Главная   Митрополит   Выступления   Митрополит Калужск...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Принять Христа в свою жизнь

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Принять Христа в свою жизнь

 

 

 

Сорок дней после Своего Воскресения Христос пребывал на земле, являлся Своим ученикам, а затем на горе Елеонской вознесся на Небо к Богу Отцу. Вчера мы воспоминали это событие. Но есть вопрос: почему Христос не сразу вознесся? Зачем Он еще столько времени пребывал на земле? Чаще всего на него отвечают: чтобы укрепить веру в апостолах. Но я скажу больше. Апостолы увидели Воскресшего Христа и сразу поверили.

Евангелие нам говорит, что апостол Иоанн, услышав слова святых жен мироносиц, что Христос жив, Он воскрес, сразу побежал ко гробу и, увидев, что гроб пуст, «уверовал» (Ин. 20:8). Апостол Фома, когда ему говорили ученики, что видели воскресшего Господа, усомнился и сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20: 25). Но потом, на восьмой день, когда явился Воскресший Христос, и он, увидев Его, воскликнул: «Господь мой, и Бог мой» (см. Ин. 20:24‑25). Апостолы поверили сразу, а Господь был с ними по Своем Воскресении сорок дней, укрепляя их в свидетельстве о Его Воскресении для нас, чтобы мы, услышав слово Евангелия, поверили. Человеку XXI века не хватает веры. Мы подобны допотопным людям, которые жили без веры в Бога, а все устремления их «были зло во всяко время», и «всякая плоть извратила путь свой» (Быт. 6: 5, 12).

А Бог есть, и Христос воскрес, о чем свидетельствуют Его ученики и все последующие поколения христиан. Мы же должны принять Христа в свою жизнь и передать веру в Его Воскресение молодому поколению. Жизнь без Бога – тяжелая жизнь. Она тяжелая на земле, и страшная в будущем веке. Поэтому важно жить с верой и по вере.

Но вопросы о Боге возникают не только у взрослых, но и у детей. Александр из 2 класса задает вопрос Богу: «Господи, а вообще-то Ты есть?»

Вопрос: «есть ли Бог» – очень непростой. Сложность его в том, что мы привыкли все познавать через опыт, через прикосновение к окружающему миру. Но к Богу руками не прикоснешься. Бог есть Дух, и Его может почувствовать дух человека, душа сможет воспринять действия Бога, но увидеть Бога человек, находясь на земле, не в состоянии. Как хирург, делая операцию, мозг человека видит, а ум не видит. Ум познается через общение. Так и Бог открывается святым людям через духовный подвиг, и они об этом свидетельствуют. Мы же, что Бог есть, должны принять на веру, и это – вопрос свободного выбора человека, а не объективного знания. «Доказать» другому, что Бог существует – невозможно. Неверующему человеку можно показать свою веру, рассказать, как и во что мы верим, помочь ему прийти к вере в Бога. И он, если захочет, тоже станет верующим, спасающимся. Но и в таком случае вопрос о бытии Бога будет оставаться вопросом веры, а не вопросом объективного знания.

Таково положение дел. И оно является таким ради нашего же блага. Почему? Поясним на примере: никому же в голову не придёт спорить о том, «есть ли электричество» или «нет электричества». Потому что этот факт легко проверяем. А вопрос о существовании Бога – это именно вопрос веры. В ином случае, если бы Господь явно и очевидно всем нам явился – «объективировался», тогда людям в вопрошении: «а вообще-то Ты есть?» не осталось бы свободы в ответе. Все люди были бы принуждены верить в Бога авторитетом факта, а не свободой выбора.

Бог мог бы всем продемонстрировать Себя как Бога и всех заставить Себе поклониться. И дьявол Господу предлагал именно это: явить Свою силу и могущество и таким образом всех подчинить Себе. Но Господь не желает никого принуждать к вере в Себя. Он хочет, чтобы человек сам, своей свободной волей делал выбор в Его пользу. Иначе не было смысла создавать человека свободным, а надо было творить робота, которого можно было бы запрограммировать «на добро», завести и всё – он выполнял бы чужие команды. Но поскольку человек свободен в выборе, он должен сам реализовывать свою свободу.

Тех же, кто уверовал в Бога, в Его промысел, любовь и помощь Божию, Господь восхваляет. Так, Он говорит апостолу Фоме, когда тот хотел «железобетонных» доказательств воскресения Господня: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 29).
Это все сказано касательно «сухой» теории. Но есть еще практика, наша повседневная жизнь, являющая собой крайне сложное сплетение понятий, проявлений личностных качеств каждого из нас, идей, страстей, стремлений.

У евангелиста Матфея есть такой эпизод, когда Спаситель говорит ученикам: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16). Согласитесь, жизнь православных людей отличается от жизни закоренелых материалистов. И движут ими разные мотивации, хотя внешне может быть все похоже – те же заботы, проблемы, социальные условия. Но наступают моменты, когда всем, и верующим, и неверующим, становится очевидно, что у христиан как-то все складывается лучше в жизни, все у них есть необходимое, живут они радостно, хотя не являются собственниками вилл, яхт, коттеджей или чего там еще, что считается маркером удавшейся карьеры. И вдруг кто-то осознает, что честность, внутренняя чистота, доброе отношение к окружающим, незапятнанная совесть и прочие хорошие качества, а главное – явное хранение Богом таких людей – это все несравненно важнее вилл, яхт, коттеджей или чего там-то еще. И тогда такой человек говорит: «Я тоже так хочу!» Разве это не является доказательством того, что есть Бог? Только очень растянутым во времени.

Другой ученик 2 класса Толя спрашивает у Бога: «Почему Ты живешь на небе?»

Почему на небе? Бог живёт везде. «Везде сый и вся исполняяй» (стихира на стиховне, гл.6).

Небо – слово многозначное. Есть небо – то, которое мы видим. Это – небо физическое. Некоторые думают, что именно там-то Первовиновник бытия и живёт. В ранне-советское время были атеистические карикатуры, представлявшие Бога сидящим на облаке и тому подобное. Это, конечно, абсолютно не соответствует реальности. Толя, там на небе (в космосе), «живут» звёзды, планеты и другие космические тела. Ближе к земле летают спутники, самолеты, птицы.

Ещё под небом подразумевается весь Ангельский мир. Это небо называют «духовным». И часто люди думают, что там как раз живёт Бог. В окружении Ангелов. И поглядывает на нас. Но это духовное небо, как и физическое – тоже сотворённый Богом мир.

Всё в мире – любой предмет, растения, животные, люди, ангелы – имеют определённую тварную природу. Всё и все находятся в том или ином месте для своего существования. Если они находятся в одной точке или локации, значит, в это время их нет в другой. И только Бог не нуждается ни в чём тварном, для того, чтобы там пребывать. Потому что только Он – Вездесущий («везде сый и вся исполняй») – тут речь идёт об энергиях Божиих, не о Его природе. Своей энергией Господь, одновременно, пребывает везде: и в Ангельском мире, и душе человека – где угодно. Вот как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) в своей «Аскетической проповеди»: «По Своей природе Он пребывает вне нашего мира, а по благодати – с нами. Бог, будучи жизнь, саможизнь, пролил из Себя жизнь во все живущее и существующее. Жизнь мира есть отражение саможизни Бога». Витиевато, но емко.

 

«Вечерняя Москва»

Последние новости

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика