Главная   Митрополит   Выступления   Митрополит Калужск...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Митрополит Калужский и Боровский Климент. XXI век: человек и техника

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Не бойтесь радоваться

 

 

 

В пасхальные дни сердце наполняется ликованием о Воскресении Христа. Но иногда смущает мысль: «Евангелие и писания святых отцов настраивают нас на покаянный лад, осознание своей немощи. Может быть, радость о воскресшем Христе только для совершенных духом? Или, по крайней мере, для тех, кто достойно провел пост. Мне же, немощному и ленивому, надо оплакивать свои грехи, а не радоваться вместе с ними».

Христос после Своего воскресения не явился многим людям: распинавшим Его, требовавшим Его смерти, пришедшим на Голгофу посмотреть на Его казнь. Почему бы Христу не предстать перед ними, чтобы все убедились, что Он — Победитель смерти, истинный Бог и Спаситель, что всё, как Он говорил, так и вышло? Воскресший Господь не идет к ним по той же причине, по которой не был послан Лазарь к братьям притчевого богача, просившего об этом Авраама. В ответ ветхозаветный патриарх сказал, что у них есть Моисей и пророки, а если Моисея и пророков не слушают, то даже если кто из мертвых воскреснет, все равно не поверят. Явление Лазаря из загробного мира было неспособно изменить братьев — неверующих людей, только привело бы к большему осуждению их. Так и Господь не показывает Себя людям, которые, не приняли бы Его и воскресшего. Ничего бы не поменялось в их сердцах.

Нам это кажется невероятным, как это может быть — увидеть Христа живым и не поверить в Него. Но в Евангелии так написано. Ведь вера в Воскресение Спасителя требует от человека последовать за Ним, то есть решиться на кардинальное изменение своей жизни, а к этому готов не каждый. Посмотреть на чудо и изумиться можно, но не более.

Когда Апостол Павел произносил долгую речь в ареопаге, его с удовольствием выслушивали, пока он не начал говорить о воскресении. «Об этом послушаем тебя в другой раз», — остановили его. В ареопаге заседали люди образованные и любознательные, почему они не захотели узнать о всеобщем воскресении? Видимо, эта тема настолько выходила за рамки их мировосприятия, что они ощутили дискомфорт. Ведь им открывалось знание, которое требовало от них ответное действие, изменение своей жизни.

Когда Господь воскресил Лазаря, многие были в восторге, встречали Христа радостными криками «Осанна, осанна», а потом они же разъяренно кричали: «Распни Его». Так и впоследствии они с восторгом посмотрели бы на воскресшего Христа, но не ради того, чтобы начать изменяться, а ради впечатлений. Господь никогда ничего не делал ради зрелища.

Явление Христа в жизни человека — это всегда переломный момент. Апостол Павел, будучи еще Савлом, осознанно причинял зло христианской Церкви, одобрял убийство первомученика Стефана. Но Бог знал, что Савл — будущий великий христианский учитель и проповедник. «Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян. 9:15), — так говорил Господь об этом апостоле. Но в тот момент Савл еще не был готов воспринять весть о воскресшем Спасителе. Христос явился ему позже, когда увидел, что этот гонитель готов полностью изменить свою жизнь.

Если после Воскресения Христос явился лишь некоторым, то в момент Второго Пришествия Его увидят все люди без исключения. Те, кто готовился к встрече с Ним, наполнятся светом и радостью. Но для людей неподготовленных и нечестивых пребывание рядом с Христом будет мукой. «Так да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведники да возвеселятся» — эти строки псалма перешли в пасхальные стихиры. В них говорится, что одно и то же действие Божие будет по-разному отзываться в душах человеческих. Для одних оно будет блаженством, для других — страданием.

В вечности Бог, Который есть Любовь, будет всяческая во всем (1 Кор. 15:28), а нераскаявшийся грешник не захочет быть в этой любви. Евангелие дает основание предположить, что не только бесы, но и некоторые люди пойдут в муку вечную, ибо оставаться с Богом для них будет еще тяжелее (Мф. 25:46). Мы не знаем, кто именно захочет удалиться, сколько таких будет. Знаем только, что разделение неминуемо. Это нам открыто для того, чтобы мы здесь, на земле, не теряли время, были деятельны в духовном плане, чтобы в вечности не оказаться вне общения с Христом.

Если бы Господь явился всем людям сразу после Своего тридневного Воскресения, то это разделение, произошло бы тогда же. Но по Своему милосердию Христос не является тем, кто еще не был готов к встрече с Ним.

Ощущения подготовленности у нас не будет никогда. Сам Господь говорит нам: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10). Мы, как могли, трудились, готовились к Пасхе: в свою меру постились, молились, пусть порой и наспех, невнимательно. Недостаточно сил и времени у современного человека. Но святитель Иоанн Златоуст в своем Пасхальном слове призывает радоваться всех: и пришедших в последний час, и постившихся, и даже не постившихся. Как же радоваться, если видишь свою немощь, несовершенство? Но Христос воскрес, невзирая на нашу немощь. Мы радуемся не тому, что нашли в себе силы преодолеть все препятствия и постились как надо, а тому, что Христос воскрес!

Великий пост — время покаяния. Он нужен, чтобы человек пересмотрел свою жизнь — это и есть необходимая подготовка к празднику, а не что-либо иное: куличи испечь, пасху приготовить, квартиру убрать, на кладбище съездить. Сейчас пришло время радоваться, но не тому, что мы все сделали правильно в течение Великого поста и заслужили эту радость. Наши усилия всегда будут недостаточными. Единственная причина пасхальной радости — то, что воскресением Христовым мы обрели жизнь вечную. Все надеющиеся на Христа могут этому радоваться и ликовать о победе Христа над смертью.

Христос сошел в ад и навсегда лишил дьявола силы. Теперь у того нет власти над нами. Если мы остаемся в своих страстях и грехах, попадаем в его сети и терзаемы им, то только потому, что сами ему поддаемся. Не уступали бы греховным соблазнам — не было бы этого. Хотя и до Воскресения Христова у людей оставалась свобода. Были же святые в ветхозаветные времена. Но единство с Богом человеку открылось только после воплощения Господа и совершения всего домостроительства нашего спасения. Теперь мы можем и даже призваны, по выражению апостола, облечься во Христа (Гал. 3:27), чтобы воскреснуть вместе с Ним.

Возрадуемся и возвеселимся в эти дни, ибо Господь даровал нам жизнь вечную. Неслучайно преподобный Серафим Саровский в любое время года приветствовал всех приходящих к нему: «Радость моя, Христос воскрес!» Евангельская пасхальная радость однажды открылась ему во всей своей побеждающей полноте, покрывающей любые человеческие немощи и печали, и согревала его сердце во всех обстоятельствах. А преподобный Сергий Радонежский перед своей смертью пел пасхальные песнопения. Так велико было его желание встречи с воскресшим Спасителем.

Пасха — избавление скорби, ибо из гроба ныне воссиял Христос. Это ли не повод для великой радости, которая несравнима ни с какими печалями о собственном убожестве и несовершенстве.

«Вечерняя Москва»

Последние новости

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика