В Православной Церкви имеется семь таинств, шесть из них имеет право совершать священник. Лишь одно таинство является прерогативой епископов. Это хиротония в священнический сан — таинство Священства.
Установлено оно было Самим Иисусом Христом. В Евангелии мы читаем об избрании и поставлении на служение апостолов (см. Ин. 20:22—23). В книге Деяний описывается, как апостолы возложили руки на избранных диаконов, тем самым посвящая их на служение (Деян. 6:6). И до сих пор это действие совершается архиереем и является прерогативой его служения, и совершается оно через возложение рук. Именно поэтому это таинство также называют «рукоположением» или по-гречески — «хиротонией». Говоря словами святителя Иоанна Златоустого, несмотря на видимость происходящего, все совершает Бог, «и Его-то рука касается главы рукополагаемого».
На посвящаемого нисходит благодать Святого Духа. Ее действием священнослужители укрепляются в несении собственного подвига и вразумляются в напутствии верующих.
В Православной Церкви существует три иерархические ступени: диакон — священнослужитель, помогающий совершать таинства, священник (пресвитер) и епископ — высший священнический сан. В таинстве им ниспосылается единая благодать, однако она сообщается в многоразличных дарах — каждому священнослужителю по мере его иерархической ступени (см. 1 Кор. 12:28).
Преемственность благодати существует с ранних времен христианства. Начинается от Иисуса Христа его ближайшим ученикам, от них — епископам, от епископов пресвитерам и диаконам. Непрерывающаяся связь священнической власти, дарованной им действием Святого Духа, является необходимым условием для совершения таинств.
Основная цель священнического служения заключается в попечении о спасении верующих — членов Церкви Христовой. Для этого и необходимы богослужение, таинства, целительное слово духовного наставления, — вспомогательные средства, которые предлагает верующим Святая Церковь. Наиболее значимым для прихожан является личный пример возвышенной христианской жизни пастыря (см. Мф. 5:16).
Священнослужитель имеет предельно высокую ответственность за духовную жизнь пасомых, а потому дает отчёт перед Богом не только за собственную жизнь, но и за духовное состояние прихожан. Поэтому, вспоминая апостольское увещевание, следует заметить, что невозможно лишь по собственному желанию стать служителем Господним, но исключительно по призыву Божию (см. Евр. 5:4).
2024 |
Ноябрь |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.