Главная   Митрополит   Выступления   Митрополит Калужск...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Отравление мечтой

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Отравление мечтой 

 

 

 

 

Великий пост идет к завершению. Наступают Лазарева суббота и Вербное воскресение, а за ними грядет Страстная седмица. Последние дни перед Пасхой настраивают нас на встречу с Воскресшим Господом. Но радостному известию предшествуют Его страдания и смерть. Каждый год мы вспоминаем все последние испытания Спасителя. Неоднократно в эти дни за богослужением в храмах мы слышим слова: «Идет Господь на вольные страдания». Почему Церковь в эти дни так часто напоминает нам об этом? Чтобы нам научиться Христову самоотвержению и вынести для себя урок из пагубных ошибок Его предателей и палачей.

Как человек Христос испытывает ужас, в Евангелии описаны Его сердечные терзания (см. Ин. 12:27). Но, трепеща перед ожидающими Его страданьями, Спаситель принимает волю Бога Отца (см. Лк. 22:42). Так и нам подобает довериться Господу в выборе жизненного пути. Но мы часто стремимся добиться счастья, следуя собственным представлениям. Есть такой привлекательный цветок — кальмия. От россыпи ее нежно-розовых колокольчиков трудно оторвать взгляд. Однако это необычайное по красоте растение содержит опасный яд. У человека он вызывает замедление дыхания, судороги, паралич, смерть. В духовной жизни таким цветком является мечтательность. Казалось бы, какой от мечтаний может быть вред: окрыляющие, манящие, светлые. Между тем, именно мечтательность нередко приводят к надлому личности и другим жизненным катастрофам.

Не всегда то, о чем мы мечтаем, приносит благо. Порой наши стремления влекут за собой развитие страстей и вечную погибель. Как-то знакомый поделился со мной историей из личной жизни. В молодости в него влюбилась красивая девушка. Она мечтала создать с ним семью, получить высшее образование, иметь свой дом, автомобиль. Но ее планы постепенно стали рушиться: поступив в университет, она его бросила, т. к. там много надо было заниматься; дружба тоже расстроилась скоро, потому что молодой человек полностью углубился в учебу. Мечта о красивой жизни увлекла ее в разные клубы, появилось много новых друзей, но все они тоже мечтали о «красивой» жизни, наслаждались с ней в компании, оплачивали ее услуги, но серьезных планов с ней не строили. Мечты о счастье не дали ей принять Божию волю, девушка создала в своем воображении свое понимание счастья. Прошли года, постигшее ее разочарование взращивало в ней ненависть к окружающим и делало ее все несчастнее. Она попыталась с этим человеком восстановить отношения, но не получилось, его родители были против. Дальше у нее все трагически закончилось, она потеряла всякий смысл жизни.

Точно так же мечты отравили и сердце Иуды. Став учеником Христа, он восхищался Его делами, слушал Его проповеди и даже совершал чудеса Его именем (см. Лк. 9:1). Но он действовал вовсе не по любви к Богу. Сребролюбивый ученик воспринимал слова Господа с материальной точки зрения, мечтая, что будет вельможей нового царя, освободителя Израиля. Впоследствии стремление обогатиться победило в нем остатки совести. Руководствуясь принципом: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», — Иуда променял своего Учителя на деньги. Но обогащение не принесло ему ожидаемого удовольствия. Узнав о последствиях своего поступка, он испытывал душевные мучения, а покаяться не смог. Еще при жизни Иуда умер от собственного греха. Духовная гибель повлекла за собой самоубийство.

Всякий раз, предпочитая свою волю, мы отступаем от Христа и погружаемся в тоску. То, от чего мы ожидали получать радость, приносит нам вместо удовлетворения разочарование: брак тяготит, дети огорчают, работа изматывает, гаджеты устаревают… Истинное, непреходящее счастье обретается в выполнении воли Божией. Господь рассматривает судьбу человека с позиции вечности. Следуя Его воле, мы приобретаем добродетели и учимся евангельской любви. От этого наша душа ликует и наполняется светом боговедения, человек находит драгоценную жемчужину и ради нее продает все свое имение (см. Мф.13:46).

Так, будучи жизнелюбивым, веселым семинаристом, Александр Гренков неожиданно тяжело заболел и, не видя иного выхода, дал Богу обет уйти в монастырь, если встанет на ноги. Вылечиться удалось, но юноша несколько лет не мог решиться на монашество, которое не совпадало с его жизненными планами. В итоге он собрался с духом и последовал Божиему промыслу: по благословению старца отправился в Оптину. И там он стал великим подвижником, и теперь мы знаем его как преподобного Амвросия.

Опасность мечты заключается и в том, что она уводит от реальности. Нам кажется, что желаемое уже происходит с нами. Вынашивая мечту в своем сердце, мы можем долго оставаться в плену собственных представлений, пребывать в придуманном мире. Между тем время жизни проносится с неумолимой быстротой. Такое же действие оказывают на человека компьютерные игры, социальные сети. Погруженный в них человек живет в виртуальном мире, уходит от подлинных проблем. Потеряв драгоценные годы, он понимает, что в жизни ничего не успел, родные и близкие остались без его внимания, а душевные силы выгорели в искусственных переживаниях.

Хорошо, если человек сумеет осознать, что отравлен заманчивыми цветами мечты. Тогда у него еще есть возможность спастись. Если же нет, то он незаметно для себя погибает. Сначала останавливается духовный подвиг, затем ослабевает человеческая воля, душа погружается в тину страстей и, в итоге, наступает вечная смерть.

Каждый из нас имеет свободу выбора. По словам апостола Павла, все нам позволительно, но не все полезно (см. 1Кор. 6:12). Можно прельститься красотой своей мечты и в итоге потерять жизнь. Но есть и другой путь — довериться любви Божией и мужественно пройти все жизненные испытания, чтобы наследовать вечность со Христом, воскресившим четырехдневного мертвеца Лазаря.

«Вечерняя Москва»

 

Последние новости

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика