Главная   Митрополит   Выступления   Митрополит Климент...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Митрополит Климент: Господи, вспомни обо мне!

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Господи, вспомни обо мне!

Говорят, в раю нераспятых нет. Но не каждый распятый — ныне в раю. Крестные муки разбойника, бывшего по левую сторону от Христа, не спасли его. Так и страдания, которые человек несет по жизни не ради Христа, нельзя назвать спасительными. Разбойник же, распятый по правую сторону от Господа, сумел преобразовать заслуженное наказание в путь, приведший его в рай.

Во время Страстной Седмицы внимание верующих устремлено к Кресту Христову — главному символу страданий Господа и Его искупительной Жертвы. Перед Крестом верующие молятся, вспоминают скорбные события земной жизни Иисуса Христа.

В песнопениях Страстной Седмицы, которые можно будет услышать на этой неделе в храме, говорится, что Господь спасает мир от прелести. О чем идет речь?

Дьявол ложью прельстил и прельщает человека. Ведь, если проанализировать, почти никто не грешит ради самого греха, как это делает сатана. Он совершает зло для того, чтобы принципиально противопоставить себя Богу. Людьми же чаще всего руководствует не желание действовать наперекор воле Божией, а желание чего-либо приятного для себя. По мысли преподобного Максима Исповедника, чтобы управлять человеком, дьявол пользуется двумя его слабостями: одна из них — страсть к наслаждению, а другая — боязнь страданий. Говоря иначе, сатана или запугивает человека, или обещает ему несбыточное. Поэтому получается, что в любом грехе присутствует дьявольский обман. Иисус Христос Своими страданиями пресекает это вражье действие, эту ложь.

Господь пришел, чтобы уничтожить обман врага рода человеческого. Иисус Христос победил дьявола Своим Крестом. Максим Исповедник пишет, что Спаситель освободил человеческую природу от страсти к наслаждению, отвергнув наслаждение во время поста в пустыне, а от боязни страданий — на Кресте. Тем самым, будучи распят, Господь совершил дело нашего спасения.

Избегать смерти, бояться страданий для человека естественно. Но Богочеловек Христос поставил на первое место исполнение воли Божией. Он добровольно взошел на Крест, преодолевая страх: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Тем самым, человеческая воля Христа, как учат отцы VI Вселенского собора, полностью последовала Его Божественной воле.

Если корнем греха является желание наслаждения или избавления от страданий, то любая добродетель основывается на стремлении человека исполнить волю Божию. «Да будет воля Твоя» (Лк.11:2), — молимся мы Богу Отцу, следуя примеру Иисуса Христа. Это не фигура речи, но жизненная позиция.

В конкретных тяжелых обстоятельствах сложно реализовать эти слова. В такие моменты Крест Господень напоминает нам о том, что мы должны претерпеть все до конца ради любви к Богу (см. Мф. 24:13).

Важно понимать, что не сами страдания спасают, а спасает исполнение воли Божией. Вспомним двух разбойников из Евангелия. Тот, который висел слева и хулил Христа, хотел получить от Него освобождение от страданий: «Спаси Себя и нас» (Лк. 23:39). Господь был ему не нужен. Благоразумный же разбойник выбрал Христа не ради избавления от мучения. Он готов был терпеть заслуженное наказание. Все, о чем он просил Господа — помянуть его в Царствии Божием, ведь разбойник осознавал, что недостоин пребывать там (см. Лк. 23:42).

Через скорби земной жизни проходят все (Быт. 3:16—19). Одни растрачивают силы на гнев, уныние, месть, а другие, претерпевая скорби ради Христа, восходят на Небо. Желающий всем спасения Иисус Христос обращается к каждому человеку со словами: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

Еще Господь говорит: «Кто не берет крест свой и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38). О ком идет речь? По всей видимости, о людях, похожих на разбойника, распятого по левую сторону от Спасителя. Они готовы идти за Христом, потому что Он совершает чудеса, исцеления, дарует многие блага! Но при этом такие люди совершенно не готовы нести свой крест.

«Свой крест» — те обстоятельства, которые Господь допускает для нашего спасения. Иисус Христос призывает человека исполнить волю Божию именно в той ситуации, в которой он находится в настоящий момент. Как правило, это сопряжено с преодолением себя: терпением скорбей, отказом от чего-либо, борьбе с собственным самолюбием и др.

Чтобы отличить страдание ради Христа от просто страдания, необходимо руководствоваться чтением Священного Писания, творений святых отцов. Так подвижники со смирением претерпевали различные бедствия: несправедливое отношение окружающих, голод, ложные обвинения и многое другое, — ради Христа. Святые осознавали: если бы не случалось в их жизни трудностей, в них бы развились страсти, например, уныние, чревоугодие, осуждение, лень, зависть. Чтобы противостоять греховным привычкам, они изнуряли тело. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Томлю томящего меня».

Угодники Божии старались переносить любые жизненные трудности, прославляя Бога. Все шаги духовного совершенствования давались им огромными усилиями воли, ведь святые — это живые люди, такие же, как мы, носящие плоть. И все же, несмотря ни на что, праведники встречали любое страдание с благодарностью, воспринимали его как возможность умертвить свои страсти и приблизиться к Христу.

