Ведет ли современная астрология своих адептов ко Христу, подобно звезде, которая указала путь к Нему евангельским волхвам?
В сущности, астрология — это вера в «силу» звезд, в то, что их взаимное расположение определяет судьбу человека, отражается на его будущем. В этой системе представлений нет места Промыслу Божию: жизнью человека правят природные стихии, а не Творец неба, звезд, планет и всего остального мира. Как можно верить звездам больше, чем Тому, Кто их сотворил? Да еще и находить этим вымыслам подтверждение в Библии!
Напротив, еще в ветхозаветные времена Бог предостерегал людей: «К волшебникам не ходите и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь Бог ваш» (Лев. 19, 31). Научая благочестию, боговидец Моисей увещает свой народ: «Не должен находиться у тебя... прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18, 10—12).
Предвещая гибель Вавилону, пророк Исайя говорит, что мудрость и знание могут быть ложными, сбивающими с пути (см. Ис. 47, 10). Астрологические предсказания не в силах изменить Праведный Суд Божий над людьми, которые держатся за свое нечестие: «Пусть же выступают наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они как солома; огонь сожег их: не избавили души своей от пламени» (Ис. 47, 13—14). Сменить Божий гнев на милость может только покаянное обращение к Истинному Богу и полный отказ от общения с адептами оккультных знаний и практик.
Бог всегда найдет способ объявить человеку Свою спасительную волю. В то время как любое гадание — по звездам или любым другим способом — это попытка получить знание с «черного хода», в обход и помимо Бога. Человеку кажется недостаточным то, что открывает ему Господь, ему хочется приобщения к «тайному» знанию, а может быть, и изменения своей жизни вопреки воле Божией. Никому это не принесло ни добра, ни ясности, но при этом всех удаляло от главной цели человеческого бытия — общения с Богом.
Можно вспомнить ученого богослова из эссе Клайва Льюиса «Расторжение брака». Память этого интеллектуала просто «нашпигована» богословскими знаниями, цитатами из речей и проповедей. Но когда ему предлагают остаться в раю, с Богом, тот отказывается. «Мне некогда, — горячо заявляет горе-ученый, — там у нас (в аду) образовался богословский кружок, мы разбираем сложные вопросы вероучения. В пятницу я там читаю свой доклад о том, что было бы, если бы Христос не умер на кресте. Интересная тема! Какие горизонты открывает! Нет, здесь я не останусь!» Этому ученому нужен не Бог, а нечто совсем иное. Пристрастие к абстрактным богословским размышлениям разлучило его с Настоящим Христом. Аналогичные процессы происходят в сознании тех людей, которые стремятся узнать свое будущее по звездам, не интересуясь, чего хочет от них Господь.
В тексте Нового Завета также прослеживается неприятие всякого рода гаданий. Об этом, в частности, свидетельствует рассказ в книге апостольских деяний о прорицательнице. Хотя она и говорила об апостолах правду, что «сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения», апостол Павел изгнал из нее «духа прорицательного» , сказав ему: «Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час» (Деян. 16, 18).
Почему апостол запретил бесу говорить даже правду? Потому что у всех падших духов одна цель — вовлечь нас в общение, расположить к себе, завоевать доверие, чтобы погубить. Для бесов неважен способ, главное — добиться своего, а каким способом — при помощи денег, лести, веры в гадания, в магию, в астрологию — не имеет значения.
Господь же ищет в человеке стремления к истине и праведности и дает каждому самый удобный и понятный способ обрести желаемое благо. Великомученице Варваре Бог открыл Себя через красоту созданного мира, который, по словам святителя Григория Богослова, служит «великим и дивным проповедником Его величия». Кому-то Христос открывается через Евангелие, иному — через скорбные обстоятельства жизни, а еще кому-то — через поразительный пример жизни или смерти праведника. В первые века христианства многие язычники, видя стойкость христиан в самых страшных муках, внутренне обретали непреклонную веру во Христа и восклицали: «Я — тоже христианин!», принимали мученический венец и вечную жизнь в неизреченном блаженстве с Господом.
Волхвы были звездочетами, им было привычно иметь дело со звездами, поэтому Бог послал им путеводную звезду. Согласно толкованию некоторых святых отцов, Господь направил к волхвам Своего ангела, который под видом звезды указал им путь к родившемуся Христу Спасителю. Господь зовет человека из любой среды, подавая понятные ему знаки. А сама по себе астрология тут ни при чем. К Богу она не ведет. Даже во время рождения Спасителя не все астрологи пришли ко Христу, а только те, которым важнее всего были не собственные жизненные установки, а вечная Истина.
Несколько десятков лет спустя, когда ученики Христовы проповедовали миру Евангелие и язычники становились христианами, «из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми» (Деян. 19, 19). Те, кто действительно искал Истину, отказались от своих прежних заблуждений, как от пут, мешающих идти к Богу.
Опубликовано: газета "Вечерняя Москва"
2024 |
Ноябрь |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.