Когда мы упорно молимся об исполнении своих желаний (о материальном ли благополучии, или о духовном преуспеянии), нам это кажется оправданным: ведь мы хотим, как лучше. Но только Богу известно, что полезно нам и тем, о ком мы просим. Пример сотника из Капернаума учит нас терпеливо и со смирением предоставлять Господу возможность устроить все по Его благой воле.
В Евангелии от Луки у этого рассказа есть предыстория. Старейшины иудейской общины города ходатайствуют перед Христом за римского военачальника. Они просят исцелить его слугу, свидетельствуя, что этот человек «достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу» (Лк. 7, 4—5). Наверняка, и сам центурион слышал от них множество слов благодарности и даже лести за построенную синагогу. Но от этого он нисколько не возгордился, не начал, подобно фарисеям, считать себя особенным, достойным уважения и наград.
Сотник искренне признает собственное недостоинство и возлагает все упование на всемогущество Христа: «Скажи слово, и выздоровеет слуга мой» (Лк. 7, 7). Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что центурион проявил веру намного большую, чем даже те люди, которые принесли и опустили расслабленного к ногам Спасителя, разобрав кровлю дома. Римский сотник был уверен, что для выздоровления его слуги достаточно одного только повеления Христа, и счел излишним присутствие больного.
Сам сотник даже не просит Христа исцелить, но только открывает перед Ним неразрешимую проблему, всецело полагаясь на определение Божие. На картине Паоло Веронезе римский военачальник падает перед Христом на колени. Несмотря на то, что ни один из евангелистов не упоминает об этой детали, такой образ действия точно выражает сущность внутреннего устроения мужественного воина: на коленях предстоит Богу его смиренная душа. Сотник надеется на Господа и доверяет любому Его решению, веруя, что оно будет исключительно благим. Такое полное предание себя определению Божию, по словам преподобного старца Паисия Святогорца, и есть «непрестанное таинственное моление, которое в нужное время незаметно призывает силу Божию туда, где она необходима».
Высоту веры сотника – безоговорочной, бескорыстной, всецело доверяющей Богу — оценил Христос, сказав: «И в Израиле не нашел Я такой веры» (Лк. 7, 9). И сейчас есть люди, которые считают себя верующими, поскольку признают существование Бога и даже ходят в церковь, постятся по уставу и тому подобное. Но их вера при этом недостаточна, непохвальна, поскольку они совершенно не доверяют Богу и оттого не имеют подлинной духовной жизни. Отношение к Господу у них утилитарное — такое же, как у многих израильтян во времена земной жизни Христа: Бог им нужен только затем, чтобы получать от Него помощь в житейских ситуациях.
Мне рассказывали о женщине, глубоко обеспокоенной тем, что у ее дочери с мужем не было детей. Они уже приходили в зрелый возраст, так что у той женщины иссякала надежда увидеть внуков. Кто-то подсказал ее пойти в церковь, поставить свечи, заказать молебны. Ради решения своей проблемы женщина развила бурную деятельность: обошла много храмов, дотошно выясняла, каким именно святым молиться. Но, не увидев результата своих усилий, она скоро охладела к Церкви и к молитве. Ей нужно было только получить желаемое, Бог ее вовсе не интересовал, хотя она и признавала факт Его существования. Как учил преподобный Паисий Святогорец, «мало верить в Бога, надо доверять Ему», а «кто, не имея доверия Богу, планирует свою жизнь по-своему, а после утверждает, что такова воля Божия, по-бесовски устраивает свои дела и всегда страдает за это».
Всецело доверять Богу призывает христиан Церковь и выражено это в словах, которые ежедневно звучат за любым богослужением: «Сами себя и друг друга, и весь живот наш (то есть всю нашу жизнь) Христу Богу предадим». Во время главной церковной службы — Божественной литургии мы каждый раз благодарим Бога за Его бесчисленные благодеяния, ведомые нам и неведомые, то есть за все, что мы воспринимаем как благо для себя, и за те действия Промысла Божия, цель которых нам неизвестна.
Господь помогает нам и в наших житейских нуждах, в решении материальных проблем, подавая в меру необходимое, чтобы мы убедились в действии Его Промысла о нас. Но получение от Бога помощи нельзя ставить условием нашей веры в Него. Предание себя и всей своей жизни Господу — это подвиг веры христианина, основание духовной жизни, соединяющей со Христом, что само по себе и есть высшее благо для человека. Мы сами, по своей воле должны положить основание вечной, райской жизни с Богом безоговорочным доверием Ему во всех обстоятельствах.
Божий Промысл всегда устраивает нашу жизнь и все, что нас окружает, таким образом, чтобы мы приблизились к Богу и наследовали спасение, но никогда не принуждает человека. Господь ждет от нас веры не только в Его существование, но и в Его постоянную заботу о нашем спасении, в Его безграничное милосердие и благость. Доверяя Богу, мы даем действовать Ему в нашей жизни и благодарим Его за все, что получаем или не получаем по Его благой воле.
Опубликовано: газета "Вечерняя Москва"
2024 |
Ноябрь |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.