Если мы будем осознанно терпеть тяжелые обстоятельства жизни ради Господа, стремиться очистить свою душу от греховных привычек, такое страдание может быть спасительным. Главное, что никто не сумеет навести порядок в жизни человека кроме него самого. Подсказать смогут, но главные действия каждый совершает самостоятельно.

Задача христианина — преобразовать свой крест в крест Христов. Ведь христианский подвиг заключен не в самом действии, а в том, какой смысл человек в это вкладывает. История двух разбойников, находящихся рядом со Спасителем, является этому самым ярким образцом. Претерпевали наказание оба, но один и перед смертью не обратился к Богу, а второй, устремившись к Господу, сделал свой крест спасительным: «Господи, я готов терпеть все посланное Тобою. Вспомни обо мне во Царствии Твоем!»

«Вечерняя Москва»

Почему главным способом сохранения семьи сегодня считают разделение детей и родителей? Все чаще встречаю на информационных ресурсах слова о том, как перестать зависеть от родителей, объяснения, почему так важно отделиться от отца и матери. Поскольку исторически сложилось, что в нашем государстве многие родители жили в семьях детей, думаю, современная позиция: «Спасение в разделении!» — достаточно сомнительная.

С другой стороны, мне скажут, что может быть хорошего, если родственники живут вместе? Положительные моменты все же есть. Приведу пример из жизни одной знакомой семьи. После Великой Отечественной войны 1941—1945 годов в одном доме жили: дедушка-плотник, его двое взрослых сыновей с женами и дочь и мужем, внуки, которых было семеро.

В этой семье сложилось так, что люди разных характеров и степеней родства постепенно притерлись характерами. Как гласит пословица, вместе мокли, вместе сохли. Со временем они научились поддерживать друг друга, все делать сообща: слаженно работать, распределяя обязанности, и вместе отдыхать.

Бывало, теплыми летними вечерами на улицу выходил дедушка, садился на скамейку. К нему постепенно подтягивались дети, приходили невестки и зять, выбегали внуки. Они подолгу разговаривали, шутили: одни умело рассказывали истории, другие показывали пантомиму, третьи могли спеть любимые песни.

Не удивительно, что внуки росли в атмосфере дружбы и единодушия. Уже впоследствии, когда выросли, они регулярно навещали родных, поддерживали их, если те оказывались в сложной жизненной ситуации.

Умение находить общий язык с окружающими, приходить на выручку, прощать близких, им пригодилось. Из всех семей, созданных поколением внуков, ни одна не разрушилась, ведь эти люди стремились сохранить брак, окружали супруга/супругу любовью.

Семейная жизнь в православном понимании не может обойтись без работы человека над собой, борьбы с себялюбием и тщеславием. Сохранение взаимопонимания между супругами во многом зависит от веры людей, их готовности уступать, терпеть, прощать, бороться с собственными недостатками. Жизнь семьи, в наивысшем проявлении, ведет человека к высокой мере христианского подвига — исполнению двух главнейших заповедей о любви к Богу и ближнему (см. Мф. 22:36—40).

Как с этим сочетается современное представление о том, что сепарация от родителей способна спасти семью? Как «разделение» может что-либо «сохранить»?

Мне вспоминается такая притча. Один монах ушел подвизаться в уединенное место, поскольку решил, что в монастыре окружающие мешают ему бороться со страстями. Однажды с ним случилась неприятность: он набрал кувшин с водой и поставил его на землю, а тот перевернулся. Монах снова набрал воду и поставил емкость. Она опять упала. Когда в третий раз произошло то же самое, монах не выдержал и изо всех сил ударил кувшин о землю. Осколки разлетелись во все стороны. Когда монах пришел в себя, то понял, что не окружающие влияют на его состояние. Он был один, но все равно оказался побежден страстью гнева. То есть, в каких бы человек условиях ни находился, для того, чтобы сохранить мир, в том числе, мир в семье, в первую очередь необходимы усилия самого человека, его готовность бороться со своими страстями.

К чему я вспомнил эту притчу: если молодые люди, создавая семью, изначально будут настроены на то, чтобы прислушиваться к мнению друг друга (мужа или жены), с терпением относиться к окружающим обстоятельствам, устраивать жизни на принципах Евангелия, то с Божией помощью, семья устоит, даже если супруги будут поддерживать тесную связь с родителями.

Напротив, если люди копят в себе обиду, не желают уступать, то, независимо от того, живут ли люди с родителями или нет, семье постоянно будет угрожать разрушение.

Мне кажется, отгородиться от отца и матери — самых близких людей — это не решение проблемы. Главный выход необходимо искать в собственной готовности замечать других, учитывать их мнение и интересы, способности в каждой конкретной ситуации руководствоваться евангельскими заповедями. Христос сказал: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (МФ. 7:12). Только так можно сохранить баланс: уберечь семью и не оставить в одиночестве родителей.

 

«Вечерняя Москва»

Архив новостей

2024
Март
пн вт ср чт пн сб вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Последние новости

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика