Главная   Митрополит   Выступления   Митрополит Калужск...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Детские вопросы

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Детские вопросы

 

 

 

Михаил Дымов предложил детям в возрасте от шести до десяти лет задать вопросы Богу, спросить Его, что их особо волнует. Вопросы дети задавали разные, и они интересные, а порой и глубокие. Их было много, и получилась целая книга, которая вышла под названием «Дети пишут Богу». Иногда дети задают вопросы, над которыми полезно задуматься и взрослым. Поэтому книга адресована и детям, и взрослым. Некоторые из вопросов привлекли мое внимание, и я решил поразмышлять над ними.

Света, ученица 2 класса пишет: «Могу ли я Тебе, Господи, чем-то помочь?»

Казалось бы, чем можно помочь Богу, Который Сам – всемогущ, всеведущ? Оказывается, Богу можно помочь. Бог хочет нас спасти. И в этом мы можем Ему помочь. Каждый из нас может оказать Богу помощь по спасению самого себя. Что для этого надо сделать? Надо жить по Евангельским заповедям, не грешить, в совершенных грехах – каяться. Когда мы живем праведно, мы не мешаем Богу нас спасать. Когда мы грешим, мы тем самым мешаем Ему это делать.

Мы грешим постоянно. Нет человека, который бы прожил один день и не согрешил: если не делом, то – словом, если не словом, то – мыслью. Значит, замысел Бога о нашем спасении не будет реализован? Нет, Бог пытается сделать для нас всё, что возможно. Он учитывает то, что мы делаем в жизни доброго и злого и постоянно корректирует те жизненные обстоятельства, в которые мы попадаем для нашего научения добру, жизни по заповедям.

Если мы не упорствуем в своих грехах, если грешим по немощи, но каемся, стараемся восстать из своего немощного состояния и хоть что-то доброго сделать ради Бога, это – хорошо, это уже – наша помощь Богу.

Галя, 4 класс, рассуждает: «Цветы у Тебя [Господи] получились лучше, чем люди».

Что тут можно ответить? Первоначально люди были прекраснее цветов. Но проблема в том, что человек – такое сложное творение, которое нуждается не просто в создании, но и настройке. И эту настройку не получается пройти без грехопадения. Под «настройкой» мы подразумеваем то, что человек должен научиться направлять свою свободную волю к Богу. Цветы свободной воли не имеют. Человек – имеет. И когда свободная воля человека настроена не к Богу, то человек начинает грешить. А Бог его пытается научить, чтобы он со своей свободной волей правильно обращался. Если человек этому научится, он снова станет прекрасным созданием. Станет лучше, чем любой, самый прекрасный, цветок.

Получается так, что самая суть, сердцевина нашего спасения заключается в том, как каждый из нас распоряжается своей свободной волей. Куда ее направляет: к Богу или от Бога. От этого истекает и развивается всё остальное в нашей жизни.

Марина, 4 класс, в письме спрашивает: «Зачем Ты создал этот мир? Ты что, не понял, что будет такая заморочка?»

Очевидно, понял. Но Бог знает, как её разрешить, чтобы в итоге всё было хорошо. В конце времен мир станет вовсе прекрасен. А кто же там будет жить? Только прекрасные люди? Бог Сам решит, кто из людей прекрасен. Но нужно ли нам сейчас думать о том, кто и как будет жить там, в прекрасном мире? Скорее, нам надо думать о себе, чтобы нам самим там оказаться.

Иногда спрашивают (правда, уже взрослые): а не эгоистично ли то, что человек будет думать не о своих ближних, а только о себе: как ему спастись? На это можно возразить, что спасение каждого человека зависит только от него. Никто не спасёт человека, если он сам не проявит на то добрую волю.

Никому из нас нет толку думать о ком-то, к примеру, об австралийцах или японцах, или эскимосах, если мы ничем не может им помочь. Если речь идёт о ближних, тех, кому мы можем помочь, то тут надо реально оценить свои силы, чтобы действовать продуктивно. Человек слаб, он не может помогать всем в режиме «24 на 7». Тогда уже ему самому надо будет оказывать помощь через какое-то время. Значит, надо простраивать свою жизнь так, чтобы и оказывать помощь тем нашим ближним, которые в ней нуждаются, и при этом, как говорят психологи, сохранять ресурс.

Как отцы говорят, если ты видишь утопающего, не подавай ему руки, чтобы, если не сможешь его вытащить, он не утащил тебя с собой, – а подай ему жезл. Если сможешь вытащить – хорошо, если нет – хотя бы сам не погибнешь.

Речь идет о главнейшей христианской добродетели – о рассуждении. Бывает, человек бросается в какую-то сложную ситуацию, пытается помочь, потом сам выдыхается, а то и надрывается, заболевает. Каждый день бывает множество подобных мелких и крупных ситуаций. Все их расписать невозможно.

Поэтому ко всему надо прикладывать рассуждение: как любое дело сделать лучше, правильнее. Без рассуждения ничего не стоит делать. Если можешь помочь человеку – надо помочь. К примеру, кто-то из ближних спросил совета, человек знает, что ответить, или как помочь делом – ответил, подсказал, помог.

Человек сам должен рассуждать: как поступить правильно? Ориентиром, прежде всего, должно служить Евангелие. Значит, его надо читать, знать, чтобы уметь пользоваться Евангельскими советами. Так же важны творения святых отцов, с которыми тоже надо знакомиться. А как это применять на практике, в каждом конкретном случае – человек должен решать сам, для этого у него голова есть. В трудной ситуации можно посоветоваться с кем-то из более опытных. Но решение, в конечном счете, остается за человеком.

Итак, мы должны делать то, что в наших силах: и для себя, и для ближних. Господь Вседержитель ведает обо всём, созданном Им, творении. А наше – то, что относится конкретно к нашей жизни, со всеми ее привходящими: с неожиданными обстоятельствами, сложными ситуациями, в которых мы должны постоянно учиться поступать правильно. И этого для нас более, чем достаточно.

Лиза, 2 класс, хочет от Бога получить совет: «Как мне жить, чтобы все на свете были счастливы?»

Все на свете не будут счастливы от того, что кто-то, пусть даже один человек, живет правильно. Святые жили праведно – Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Василий Великий. Но сказать при этом, что весь мир был счастлив – мы не можем.

Преподобный Серафим Саровский говорил: спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи. Значит, и на других людей распространяется добрая волна помощи от человека, который стяжал Духа Святого. Но всё же она не распространяется на весь мир. Поэтому вопрос лучше скорректировать следующим образом: «Как мне жить, чтобы и людям, которые вокруг меня, было хорошо?» Тогда ответ будет следующим: надо жить праведно. Уточнив таким образом вопрос, мы поймём, что в первую очередь надо уделять силы и оказывать внимание не вообще «всем», чтобы они были счастливы – это невозможно и ненужно, а ближним – тем, которых Господь посылает на жизненном пути человека.

Действительно, замечательные рассуждение детей. У них такие светлые мысли, потому что, имея еще чистое сердце, они желают, чтобы все были счастливы, над головой было мирное небо, чтобы меньше зла и ненависти было в мире, чтобы каждый увидел красоту Божьего мира, в котором мы живем, и любовь наполняла наши сердца.

«Вечерняя Москва»

 

Последние новости

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика