Главная   Митрополит   Выступления   Митрополит Калужск...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Юбилей поэта. Читать А.С. Пушкина по-новому

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Юбилей поэта. Читать А.С. Пушкина по-новому

 

 

6 июня исполняется 225 лет со дня рождения нашего великого поэта, прозаика, драматурга Александра Сергеевича Пушкина.

Литературные произведения оказывают огромное влияние на человека. На романах воспитывались целые поколения, чему немало свидетельств в истории. Многие из нас в школе учили наизусть стихотворения или отрывки из «Евгения Онегина», зачитывались «Барышней-крестьянкой», «Метелью» или «Дубровским». И спустя многие годы поколения бывших школьников помнят каждую строчку выученного в детстве, перечитывают, цитируют, вспоминают сюжеты повестей и романов А. С. Пушкина. И мало кто задается вопросом – почему же никто не находит это скучным, слишком мелодраматичным или устаревшим? Как удалось создать такие произведения совсем молодому по земным меркам человеку? Даже самый увлеченный и одаренный оратор не способен воздействовать так на людей, как действует книга. Талантливое произведение может воспитывать и формировать мировоззрение читателей, находящихся за тысячи километров, живущих через многие годы, десятилетия, через века после смерти автора.

На примере творчества Пушкина мы видим, как происходит нравственное развитие писателя. Перу молодого Пушкина, к примеру, принадлежит поэма «Цыганы» – произведение романтическое, о свободе, о страсти, которая и не предполагает постоянства и ответственности. Пылкая любовь, накал чувств присутствуют в поэме, но точнее назвать это бурной, ярко проявляющейся горячностью. О настоящем долге, глубоком чувстве там и говорить не приходится. Для многих произведений, созданных в рамках романтизма как литературного направления, это и подобное характерно.

Зрелый же Пушкин создает один из лучших исторических романов о семье. Более того, его «Капитанская дочка», опубликованная всего за месяц до трагической гибели великого писателя, является образцом подлинно христианского русского литературного наследия.

Безусловно, тема семьи отнюдь не единственная в этой повести. Но я считаю ее одной из основных. И не просто семьи, а именно хорошей и крепкой семьи. И тема любви, настоящей и постоянной, которая со временем становится более зрелой, возрастает вместе с человеком и с течением времени.

С мягким юмором рассказывает Александр Сергеевич о некоторых эпизодах из детства и отрочества главного героя. Но потом читатель видит, что Петр Гринев, совсем еще юноша, проявляет себя как человек чести, долга, человек, думающий в первую очередь не о своей пользе, выгоде, даже не о своей жизни и незапятнанном имени, а о верности долгу офицера, о спасении и благе дорогих ему людей. Вот такого сына вырастили Гриневы.

С не менее деликатным юмором, таким, что читатель не может не улыбнуться, пишет Пушкин и о семье капитана Миронова. Но вот настают решающие дни, грозит смертельная опасность – и мы уже видим силу, стойкость, любовь друг к другу этих людей. Для самого капитана очевидно, что крепость он не оставит и, что очень вероятно, погибнет здесь вместе с основным гарнизоном. Он надеется спасти жену и дочь, отправив их в Оренбург, однако супруга его, Василиса Егоровна, произносит как символ верности простые, но такие глубокие слова: «Вместе жить, вместе и умирать».

Простые, обычные, бесхитростные слова. Но за ними – настоящая семья: стремление мужа и отца уберечь жену и дочь, желание обоих родителей спасти свое чадо и намерение жены разделить с мужем его судьбу, не расставаться с ним в трудное время, даже если предстоит обоим умереть.

Как все незатейливо внешне и как глубоко по своей сути! Старый комендант не умеет говорить красивые слова. Сама жизнь этих людей была каждодневным свидетельством кроткой любви, и эта внешне обычная, бесхитростная, порой вызывающая улыбку семья на самом деле жила так, что супруг и отец именно такой же семейной жизни желает в будущем своей дочери. Ему достаточно всего лишь сказать: «Живите, как жили мы с Василисой Егоровной» – и дочери все понятно из этих семи слов, потому что пример настоящей семьи она видела благодаря своим родителям с самого рождения, она выросла в таком доме.

