Главная   Новости   Новости за 2014 год:   Слово митрополита ...

Новостная хроника Калужской епархии:

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на IХ Оптинском форуме «Наследие Святой Руси и культурная стратегия современной России»

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на IХ Оптинском форуме «Наследие Святой Руси и культурная стратегия современной России»Уважаемые гости и участники Чтений!
Дорогие братья и сестры!

Христос Воскресе!

Сердечно приветствую участников Форума на Калужской земле. Вчера мы в Москве начали его работу, а сегодня продолжаем ее в Калуге. Калужскую землю называют благословенной. И это не случайно.

Много подвижников освятили ее своими трудами. Здесь просвещал древних вятичей преподобномученик Кукша. Монашеские традиции преподобного Сергия принесли преподобные Пафнутий Боровский, Тихон Калужский и Феропонт Боровенский, а Оптина пустынь дала целый собор старцев.

Оптинские старцы были учителями покаяния, их духовными советами мы пользуемся и в настоящее время. Они происходили из разных сословий: купцов, крестьян, ремесленников, дворян и священнослужителей, но вера, подвиг послушания и молитвы сделали их духовно едиными. Увидеть неправду в себе было главным позывом у них к подвигу.

Все мы знакомы с картиной художника Генриха Семирадского «Христос и самарянка». Она написана по евангельскому сюжету, который будет читаться в храмах завтра. В нем мы видим, что Христос в беседе с самарянкой тоже побуждает ее увидеть неправду в себе. Христос, желая вывести эту женщину из состояния безразличия ко греху, касается ее сокровенных сторон жизни. Говоря о «воде живой», которая приводит «к жизни вечной», на ее просьбу, дать ей этой воды, Он сказал ей: «Позови мужа твоего». Она, желая показать себя невинной и не понимая своих духовных проблем, отвечает: «У меня нет мужа».

Христос, зная сокровенное сердца человека, говорит этой женщине: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе». Самарянка слышит горькую правду о себе.

Великое дело увидеть неправду в себе. Человек, сподобившийся этого и покаявшийся, приобретает благодать Духа Божия, которая очищает его от скверны греха.

Наше общество за последние десятилетия столкнулось с проблемой духовного и нравственного выбора. Не все смогли выдержать испытание свободой, доступностью разнообразной информации и ослаблением нравственных устоев общества. Для многих свобода обернулась вседозволенностью, а возможность нравственного выбора – распущенностью и утратой духовной идентичности.

Однако наше время несет еще более серьезные испытания. И если XX век принес разделение между духовной традицией и отечественной культурой, то век XXI стремится отделить человека от его национальной культуры и утопить его в океане глобальной постмодернистской псевдо-культуры и псевдо-нравственности. Особенно этому подвержены представители молодого поколения, которые, увлекаясь техническими достижениями прогресса, переносят это на сферу и культурного и духовного развития. Однако духовное возрастание возможно только при внимательном изучении опыта предшествующих поколений, только созидание, а не отрицание способно укрепить неопытные сердца. Укрепление нравственных устоев общества, сохранение духовной традиции и объединение усилий Церкви и сообщества деятелей науки и культуры – вот те шаги, которые крайне необходимы для противостояния разрушительному воздействию глобалистских тенденций современного общества.

Все эти шаги направлены не только на укрепление духовных устоев и культурной традиции российского общества, но в первую очередь на укрепление единства Русского мира, который в нынешнее время переживает серьезные испытания. Подвиг преподобного Сергия, духовного собирателя русских земель, укрепляет нас в решимости приложить все усилия для сохранения духовной традиции отечественной культуры, как залога единства Русского мира, Святой Руси.

Спасибо за внимание. Желаю успехов начавшемуся IX Оптинскому форуму.

 

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика