«Не обманывайте себя, — пишет апостол Павел, — пьяницы Царства Божия не наследуют» (см. 1 Кор. 6, 9—10). Интерпретируя эту мысль апостола, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Пьяница – живой мертвец».
Пьянство – это греховная страсть и опасное социальное явление. Алкогольная зависимость становится тяжелой проблемой для самого человека и окружающих его людей. И это проблема, которую человек создает себе сам. Можно ссылаться на тяжелые обстоятельства жизни, на сложные взаимоотношения с близкими, на конфликт в семье, на наследственную предрасположенность, но необходимо со всей откровенностью сказать: алкогольная зависимость, пьянство — это то, до чего позволил себе опуститься сам человек.
Как это с ним произошло? Имеет значение первый опыт. Увы, сегодня подростки порой слишком рано начинают пробовать спиртное, а детский организм более восприимчив и менее защищен. Видеть молодого человека с выраженной алкогольной зависимостью бывает очень тяжело.
Если за праздничным столом взрослый человек выпивает бокал вина, он считает, что это не может вызвать у него никакой зависимости. Апостол увещает христиан: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5, 18).
С чего часто начинается зависимость? Со стремления «запить» свои проблемы. Есть какой-то дискомфорт, и человеку кажется, что спиртное поможет ему расслабиться, взглянуть на все по-другому, почувствовать себя не так скверно. Но наступает утро, и становится ясно, что от выпитого лучше не стало. Хорошо, если не стало еще хуже: если в нетрезвом состоянии человек не сказал или не сделал что-то такое, что добавит в его жизнь и жизнь окружающих людей новые проблемы и тревоги.
Зависимость начинается и с легкомысленного отношения, когда кажется, что пиво (напиток не самый крепкий) зависимость не вызовет, что вина выпили только «для настроения». А потом выясняется, что «для настроения» становится чуть ли не ежедневным. И тогда проблема снова представляется меньшей, чем есть на самом деле. Человеку все кажется, что он «в любой момент бросит», а зависимость, с которой он не хочет бороться, на самом деле только усиливается.
Может зависимость начаться и с того, что человек с самого начала не хочет знать меры. Он не просто выпивает за праздничным столом вина, а стремится перепробовать все напитки, не пропускает ни одного тоста, еще добавляет спиртного в рюмку. Незаметно для себя он выпивает столько, что уже не контролирует свои эмоции, слова, поступки, не владеет собой — спиртное управляет им.
Христианин призван стремиться к сердечной чистоте (см. Мф. 5, 8). Его сердце должно любить Бога (см. Мф. 22, 37) и Ему принадлежать. Если же человек приобрел алкогольную зависимость, его сердце принадлежит рюмке. Эта зависимость опасна тем, что она формируется на психическом уровне, т.е. пленяется душа. Пристрастившийся к хмельному состоянию человек не может выбирать, сколько ему выпить, перед ним стоит нравственная дилемма: пить или не пить.
Для излечения ему требуется внимание к своему внутреннему состоянию, к мыслям и воспоминаниям, которые бередят желание вернуться к погибельному пути. Не случайно однокоренными являются слова «трезвость» и «трезвение» — духовная бдительность, отсечение греховных помыслов, обращенность к Богу в молитве. Один подвижник на вопрос о том, как он научился непрестанной молитве, ответил, что его научили бесы: как только он мысленно улавливал их подстрекательства, сразу же горячо начинал молиться Богу, зная, что по-другому от них ему не избавиться.
Так и человеку, желающему преодолеть тягу к алкоголю, надо быть бдительным к своим мыслям, постараться прилепиться к Христу в молитве, очищать свое сердце покаянием и соединяться с Ним в Евхаристии. Иначе незаметно наступит пауза, которую будет нечем занять, и задавит безысходность, и снова возникнет «потребность» в глотке алкоголя.
Чем раньше человек осознает и признает в своей жизни эту созданную его руками проблему, тем больше шансов у него на излечение. Только нужно быть честным с собой и понимать, что без усилий самого человека, без его работы над своим излечением, возвращением к нормальной жизни, помочь ему не способен никто.
От человека зависело, напиваться ли пьяным за праздничным столом, искать ли в тяжелых ситуациях утешения в спиртном, позволять ли себе выпить по любому случаю или вовремя остановиться до того, как у него развилась зависимость. Точно так же от человека зависит, подчиняться ли ему зависимости все больше, растрачивать свою жизнь на выпивку, изводить близких людей и обкрадывать себя духовно и материально или же вспомнить о том, что он — творение Божие, собрать в кулак всю свою волю и противостоять пагубной привычке, призывая в помощь Бога.
2024 |
Ноябрь |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.