще большее неверие, ведь храм строили сорок шесть лет. Восстановление его в течение трех дней кажется им невозможным. Не поняли значения пророчества и ученики Господа. Но они, в отличие от иудеев, всецело доверяли своему Учителю. Это основополагающее различие между учениками Христовыми и иудеями впоследствии привело их к совершенно разным поступкам.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что иудеи на одни слова Господа «вовсе не обращали внимания, а другие выслушивали с злым умыслом». Впоследствии их не убедили в Божественности Христа ни многочисленные чудеса и исцеления, ни даже воскрешение Четверодневного Лазаря. Они лишь больше ожесточились и решили убить Богочеловека.
Иначе все сложилось у учеников Господа. Их первоначальное доверие к Христу вылилось в крепкую действенную веру. После воскресения Спасителя они вспомнили слова Господа о храме тела Его (см. Ин. 2:21—22). Не только апостолов, но и каждого человека Иисус Христос постоянно призывает к Себе, потому что всем желает спасения. Одни, как апостолы, откликаются на этот призыв и идут к Господу. Другие, подобно иудеям, ожесточаются и отказываются от веры в Бога: последствие этого — духовная смерть.
Святой Иустин (Попович), толкуя эпизод изгнания продающих из Иерусалимского храма, говорит, что каждый человек должен стать храмом, в который Господь мог бы войти и в нем жить. Как торгующие превратили храм в рынок, наполнив его животными, так и человек превращает душу и тело в вертеп, впуская в нее страсти — разбойников.
Заслуживают особого внимания слова святого о том, что не только низменные страсти вносят «в душу вещественное». Среди вещей, которые «разбойничают» с душой, преподобный упоминает культуру и цивилизацию. Даже эти «безобидные» жизненные устремления могут разрушить человека, если они окажутся во главе его жизни, заслонят собой Бога.
Сегодня к перечисленному святым Иустином можно добавить всемирную сеть интернета, гаджеты, которые превращаются в яд для души при неправильном, неумеренном их использовании. Этот список с течением времени только пополняется. Христианину же необходимо быть бдительным, помнить о главной цели в жизни: сделать себя храмом, в котором мог бы пребывать Господь (см. Лк.17:21; 1Кор. 6:19).
Преподобный Иустин (Попович) утверждает: чтобы душа вновь стала домом Божиим, необходим великий труд и принуждение себя к подвигу. По совету преподобного стоит приучать себя к молитве и евангельским добродетелям, «пока они не станут составной частью нашей души» и не вытеснят из нее страсти.
Слова святого раскрывают глубинный смысл евангельского отрывка, который повествует о ревностном отношении человека к очищению своей души и сохранению ее от низменных греховных привязанностей.
Если говорить о другом смысле евангельского отрывка, в нем идет речь о благоговейном отношении верующих к месту особого присутствия Божия. В храме православные христиане собираются для совместной молитвы. Церковная жизнь сосредоточена вокруг таинства Евхаристии. Каждый верующий должен с благоговением относиться к происходящему в храме.
Что же касается продажи икон и других церковных принадлежностей — это особо развилось с советского времени, когда вне храма этого невозможно было делать. Сейчас во многих храмах и монастырях свечную лавку стараются убрать в притвор — пристройку перед входом в храм, либо, если есть такая возможность, построить отдельно церковный киоск. Однако не везде существует возможность изменить ситуацию одномоментно. Все же представьте: не станет церковных лавок в храме. Станет ли от этого горячее вера людей, которые против этого выступают? Или же они будут искать новый повод для критики?
Цель же православного христианина заключается в том, чтобы деятельной верой — через совершение добрых дел, исполнение заповедей — усвоить дар Божий — благодать Святого Духа. Необходимо учиться доверять Богу, как доверяли ближайшие ученики Христовы, которые, как пишет святитель Иоанн Златоуст, «презирали жизнь настоящую, и, как легкие орлы... делами своими достигали самого Неба».
Опубликовано: газета "Вечерняя Москва"
2024 |
Ноябрь |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.