Монашество это особый подвиг, который совершается не только для спасения себя, но и окружающего мира.
Человек, принимая монашество, отрекается от удовольствий земной (плотской) жизни, но делает это не из-за эгоистических каких-то соображений, а для того, чтобы побороть грех, живущий в нем, стяжать святость, и тем самым помочь людям, живущим в миру, приблизиться к Богу. Монах такой же человек, он, живя в миру до ухода в монастырь, встречался с такими же проблемами, видел людские пороки, а то и сам жил жизнью мира, но, осознав неправильность этого пути, нашел в себе силы, проявил волю и сделал шаг к направлению к Богу.
В осмыслении соотношения монашеской аскезы и добродетели я бы отметил следующие моменты.
Во первых, с какой целью сегодня приходят в монастырь? Как ни странно, отвечая на этот вопрос, мало кто говорит о спасении. Чаще всего упоминаются внешние причины: надоело жить в миру из-за неустроенности, разочарований, непоправимых ошибок. Человек рассуждает: «Мирская работа мне не подходит, пойду в монастырь»; «Уже второй (или третий) брак, а семейного счастья не нашел. Видно, мое призвание — иночество». Люди помоложе признают, что хотят стать монахами. Когда спустя какое-то время они принимают монашеский постриг, то искренне полагают, что цель достигнута!
Важно с самого начала понимать, что не монастырь, и не монашество спасает, а подвиг. Цель прихода в монастырь — не монашеское облачение, а сочетание с Христом. Подлинно стать монахом означает, по выражению святителя Феофана Затворника, «постричь душу»: чтобы она была связана евангельскими обетами, «отречением от всего и самоотвержением, человеколюбием и боголюбием». Епископ аскет неоднократно утверждал, что внешний постриг — это не цель, а средство засвидетельствовать любовь к Богу, превосходящую привязанность ко всему в мире, чтобы ничто не мешало идти по пути, указанному Христом.
Особое отношение должно быть к постригу в великую схиму. Отличительная черта монашества обнаруживается во внутреннем расположении — мертвенности ко всему мирскому. В одном из писем святитель Феофан подчеркивает: «Схимник — мертвый, не стремящийся к умертвению… а мертвый». При решении о постриге в схиму надо принимать во внимание не количество лет, проведенных в монастыре, не отсутствие здоровья, а внутреннее состояние кандидата.
Монашество, будучи инструментом достижения цели христианской жизни, не может быть причиной превозношения. Вышинский затворник советует «не фанфаронить схимою, а, напротив, себя ею судить и осуждать, что, вот де перья павлиньи, а сама ворона, или мундир генеральский, а сам капрал».
Главным внутренним препятствием к единству с Богом является самость. А в наше время ее культивируют с детства. Говорю не о самостоятельности и ответственности за свои поступки, а о самонадеянности, самодостаточности, себялюбии, которые признаются обязательными качествами личности современного человека. Но разве их можно признать добродетелями?
Напротив, святитель предупреждал, что «корень всему злу — самость и упрямство, …поэтому и нужно всячески постараться вырвать этот злой корень: смирением и послушанием, подражая Самому Господу». На это должен быть направлен подвиг инока. Ведь монаху, не отказавшемуся от самости, рано или поздно станет не нужен духовный наставник, настоятель, монастырь, а потом — и Церковь, и Господь.
На созидание внутреннего человека должен быть направлен и центральный монашеский подвиг — молитва. В древнехристианской Церкви молитва совершалась неоднократно в течение дня в установленное время. Это правило сохранилось в названиях частей суточного богослужебного круга. Эту норму переняли у христиан мусульмане, и до сих пор, где бы ни находился приверженец этой веры, он пять раз в день, в одно и то же время совершает свою молитву. А православному монаху в монастыре, порой трудно найти время для молитвы — весь день у него занят послушаниями!
Святитель Феофан не раз акцентировал, что главное в молитве — это «непрестанное памятование Господа, или хождение в чувствах присутствия Его, с благоговением». К этому можно и нужно стремиться на любом месте и послушании.
Надо стараться держать свою душу обращенной к Господу постоянно. В этом состоит молитвенный подвиг инока. Словесная молитва также нужна, поскольку она устремляет наше внимание к Богу, так что «правило есть только подтопка», для поддержания непрестанной молитвы. Необходима и молитва за богослужением в храме.
По словам святителя, лучший способ раскрывать умно-сердечную молитву, — это внимательное слушание церковного богослужения и пребывание в церковной традиции вообще, т.е. участие в церковных таинствах, соблюдение постов и т.п.
Таким образом, иноческий подвиг направлен на приобретение внутренних добродетелей, на преображение души, чтобы она стала способной соединиться с Господом навеки.
2024 |
Ноябрь |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.