Нравственные убеждения, моральные устои и совесть Петр Гринев и Маша Миронова вынесли из своих родительских семей. Не из многих «плетения словес» или нравоучений – из примера самой жизни, поступков, внутренних убеждений родителей. Например, Петр Андреевич безусловно уверен, что его отец, который не дал согласия на брак сына в письме, теперь, когда Маша осталась совсем одна, не только примет ее, но и «почтет за счастие и вменит себе в обязанность принять дочь заслуженного воина, погибшего за отечество» – не оставит его отец осиротевшую дочь погибших родителей, не сомневается в этом молодой Гринев и не ошибается.

Всю жизнь прожили вместе родители Петра и Марии. И сам Петр Андреевич говорит, что с Машей его ничто не разлучит. Марья Ивановна верит этому, сама разделяет такие чувства и надежды, но при этом тверда: замуж она выйдет, только если родители Петра дадут свое благословение на брак. Это очень помогает в жизни вообще и особенно в жизни семейной: понимание того, что есть не только твои желания и надежды, но и ожидания, волеизъявление, мнения других, особенно людей не случайных и посторонних.

«Капитанская дочка» – это произведение такого нравственного и художественного уровня, до которого должен был дорасти постепенно даже столь сильный, непревзойденный гений, каким был Александр Сергеевич Пушкин. Эта повесть не устарела за почти двести лет, прошедших с момента ее первой публикации. Не устареет и далее.

Необходимо обращать внимание современных подростков, молодежи именно на семейную линию в этом произведении. Юные люди не столь наблюдательны. Сегодняшняя действительность приучила их к чему-то яркому, громкому, кричащему, заметному, но часто быстро гаснущему. Поэтому им не так просто увидеть тихое, глубокое, постоянное. Надо помочь им разглядеть и научиться ценить это. Или, вернее сказать – заложить добрые семена, которые в дальнейшем, несомненно, принесут столь же добрые плоды, так как в молодом возрасте человек не всегда способен дать серьезную и объективную оценку многим явлениям.

Важно, чтобы в наши дни самые лучшие, самые талантливые, обладающие большим литературным мастерством и знанием человеческих душ писатели также создавали книги о настоящих семьях, чтобы такие книги приходили к читателям. И крайне важно, чтобы современные люди пришли к осознанию того, что, по слову преподобного Нектария Оптинского: «Счастье в брачной жизни дается только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к Таинству христианской Церкви».

Подлинное искусство, подлинная литература всегда напоминают человеку о важном и вечном. Они говорят о непреходящих ценностях, составляющих основу культурной традиции народа. Эстетическое и нравственное в них слиты воедино.

Тема любви – одна из центральных во всей мировой литературе. Но как часто в своих произведениях авторы показывают не любовь, а страсть, короткую влюбленность, а не глубокое, крепкое, настоящее чувство. Как часто дают неверное представление о том, какой бывает настоящая любовь.

Еще меньше внимания, к сожалению, уделяется любви семейной. В мировой литературе, которая без сомнения является отражением действительности, описывалась и описывается жизнь самых разных семей. И порой далеко не образцовых. Как показывает опыт, накопленный веками, что-то хорошее оказывается изобразить сложнее, чем плохое. Или это не столь интересно читателям?..

И миллионы людей узнают о любви, о семье через искусство, в том числе литературу. И если они порочны, то представление получается искаженным. Влияние искусства и книги на общество огромное. Зачастую это влияние оказывается столь сильным, что берет верх над умом человека, находясь в отрыве от действительности, примеров реальной жизни, его окружающей.

У меня есть наблюдение: о настоящей любви, настоящей семье умеют писать самые сильные авторы, отмеченные именно гениальностью, а не просто имеющие способности. Обладающие богатым жизненным опытом, пережившие, возможно, какие-то потрясения, прошедшие через испытания. «Плавильня – для серебра, и горнило – для золота, а сердца испытывает Господь» (Притч. 17: 3), – говорит Священное Писание. Ничего не поменялось в природе человека со времен ветхозаветных. Те же желания движут людьми, те же страсти, деньги, власть, слава – что еще способно вскружить голову? Но есть некое твердое основание, не позволяющее человеку утонуть в житейском море, делающее его стойким, но не каменным, строгим, но не черствым. Это – «вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13: 13). Любовь к Богу, к находящимся рядом, к Родине, своей земле, своей семье. Такую любовь мы находим у героев в зрелых произведениях Александра Сергеевича Пушкина.

«Вечерняя Москва»

 

Архив новостей

2024
Июнь
пн вт ср чт пн сб вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика