Главная   Митрополит   Выступления   Слово митрополита ...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Слово митрополита Климента на межвузовской конференции, посвященной 900-летию со дня кончины сщмч. Кукши Печерского

Слово митрополита Климента на межвузовской конференции, посвященной 900-летию со дня кончины сщмч. Кукши ПечерскогоДорогие отцы, братия и сестры! Сердечно приветствую вас на открытии Первой межвузовской конференции. Она посвящена 900-летию со дня мученической кончины преподобного Кукши Печерского. И этот день для проведения выбран не случайно. Сегодня Церковь чтит память священномученика Августина, архиепископа Калужского, пострадавшего за веру Христову в 1937 г. Хотя этих святых разделяет более восьми веков, но их объединяет вера и верность Христу.

Преподобный Кукша был апостолом среди язычников, живших на территории современных Орловской и Калужской областей. Будучи пострижеником Киево-Печерского монастыря, преподобный вместе со своим учеником Никоном отправился в край, где жили племена вятичей и фино-угров с проповедью христианства. Начало проповеди преподобного Кукши связано с верховьем реки Оки, находящимся в Орловской области. Далее святые подвижники направились вниз по Оке, продвигаясь вдоль окских притоков – единственных транспортных артерий в ту эпоху. Тогда Среднерусская возвышенность представляла собой бескрайние леса.
Проповедь преподобного Кукши сопровождалась многими чудесами, но наибольшим чудом было восприятие Слова Божьего и последующее крещение автохтонов, населявших приокские земли. Однако именно из-за евангельской проповеди Кукшу возненавидели языческие жрецы, от рук которых он и его ученик приняли мученическую кончину. По преданию, мученическая кончина просветителя вятичей и его ученика связана с Калужским краем – древним поселением Серенском на реке Серене, ныне находящемся на территории Мещовского района.
Какое количество вятичей своею проповедью преподобный Кукша привел ко Христу неизвестно, но его миссионерские труды стали началом христианизации народов, живших в бассейне Оки.
Значение мученичества для христианской Церкви трудно переоценить. Само слово «мученик» дословно с греческого переводится как «свидетель». Мученик Церкви – это свидетель исполнения слов Спасителя: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (Ин. 15,18). Тем самым мученики в своем подвиге уподоблялись Христу, пострадавшему за всех.
Но мученик – это еще и свидетель слов Христа о Своей Церкви: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16,18). Действительно, все старания гонителей оказались напрасными – имена мучеников известны и почитаемы до сих пор, а имена их мучителей либо вовсе забыты, либо известны только в связи с теми святыми христианами, которые подверглись истязаниям. Слово Христово осталось живым, как бы ни старались гонители искоренить веру во Христа и любые упоминания о Нем. Врагам Церкви Христовой не удалось одолеть ее, а кровь мучеников только укрепила незримое тело Церкви.
Христа и Евангелие всей своей жизнью. Именно по этому мы решили проводить эту конференцию сегодня, когда вспоминаем мученическую кончину священномученика Августина, который был проповедником веры во Христа в период богоборчества.
Мученичество за веру – явление не только древних времен, но и близкого к нам ХХ века. В тот трудный период наш народ пережил гонения за Христа, за право верить, за то, что он не вписывался в модель построения общества без Бога. Хотя гонения продолжались только 70 лет, но по своему масштабу превосходят гонения на христиан первых веков.
Архиепископ Августин – один среди тех десятков тысяч верных Христу, которые приняли мученическую смерть в 1937 году – году, в котором начались массовые репрессии среди духовенства и верующих христиан. Память новомучеников – эта та живая нить, которая связывает нас и тех, кто страдал за веру Христову в годы безбожной власти.
Для современного общества опыт мучеников имеет важное значение. Во первых, это опыт, показывающий всю жестокость человека, не желающего принять Истину и смириться перед ней, который бескомпромиссно в основу своих действий ставит свою собственную волю, «хотение плоти». Причем, эта бескомпромиссность направлена на внутреннего человека, его душу. Часто в житиях пострадавших за Христа рассказывается о тех мучениях, которым их подвергали. Для чего нужны такие рассказы? Для того, чтобы показать нам всю жестокость человеческой природы, не освященной и не просвещенной светом Евангелия, которая не освятилась Божественной любовью.
Кроме того, опыт мучеников – это опыт веры, надежды и любви: веры во Христа, надежды на жизнь будущего века и любви к Богу, как к источнику добра и истины. Это то положительное измерение, которое имеет явление мученичества. Именно к жизни в этом измерении и призывает нас подвиг мучеников и исповедников.
История мучеников – это и история народа, история страны. Невозможно помнить подвиг новомучеников Российских, не заботясь об увековечении их дела. Увековечение предполагает сохранение и преумножение тех духовных плодов, которые произросли на ниве Христовой, удобренной мученической кровью. Данная конференция – это небольшая лепта в дело прославления и памятования о подвиге наших предков – русских мучеников и новомучеников.
Прославление и почитание мучеников Церкви – это живое подтверждение слов апостола и евангелиста Иоанна о том, что «Бог есть Любовь», ибо опыт мученичества – это опыт такой любви и веры, которые крепче смерти. И память о мучениках Церкви – это возможность приобщиться к этой Божественной любви.
Желаю помощи Божией в нашей совместной работе, которая, надеюсь, будет способствовать увековечиванию подвигов мучеников и новомучеников в нашем обществе.

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика