Началась Страстная седмица Великого поста, это последние дни перед Пасхой. На богослужениях в храмах в первые три ее дня мы слышим такие слова: «Се Жених грядет в полунощи и блажен раб, его же обрящет бдяща. Недостоин же паки, его же обрящет унывающи…» Они напоминает нам о скоротечности и невозвратности земного времени.
В этих строках, из всех грехов человеческих, особо обращено внимание на уныние: недостоин тот, кого Господь найдет унывающим. Уныние имеет особо разрушающее действие на душу человеческую, лишает человека сил и расслабляет его. В унынии утрачивается мотивации для какой-либо деятельности, когда человек перестает видеть в ней смысл или не будет получать желаемого результата. Если поддаться унынию, далее пойдет распад всей личности.
Сама молитва «Се, Жених» отсылает нас к Евангельской притче о десяти девах: пяти мудрых, пяти – неразумных. Перед свадебным пиром они вышли встретить Жениха, а Он замедлил с приходом. И они, ожидая Его, заснули. Девы в притче – это все человечество. Есть еще вариант толкования: это те люди, которые ждут прихода Жениха – Христа. Сон сморил всех десятерых – это образ того, что события притчи касаются всех.
Есть толкование, что сон – это физическая смерть человека, а пробуждение от сна – это воскресение человека на Страшный Суд, к новой вечной жизни.
Есть еще толкование: сон – это духовное засыпание, духовная леность, охлаждение в вере, беспечность, погружение или в житейскую суету, или в уныние, утрата надежды на Господа – состояние, которое может наступить у всех, в том числе и у мудрых дев. Неслучайно в конце притчи Христос призывает всех непрестанно бодрствовать, ибо никто не знает ни дня, ни часа, когда мы предстанем перед Господом (см. Мф. 25:13).
Почему эта духовная леность может напасть даже на человека, который старается быть внимательным к состоянию своей души, поступать по заповедям? В жизни Господь попускает человеку пройти через разные состояния, в том числе и через состояние лени. Одно дело, когда человек находится в начале духовного пути: он весь горит, открывает для себя много нового, интересного. Господь ведет человека, укрепляет его, а потом постепенно начинает показывать ему его собственные силы, чтобы он на них особо не рассчитывал.
И когда человек остается один на один со своими силами, у него ничего не получается – никакого движения в духовной жизни. Ему это не нравится и через какое-то время он может переключиться на то, что ему нравится, то, что проще и что удается, потому что трудно себя заставить что-то делать, если не видишь результата. А если что-то сделать, к примеру, какие-то бытовые дела: помыть полы, посуду, в магазин сбегать – то вот он, видимый, ощутимый результат: и квартира чистая, и обед готов. И это приносит человеку удовлетворение. А в духовной жизни что-то делаешь: молишься, в храм ходишь, а все страсти, с которыми пытаешься справиться, так и остались, результат – нулевой. И это может быть причиной охлаждения человека в вере.
Но надо помнить, что отсутствие результата через недели и месяцы труда, через годы и даже десятилетия, – это тоже попускает Господь. Он это делает для того, чтобы мы осознали свою немощь на практике, поняли, что только своими силами мы ничего не достигнем в духовной жизни. Господь рядом, и Он хочет, чтобы мы не формально признавали необходимость в общении с Ним, а чтобы у каждого из нас состоялась личная встреча с Христом как с Помощником и Спасителем. Возьмите, к примеру, как мы учились читать. Ни неделю и месяцы мы тренировались в чтении, а года. В начале не получалось, не все понимали из прочитанного, но мы не бросили учиться читать. Так и в духовной жизни, нужно терпение и усилие, и тогда леность и уныние, которые порой одолевают нас, мы не будем воспринимать как свою данность, нечто неотъемлемое от нас, а будем понимать, что это – только этап в нашей духовной жизни, хотя он может быть и очень долгим.
Если нам кажется, что не все получается, все равно мы должны продолжать свой духовный труд – накапливать елей, это только один правильный путь. К примеру, встал человек на молитву, а состояние его души таково, что не только нет сил сосредоточиться, вникать в смысл молитв, и даже просто произносить их тяжело, и в голове только одна мысль: «смысла нет в таком молении, отложу до лучших времен». Это неправильно, откладывать нельзя. Невзирая ни на что, надо продолжать, даже не ждать облегчения этого тяжелого состояния, принимать его, как необходимое и – просить помощи у Бога, чтобы Он, когда сочтет нужным, отъял это обременение.
Если же человек не соглашается на этот труд, а хочет заняться чем-то иным, легким и приятным, – это его выбор и его право. Ведь он свободен. И Бог препятствовать не станет. Но в полночь, внезапно, раздастся крик: «вот, Жених идет, выходите навстречу Ему» (Мф. 25:6). Пришествие Жениха – встреча с Христом после земной смерти человека. Это произойдет с каждым, и это всегда будет внезапно. Вот тогда понадобится елей, которого так не хватило немудрым девам из притчи. Елей – это наши добрые дела, которые должны быть добрыми именно в христианском смысле слова. Почему такое разделение: просто доброе дело и доброе – в христианском смысле? Потому что внешне доброе дело может быть с христианской точки зрения – недобрым. К примеру, если человек делает добро с выгодой для себя, или ради того, чтобы похвалиться перед другими, или чтобы его прославили. Подобных вариантов может быть много.
Человек может делать доброе дело даже не ради Христа – если он еще Его не знает. И тогда Господь Сам разберется с таковым: может быть, как Корнилия сотника, Он приведет его к Себе через его добрые дела. Корнилий был не иудеем, а римлянином язычником, но делал добрые дела, желая помочь людям, облегчить их жизнь, и тем самым угодил Богу. В книге Деяний святых Апостолов сказано, что Бог не смотрит на лицо человека, но всякий, кто делает доброе дело, угоден Ему (Деян. 10:34-35).
Почему же тогда мудрые девы не совершили добрый поступок – не поделились своим елеем с немудрыми, когда те просили об этом? Ведь все мы призваны делать добрые дела? А они ничего им не дали, сказали – идите к продающим, купите себе, иначе не хватит ни вам, ни нам.
Дело в том, что под образом елея подразумевается личное устроение человека, которое он наработал в течение своей жизни, когда боролся со страстями, каялся в грехах, совершал добро ради Христа и делал все по любви к ближнему, любил ближнего, «как самого себя» (Мф. 22:39). Этими качествами невозможно поделиться с другими людьми. То, что человек делает добро, постится, молится, терпит свои и чужие немощи, смиряется – это его личные усилия, личное внутреннее состояние, им не поделишься, его никому не передашь.
Другой, который просит этого елея, должен не просить, а сам начать так жить, начать совершать подобные поступки – меняться внутренне. И тогда получается, что те торговцы, «продающие», к которым мудрые отправили юродивых дев, – это не те, у кого много, а наоборот, те, кому нужна наша помощь, кому мы можем оказать ее при жизни, кого можем научить молиться. Лишаясь чего-то земного: пожертвованных денег, имущества, времени, сил, мы тем самым приобретаем несравнимо более важное. Образно говоря, покупая у продающих (нуждающихся в нашей помощи), мы приобретаем себе место в Царстве Небесном.
И это возможно только при жизни. Как говорит святой Иоанн Златоуст, «хотя бы мы сделались и человеколюбивейшими по смерти, мы не извлечем из того никакой пользы и не избежим наказания. Так и девам не принесло пользы их усердие, потому что они не здесь, но там уже ходили к продающим, равно как и богачу не принесло пользы, когда он сделался так человеколюбив, что стал заботиться даже о сродниках своих». Лазарь, из притчи Христа, ему ничем не мог помочь.
Какой же елей мы должны накопить до прихода Жениха? Наше духовное устроение должно быть таковым, которое нам позволит целиком повернуться в сторону Христа. Чтобы все наши поступки, мысли, слова, стремления, общий настрой, были обращены к Христу. Чтобы мы искренне желали быть с Ним в любой ситуации: и в трудной, и в радостной. Осталось несколько дней Великого поста, и мы обязательно должны хоть раз прийти в храм, чтобы почувствовать духовный смысл богослужений и с радостью встретить Светлое Христово Воскресение.
2024 |
Ноябрь |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.