Главная   Митрополит   Выступления   Обращение митропол...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Обращение митрополита Климента к участникам Молитвенного стояния на Угре

Обращение митрополита Климента к участникам Молитвенного стояния на УгреОбращение митрополита Калужского и Боровского Климента к участникам Молитвенного стояния в память о Великом Стоянии на Угре

23 сентября 2012 г.

Ваше Превосходительство, дорогой Анатолий Дмитриевич!

Дорогие отцы, братия и сестры!

Сердечно приветствую всех вас, собравшихся почтить память наших предков.

Сегодня мы отмечаем важное событие в истории нашего народа - преодоление духовного кризиса, который часто именуют в исторической литературе феодальной раздробленностью. То было время, когда удельные князья вели кровавую распрю между собою. Если говорить о конце XV века, то тогда митрополит московский Фотий унимал распрю между потомками Дмитрия Донского, тогда не понаслышке народ помнил слезную молитву, которая возносилась во всех храмах по Руси, чтобы Господь избавил землю Русскую от «огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани». Русь в тот переломный момент спасло чувства соборности, того чувства единства, которое заповедовал преподобный Сергий Родонежский, благословляя святого князя Димитрия Донского на сражение: «Любовию и единением спасемся».

Шел 1480 год, наша Калужская земля была разделена, ее южные районы были частью Великого Княжества Литовского. В тот год усилиями всего народа на военном и внешнеполитическом фронтах была предпринята успешная попытка освобождения от вассальной зависимости Орде. Это привело в негодование хана Большой Орды Ахмата, и он выступил с громадным войском против великого князя Московского Иоанна III. В октябре большеордынцы и русское войско сошлось на реке Угре. Таким образом, пять веков назад здесь, на этой земле решалась судьба русской государственности — получат ли русские княжества самостоятельность, и будут ли иметь свой духовный и политический центр. Это тот самый исторический водораздел преодоления кровавых междоусобиц и становление Московской государственности. Водораздел в буквальном и переносном смысле, здесь на двух берегах реки решалась судьба России. Символически, что река Угра была поименована "Поясом Пресвятой Богородицы" - заступницы рода христианского. Через икону Пречистой Девы "Владимирскую" была дарована нам эта победа: "Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия! - писал летописец. - Нет, не оружие и не мудрость человека, но Господь спас".

Наши предки сами выбирали свой путь в будущее. И как показала история оказались правы.

Ярким откликом на события XV века в нашей действительности явилась патриаршая служба в Успенском соборе Московского Кремля с участием всей полноты нашей малой Церкви на Калужской земле. В этой службе, в день памяти первого московского патриарха Иова, Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу сослужили и молитвенно предстояли калужане, манифестируя глубинную духовную связь нашего края и столицы нашего отечества - Москвы. Потому что именно на Калужской земле была дарована Господом сама возможность обретения своего пути для молодого Московского государства.

Великие потрясения пережил наш народ в разное время, дух разделения, вражды, ненависти, многократно ополял чеовеческие души, но всегда хватало молитвенников и подвижников которые могли дерзновенно возвать: "Господи! Спаси" (Мф 14:30).

В начале XX века вспыхнула братоубийственная гражданская война, которая закончилась классовой борьбой и кровавой диктатурой. Разрушались храмы, уничтожалась русская культура, а насаждался образ мышления «нового человека», без Бога, без прошлого, ибо все старое должно быть разрушено до основания. Но, по слову Апостола, когда стал умножаться "грех, стала преизобиловать благодать" (Рим.5:20) верующие самоотвержено исповедывали веру в Бога до самых жестоких притеснений и смерти. В те тяжелые годы для Отечества был явлен великий сонм Новомученников и исповедников Российских. Только благодаря их молитве устояло наше государство.

По меткому выражения философа Бориса Вышеславцева диалектическое противостояние классов в России было обостренно до своего предела уничтожения одного класса другим. Верующий человек в этой борьбе тоже объявлялся классовым врагом, без изживания которого, по мнению идеологов того времени, было бы невозможно устранить социальные корни религии.

Сегодня мы видим многое повторяется. Поругание и осквернение святынь выдается за акт политической борьбы, или даже за искусство.

Развернувшаяся в СМИ и интернет пространстве массовая дискредитация видных деятелей Русской Православной Церкви, ужасные карикатуры в сторону Церкви, которые сегодня буквально наводнили массмедийное пространство, до боли напоминают эпоху советского богоборчества. Мы не должны оставаться безучастными свидетелями этой борьбы, которую уже ни одну тысячу лет ведет дьявол с человечеством. Борьба за душу человека, за душу каждого из нас. На примере подвига новомучеников мы должны доносить до каждого нашего соотечественника свет Христовой истины, формирующий в личности духовные и нравственные принципы и основы жизни. В этом будущее России.

Только вера в Бога и любовь может преодолеть центробежные силы нашего эгоизма. Любовь воплощенная нашими предками в принципе соборности – духовного единства общества. Соборность не может быть навязанной идеологией и партийной программой. И сегодня мы собрались здесь, чтобы соприкоснуться в своей любви к Родине, к ближним, к Богу.

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика