Пока внимание Петра было неослабно приковано ко Христу, он твердо ступал по зыбкой волне. Но как только он переключился на восприятие окружающего мира, сразу же увидел, что вокруг него бушует буря и шквальный ветер вздымает водную пучину. Он начал утопать и, испугавшись, стал призвать на помощь Господа, который тотчас поддержал его, протянув руку со словами: «Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14, 31).
Наша жизнь похожа на непредсказуемое море, и мы, подобно Петру, нередко утопаем в его пучине, потому что неспособны всегда быть обращенными ко Христу. Святые отцы писали, что человек, желающий обрести спасение, должен неизменно направлять свое внимание к Богу. Это достигается постоянным служением Господу, которое, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «заключается в непрестанном памятовании Бога и Его велений» и «в исполнении этих велений всем поведением своим, видимым и невидимым».
Залог непотопляемости в житейских бурях — наше всецелое доверие Богу. Есть христиане, которые решительно предают себя в волю Божию, как преподобный Серафим Саровский или преподобная Мария Египетская. Они уходят в пустыню и проводят десятилетия в искусе, в познании себя, в духовной борьбе ради очищения своего сердца от страстей, в исполнении заповедей Божиих ради обретения смирения — состояния, при котором человек без вреда для себя может принять огонь Святого Духа. Подвижник настолько отдает себя в руки Бога, что попускает Ему действовать в своих мыслях, пожеланиях, словах, поступках. Мы можем признать, что такой человек достиг обожения, как писал об этом апостол Павел: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).
Но даже аскетам, которые всецело оставили мир и его попечения, нужны долгие годы, чтобы достичь святости. А как же нам, людям, живущим в миру, в обычных условиях современной жизни, сосредоточить свое внимание на главном в жизни — на Христе, чтобы постоянно познавать и исполнять Его волю? Как нам непрестанно помнить о Нем в повседневной суете, когда одна за другой накатывают волны житейских дел, обязанностей и попечений?
В обычных условиях, которые Господь дал нам для жизни, надо заставлять себя делать то, что в данных обстоятельствах мы можем. Это и будет наш посильный подвиг, привлекающий Божию благодать. «Дела земные будем совершать с целью богоугождения, — призывает святитель Игнатий, — и дела земные соделаются делами небесными». Всегда предстоять пред Богом помогают наши обычные дела, если мы их выполняем как порученные нам Богом: усердно и добросовестно, не примешивая своекорыстных мотивов, готовясь отчитаться за каждое из них перед Господом.
Этот подвиг по силам человеку везде, в любом состоянии и на любой должности. Надо лишь всегда хранить память о Боге, «ходить перед Ним», то есть помнить, что вся наша жизнь проходит пред Его очами. К этому себя надо приучать: каждый раз, застигая себя в момент рассеянности, необходимо возвращать свою мысль ко Господу. Что, например, мешает нам во время прогулки по улице, поездки в транспорте, ожидания своей очереди беззвучно, во внутренней молитве поблагодарить Бога, обратиться к Нему за помощью? Будем делать это за любым занятием, причем сразу же, как только пришла об этом мысль, не откладывая до времени домашней молитвы или посещения храма. Всякий раз, как только вспомним, осознаем, что не обращены к Богу, — тут же остановимся на этой мысли, подумаем о Боге, помолимся Ему. И чем чаще будем вспоминать, тем легче, привычнее это будет для нас.
Один подвижник взял себе за правило: прежде чем совершить что-либо или сказать, он мысленно спрашивал себя: «А поступил бы так Христос? Отнесся бы Он так к этому человеку? Сказал бы ему те слова, которые я хочу произнести?» Следуя этому правилу, подвижник предохранял себя от многих необдуманных слов и поступков, о совершении которых человек потом горько сожалеет.
Важный совет всем, идущим по жизненному морю в Небесное Царство, дает святитель Игнатий, указывая на совесть, как на компас, с которым надо постоянно сверяться. «Пусть руководит он всю деятельность благоугодно Богу, — пишет святитель, — чтоб заоблачная пристань вечности отверзла врата свои и впустила в недро свое корабль, обремененный духовными сокровищами».
Завершая свой рассказ, евангелист отметил, что, когда Христос и Его апостол вошли в лодку, ветер мгновенно утих (см. Мф. 14, 32). Ученики прошли испытание, которое должны были пройти, и оно для них закончилось. Так бывает в любом испытании: если человек борется изо всех сил, призывая Бога на помощь, то Бог приходит к нему, и страсти его утихают. Об этом говорила и преподобная Мария Египетская, которая боролась со своими страстями, как с дикими зверями, и когда уже не было сил, приходила благодать, а вместе с нею — мир и неземная радость. Так и нам, даже когда очень тяжело, надо не уступать греху, но держаться изо всех сил с помощью Божией, чтобы Сам Господь усмирил обуревающий нас шторм.
Опубликовано: газета "Вечерняя Москва"
2024 |
Ноябрь |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.