Главная   Митрополит   Выступления   Митрополит Калужск...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Лето Господне» — итоги

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

«Лето Господне» — итоги

 

 

 

Кажется, совсем недавно мы встречали финалистов старшей возрастной группы международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне». Но вот уже и младшая (12–14 лет) и средняя (14–16 лет) группа побывали в Москве.

Ребята из старшей группы почти взрослые, гораздо более определившиеся, нередко заметно более сдержанные, в том числе в своих творческих работах. Ребята помладше более непосредственные. У старших школьников всегда видна работа над собой, над способностями, которые дал Господь. То, что они создают, уже не только плоды, воплощение способностей, но и результат их собственных трудов. У младших способности еще менее «отшлифованы», поэтому заметнее, что именно этому юному человеку дано от природы, заметнее «стихийные», природные особенности таланта слова.

Говоря о ребятах из младшей и средней группы, я хочу поблагодарить их родителей, бабушек и дедушек, старших братьев и сестер, крестных, педагогов школ, где ребята учатся, библиотекарей, которые не жалеют время на работу с юными читателями, священнослужителей. Одним словом, всех людей, кто внес свой вклад в формирование этих юных авторов, в их христианское возрастание, творческое развитие. Если юный человек растет начитанным, проникнут мыслями из хороших книг, думающим, совестливым, если его творческий дар получает правильное развитие, в этом всегда есть заслуга старших. И замечательно, что такие старшие есть рядом с нашими ребятами.

Каждый год я с самым искренним интересом читаю работы ребят. В этом году они писали, например, об ответственности каждого человека за то, что происходит в мире. Об ответственности очень разумной: за то, на что человек может повлиять, изменить. Например, беречь природу, заботиться об экологии, сохранять красоту Божьего мира или проявить любовь к беззащитному котенку, выброшенному на улицу злой человеческой волей. Писали о повседневной жизни в многодетной семье, о трудах и радостях.

Брали ребята и не самые простые темы. Например, рассказывали истории военных лет, из которых становилось видно, что человек с репутацией самого лютого зверя может вдруг проявить милосердие и помочь. Были и рассказы, в которых многое указывало на то, что именно тот, кого подозревают почти все, и совершил злые дела. Но все же этому не все люди верили. И оказались они правы. Не всегда тот, кто кажется наиболее вероятным преступником, вором, является им на самом деле. А скорая расправа над подозреваемым оказалась бы самым настоящим преступлением.

На конкурс «Лето Господне» поступили работы в разных жанрах. Это и сказки, рассказы, работы в форме дневниковых записей, в том числе написанных от имени известных исторических лиц. Это была творческая попытка увидеть происходившее несколько веков назад глазами князя, рассказать об этом его устами. Один из не самых частых жанров — рассказ об экскурсии, которую придумала и организовала участница конкурса, желая поделиться знаниями о любимом писателе, провести по дорогим ему местам. Очень интересный опыт.

Рад отметить, что немало произведений посвящено святому благоверному князю Александру Невскому. Ребята интересуются личностью князя, эпохой, в которую он жил, описывают культурные и духовные обычаи его эпохи. Значит, они этим интересуются. Конечно, наши юные авторы будут взрослеть, и я надеюсь, что со временем они прочитают немало серьезных исторических трудов об Александре Невском, об очень непростом времени, в которое ему довелось жить и править. Но уже сейчас ребята понимают суть сделанного князем для родной земли, для современников и потомков.

Интерес к родной истории формирует достойного человека. Если знаешь и помнишь о трудах предков, если стараешься больше узнать о защитниках Отечества, которые в разные времена отстаивали родную землю, о мучениках, сохранивших Православную веру в годы советского богоборчества, о строителях наших городов и устроителей обителей, немыслимо не стремиться самому соответствовать званию «потомка» таких людей, того, кому они завещали хранить и преумножать наследие.

Подвиги священнослужителей во время Великой Отечественной войны, вклад самых разных людей в общее дело победы тоже становятся темой работ наших участников. Отрадно, что ребята знают об этих событиях, что память не прерывается. Ребята пишут о произведениях Федора Михайловича Достоевского. Для средней и младшей группы это особенно похвально: не каждый человек в этом возрасте хотя бы открывал книгу этого писателя. А здесь видно внимательное неравнодушное прочтение.

Были работы о произведениях Константина Георгиевича Паустовского, Ивана Сергеевича Шмелева, Александра Сергеевича Пушкина. Безусловно, я перечислил не все темы и не все жанры. Их гораздо больше. Но перечисленное мной уже ясно показывает: у нас растут интересные, читающие, творческие, неравнодушные ребята. Есть основания смотреть в будущее с оптимизмом.

В живом общении ребята спрашивали, как можно еще улучшить их сочинения. Я бы посоветовал больше обращать внимание на внутренний мир людей, о которых они рассказывают. Мы не ждем от школьников психологизма уровня зрелых авторов, это очевидно. Но шажки в сторону большего внимания к внутренней жизни героев их работ можно начинать делать уже сейчас. Например, яснее показать борьбу в душе и сердце человека, когда он решает, как же ему следует поступить, по совести или согласно своему «хочу».
Как показана внутренняя жизнь в притче о блудном сыне — вот один из высоких образцов, которые нужно перечитывать десятки раз. Читать Евангелие, снова и снова обращаться к Евангелию — это необходимо для человека, называющего себя христианином, в том числе для юного человека. Это необходимо для автора любого возраста, создающего произведения в рамках нашей — в основе своей христианской — истинной культуры.

Святитель Феофан в слове на Великую Субботу 3 апреля 1865 г. сказал: «Брань теперь у князя тьмы с Господом. Поле брани сердце человеческое». Внутренняя борьба между грехом и добром происходит в сердце каждого человека, и юный литературный творец должен это почувствовать и в жизни своего героя описать. Мастерство ребят, если они будут трудиться, будет расти. И я надеюсь, что этическая составляющая их сочинений всегда будет на высоте.

«Вечерняя Москва»

 

 

 

Последние новости

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика