Почти все родители задумываются о том, кем станут их дети во взрослой жизни. На какую профессию им ориентироваться? В какое учебное заведение поступить? Чему нужно уделить время уже сейчас?
Бывает, что и ребенок еще небольшой и никак невозможно понять, какая сфера деятельности ему бы подошла, а родители уже что-то предварительно планируют. Они не берут в расчет, что опыт ребенка еще слишком мал, и что есть множество областей жизни и знаний, с которыми он просто не встречался. И как же сам отрок или его родители могут знать, что заинтересует его со временем, когда он по мере взросления будет сталкиваться с новым и неизведанным? Не берут в расчет и то, что детский интерес к чему-то вовсе не означает, что у него есть к этому способности, а порой даже наличие способностей не означает, что они перерастут в профессионализм.
На что же ориентируются современные родители, когда строят планы? На то, что считается престижным. На то, что дает больше шансов на высокие доходы. На свои предпочтения и вкусы. На интерес ребенка к чему-то и его первые успехи.
Безусловно, интерес ребенка стоит учитывать, а радость от его успехов в какой-то области знаний, искусства, спорта нужно с ним разделить. Но из этого не нужно делать каких-то кардинальных выводов, если ребенок еще учится на начальном или основном уровнях общего образования. Если он хорошо рисует, это не означает, что он обязательно должен стать художником. Если в подростковой компьютерной студии у него что-то получается, это не означает, что у него выраженно технический склад ума. Если у него получилось хорошее четверостишие, это не означает, что его место исключительно в Литературном институте.
Смысл, думаю, ясен. Господь дает каждому человеку разные способности. Они могут проявляться по-разному и в разном возрасте. И возможно, те, которые проявятся позже, будут более выраженные и будут действительно уникальным даром Божиим, в отличии от тех талантов, которые уже как-то проявились.
Очень важно помогать ребенку развивать дары, данные Богом. Но это не означает, что необходимо сразу строить планы, как это все будет реализовано через годы. Или, что все силы надо сразу бросить на развитие исключительно выбранного направления. Бывает, школьника 2-3 класса руководитель компьютерного кружка похвалил за успехи в освоении программ, а у родителей сразу заработала фантазия, и они всеми силами стремятся определить ребенка в специализированный класс или школу, уже выбрали заранее для него вуз и подумывают, какие репетиторы потребуются.
Или у подростка есть интерес и способности к рисованию. И родители уже заранее спланировали, какая творческая профессия может быть у их ребенка. Понимают, что не так просто поступить в творческий институт и попасть в группу к опытному руководителю. Они начинают подбирать вузы и думают, на какие курсы для подготовки отдать его. Вот только сам юный человек через какое-то время говорит: «Рисовать люблю, но в свое удовольствие, и профессией это для меня не станет». Оказалось, кроме рисования подростку нравилось путешествовать, и он не просто ездил с родителями по разным городам, монастырям, но и отмечал особенности жизни людей в этих местах, разнообразие природы, архитектуры, обычаев людей. Интерес вызывали даже особенности говоров, и он в беседе это отмечал.
Как же быть родителям в данной ситуации? Просто ждать, если нет занятий, которые точно будут ценным вкладом в будущее? Нет, нужно работать с детьми, помогать им реально почувствовать свои способности, тот талант, который дал ему Господь.
Сейчас у ребят всех возрастов каникулы, и гораздо больше времени для того, чтобы почитать книги и заняться тем полезным делом, которое по душе. Чтение хороших книг учит размышлять, помогает найти ответы и сформулировать новые вопросы, расширяет кругозор. Человек читающий это всегда человек интересный. Ему доступен опыт веков, он больше знает о жизни, о людях. Он читает о том, чего никогда бы не увидел и не узнал в своей жизни, потому что это уже прошло несколько веков или десятилетий назад, или находится за много километров. Творческие способности читателя активизируются. Ему хочется попробовать и свои силы. И лето дает для этого возможности. Порой какая-то хорошая книга способна подсказать человеку жизненный путь. Он читает о людях различных профессии, о подвиге во время войны или в стоянии за веру. Сначала появляется просто интерес к какой-либо сфере, а потом и настоящая увлеченность, которая проходит через всю жизнь человека. И эта увлеченность в итоге определяет его судьбу.
Но не только такие возможности дают каникулы и лето. У ребят есть время на то, чтобы потрудиться на каком-либо поприще, проверить свои силы. И некоторые из них действительно пробуют поработать во время каникул в той сфере, в которой планируют получить образование и посвятить ей свою жизнь.
Это правильный шаг. Одно дело – что-то планировать, о чем-то мечтать, а совсем другое – протестировать дело на практике. Вообще трудиться, начиная с раннего возраста, это необходимо. Ребенок, выполняя работу посильную его возрасту, получает ценный жизненный опыт, у него появляется ответственность, он начинает разбираться в видах труда и, в итоге, появляется стремление к получению знаний и умений. А это позволяет еще молодому человеку постепенно становиться все более жизнеспособным и самостоятельным.
Если обратимся к святым отцам, а они знали все о строении человеческой души, то у них много находим полезных советов. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Всякое дерево познается по своим плодам, и трудолюбивый человек виден с молодых его лет». Святитель Феофан Затворник указывает, что в начале «надо труды подъять», потом уже думать о результатах. Но при этом, он отмечает, что «условие неотложное не жалеть себя». А святитель Иоанн Златоуст такими словами нас наставляет: «Жизнь наша сопряжена с трудами, так как без трудов мы обыкновенно развращаемся. Природа наша не может бездействовать, а иначе легко преклоняется ко злу». То есть труд не только необходим для жизнедеятельности, он еще и педагогичен.
Ребята могут пробовать себя в творчестве, в рукоделии, в ремесле. На природе, в тишине может прийти вдохновение, и, возможно, юный человек напишет строки, с которых и начнется его авторский путь. Или сделает серию фотографий, с которых начнется путь к профессиональному мастерству. Может быть, ремонтируя вместе с дедушкой бабушкину швейную машинку или выпиливая резные перила для крылечка, подросток проникнется таким трудом. Не исключено, что так начнется путь мастера, про которого будут говорить, что у него золотые руки. Кто-то, случайно найдя в пыли старинную монетку, увлечется историей и, возможно, когда-то станет археологом. А кто-то, войдя в храм, в молитве встретит Бога и скажет: «Это мой путь».
Чем бы молодой человек ни увлекся, кем бы ни стал, книги помогут ему добиваться настоящего профессионализма. Важно в дни летних каникул не забывать о чтении книг. И особенно над всеми самыми хорошими и поучительными книгами возвышается одна Книга книг - Евангелие. И я вспоминаю слова А.С. Пушкина: "Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено к всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, — и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие. Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания. Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь».
Если приглядеться повнимательней, то именно Евангелие является первоисточником высочайшей мудрости и глубины знаний человечества. С его страниц с нами разговаривает Бог.
2024 |
Ноябрь |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.