Если открыть сегодня страницу почти любого пользователя социальных сетей, можно увидеть, что у него много так называемых друзей. У кого-то это будут тысячи людей, у кого-то – несколько десятков. То, что это друзья весьма условные, понятно. Трудно представить, что кто-то по-настоящему дружит с тысячами, сотнями и даже десятками людей. Но если эти люди как-то друг друга отметили, выделили среди всех других, наверное, можно предположить, что они хотят постоянно общаться и по-настоящему интересны друг другу? Мы понимаем, что на практике и это не совсем так или вовсе не так.
Так называемые друзья в соцсетях нередко вообще никогда не виделись и добавили друг друга в эту категорию почти случайно, повстречавшись в каком-нибудь виртуальном обсуждении. Известно также, что страницы бывают очень разные по степени активности и открытости. У кого-то постоянно новые события, темы, разговоры, фотографии, видеоролики. У кого-то все сдержанно, немноголюдно и немногословно. Человек не считает нужным жить «нараспашку». «Не открывай всякому человеку твоего сердца, чтобы он дурно не отблагодарил тебя» (Сир. 8, 22), – читаем мы в Книге Иисуса сына Сирахова. Все мы разные.
В целом же у пользователя социальных сетей часто есть ощущение, что у него много знакомых, он знает множество людей, ему всегда есть с кем поговорить на любую интересную для него тему, и есть к кому обратиться.
Но здесь уже проявляется иллюзия. Каким бы открытым ни казался хозяин какой-нибудь страницы, сколько бы своих фотографий, рассказов о себе, о близких, о том, что происходит в жизни вокруг него он бы ни размещал, мы не можем сказать, что нам о нем известно действительно много, что мы знаем его. У нас о нем складывается тот образ, который он, вольно или невольно, создал в социальных сетях, а точнее как он хочет, чтобы о нем думали. Перед нами те фотографии, которые он захотел разместить, те события, о которых он решил рассказать, и преподносит он их в выбранном им ракурсе.
Я не утверждаю, что люди сознательно лгут. Это может быть так, а может все обстоит иначе. Но неполнота образа и скудость сведений пользователя аккаунта в социальных сетях очевидны. Образ может быть правдив, в нем может не быть сознательной лжи, приукрашенности, но он всегда неполон, и за этой неполнотой скрыто что-то важное.
Как говорится в народе, чтобы действительно знать человека, с ним надо съесть пуд соли в реальности. Мы же порой думаем, что знаем многих, а на самом деле мы всего лишь провели с ними какое-то время в виртуальных спорах и беседах и посмотрели на мониторе или экране телефона сколько-то фотографий.
Если у нас столько общения, пусть виртуального, если мы полагаем, что знаем столько людей, почему нередко столь одинок по своим ощущениям современный человек? Ему очень не хватает общения живого, реального, настоящей дружбы, участия.
Чем нас когда-то привлек виртуал? Вспомните. Казалось, что так хорошо сидеть в пижаме или в банном халате у себя дома и обсуждать по интернету с людьми, живущими в разных городах и даже странах, науку и искусство, выращивание роз или резьбу по дереву, узнавать рецепты экзотических блюд и повадки домашних любимцев. Насколько удобным казалось вести любые разговоры, обсуждать что угодно – и в любой удобный момент просто выйти из беседы, отойти от экрана, заняться своими делами или пойти спать.
Безусловно, у такого общения есть и реальные плюсы. Например, возможность вести переписку со знакомыми или единомышленниками из других городов. Но мы должны понимать, что во всем этом самое важное состоит в том, что общение виртуальное может быть только дополнением к общению реальному, но никак его замена.
Что же произошло с нами? Мы не заметили, что общение виртуальное вытеснило живое общение. Переписываться в интернете оказалось куда более простым и менее хлопотным делом, чем собраться в реальности с родными и друзьями и поговорить. И как-то так получилось, что с друзьями институтских времен мы регулярно «списываемся», иногда созваниваемся и не помним уже, когда ходили друг к другу в гости, когда вместе пили чай. Мы уже не знаем, как они выглядят сейчас в реальности.
Нам казалось таким удобным «дозировать» общение по своему вкусу: включаться, когда удобно, выходить из беседы, когда удобно, появляться и исчезать без объяснений. Не надо было проявлять терпение: в любой момент можно отключиться, а некоторые не самые приятные для нас качества знакомых при общении в сети не так заметны или вовсе не видны.
В реальном общении мы видим, слышим, воспринимаем всего человека, мы познаем его. Мы чувствуем его проблемы, понимаем, что нужно проявить сочувствие, оказать поддержку, если он в этом нуждается. И даже порой из напряженного разговора вырастает взаимопонимание. Живое общение играет всеми красками жизни. Собравшись за чаем, мы общаемся не с образом из соцсети, а с живым реальным человеком. Иными словами – настоящие дружба и любовь требуют напряженной и многолетней внутренней работы, умение пожертвовать своим эго.
В живом общении у нас не будет тысячи друзей. Но мы увидим их по-настоящему. И опять, как говорится в книге Иисуса сына Сирахова: «Верному другу нет цены, и нет меры доброте его» (Сир. 6, 15).
Увлекшись интернетом, мы резко сокращаем живое общение. И пройдет какое-то время, мы почувствуем, что в душе образовалась пустота. При всем сетевом многолюдстве и кажущемся выборе, к нам подступает одиночество, а к чему мы имели интерес, что занимало все наше время стало безразлично. Почему такое происходит? Увлечение соцсетями разрушило живое общение с настоящими друзьями, а иллюзорные друзья так и не стали для нас настоящими друзьями.
Но необходимо задать себе один очень важный вопрос. А потом дать честный ответ на него. Для чего мы вообще пользуемся сетями? Для корпоративных нужд, удовлетворения любознательности, а может любопытства? Или нами движет внутренняя скука? Или желание найти единомышленников? Что в некоторой степени и происходит. Кем-то движет тщеславие, желание прихвастнуть, а то и блеснуть тем, чего у него в действительности нет. И «урожай» каждый собирает соответственный.
Современные люди не хотят признаться себе, что внутри их пустота. Единицы ищут Истины, т.е. Христа. «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11; 28). Это говорит нам Истина через Евангелие. А вот что говорит наш современник, подвижник, ученик старца Паисия (Эзнепидиса) митрополит Лимасола Афанасий (Николау): «Христос является Смыслом жизни. Если у человека есть все, а Христа нет, у человека нет ничего. Но если у человека есть Христос, но нет ничего другого – у него есть все».
2024 |
Ноябрь |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.