Главная   Митрополит   Выступления   Митрополит Калужск...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Человек и домМитрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин):

Человек и дом

 

 

 

Традиционно в теплое время года владельцы частных домов затевают стройку или ремонт. Покрасить крыльцо, поменять трубу, починить ступеньки, перекрыть крышу — заботы, известные владельцам домов, будь то скромное одноэтажное строение или величественный особняк. Дела всегда найдутся, ведь нужно постоянно поддерживать жилье в должном виде.

Если не заботиться о сохранности дома, не следить за состоянием его, здание постепенно будет разрушаться. Невольно напрашивается параллель с духовным состоянием человека.

Приведу пример. Мужчина получил в наследство дом. Здание было крепким, ведь пожилые родственники всегда за ним следили. На закате жизни, когда здоровье стало их подводить, и уже не было сил покрасить фронтон, он начал ветшать. Краска сошла, обнажились доски. Наследнику, сильному человеку средних лет, следовало бы их покрасить, но он только жил в доме, а за его сохранностью следить не хотел.

Шло время. Вода стала проникать под крышу, а стропила — гнить. Ситуацию было не так легко исправить как на начальном этапе, но и сейчас дом вполне можно было привести в порядок. Мужчина вновь отнесся к происходящему легкомысленно. В результате крыша прогнила и рухнула.

Вместо того чтобы заняться ремонтом жилья, хозяин снял квартиру и перебрался на новое место. Дом продолжал стоять, свидетельствуя о том, что и фундамент, и стены крепки. Нужно приложить усилия, и у человека будет надежное жилище. Когда из дома исчезли все окна, стало понятно: надежды восстановить здание почти не осталось.

Стойкость человека перед грехом тоже разрушается постепенно. «От беспечности падает и стоящий», — говорил святитель Иоанн Златоуст. Мужчина работал водителем, он помнил заповедь: «Не кради» (Исх. 20:15). Однажды в его личной машине закончился бензин. Автозаправка далеко. Нашелся неожиданный выход: «позаимствовать» горючее автомобиля на работе. В первый раз человек сомневался, совесть его укоряла. С каждым разом, когда ему хотелось взять чужой бензин, он с большей легкостью шел на грех. В итоге воровство вошло у человека в привычку.

Случается, что греховный навык развивается с, казалось бы, незначительного случая. Человек приходит из магазина и обнаруживает, что ему по ошибке дали сдачу больше, чем следовало. Возвращать он не хочет: «Они сами ошиблись. Я чужого не брал». Стоит дать себе послабление, и с каждым греховным поступком страсть будет развиваться все сильнее. Вот откуда появляется желание: приехать на рыбалку и накопать картошки на чужом участке. Или, пока никто не видит, нарвать яблок; взять без спроса немного бруса или песка у соседей; обсчитать другого человека, продать некачественную вещь, не доплатить рабочим за выполненную работу.

Когда человек четко разделяет личное и служебное, строго следит, чтобы даже по ошибке не взять чужого, он борется с грехом.

Привычка следовать страстям разрушает личность. Если бы спохватиться вовремя, обратиться к Богу с покаянной молитвой, приложить волевые усилия, они бы не укоренились. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что причиной падений человека является его беспечность: «Если бы мы немного захотели воспрянуть духом, мы отрясли бы, как прах, все (диавольские) козни».

Похожим образом искушение действует и в семейной жизни, когда злые духи располагают супруга или супругу к греху прелюбодеяния. Если человек, состоящий в браке, поймет, что с искушением необходимо бороться сразу, оно будет побеждено. Опаснее всего, когда он не признает угрозы, успокаивает свою совесть: «Мы только улыбаемся друг другу, просто потанцевали вместе, всего лишь прогулялись по парку». Незаметно страсть овладевает мыслями человека, и он не успевает опомниться, как впадет в тяжелое прегрешение. Именно поэтому важно в любой момент жизни помнить о супружеской верности, ответственности за семью перед Богом.

Грех не приносит счастья. Он приносит страдания человеку и его близким, оставляет горький осадок — сожаление о случившемся. Даже когда искушение зашло далеко, всегда имеет смысл вступить с ним в борьбу, пока не поздно. Если же ничего не делать, а продолжать поддаваться действию страстей, грех не оставит камня на камне. Во многом от нашей воли зависит, допустим ли мы это или нет.

Человек заботится о прочности своего дома. Себя от греха нужно беречь ничуть не меньше.

«Вечерняя Москва»

 

 

 

 

 

Последние новости

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика