Успение — один из двенадцати важнейших праздников в годовом богослужебном круге, который он и завершает. Он относится к Богородичным, то есть посвящен Божьей Матери. А одно из его народных названий — «летняя Пасха».
Успением Пресвятой Богородицы называется конец Ее земного пути, то есть телесная смерть. Но про Божью Матерь не принято говорить «умерла», а скорее — «уснула». Ведь не только Ее душа отправилась на Небо — Христос забрал и Ее тело из гробницы, где она как бы спала, ожидая, когда Сын придет за Ней.
После Вознесения Господа Дева Мария жила в Иерусалиме, много молилась, и однажды перед Ней, как и много-много лет назад, предстал архангел Гавриил. Когда-то он принес Пречистой весть о том, что через девять месяцев Она родит Сына Божьего. А теперь он принес весть о том, что Господь через три дня возьмет Ее в Свои небесные обители.
В назначенный день в доме, где жила Богоматерь, собрались многие любившие Ее люди. В том числе апостолы, проповедовавшие в разных городах и странах, но по воле Божьей оказавшиеся в этот важный час вместе. Близкие не могли сдержать слез, а Она утешала их, обещая стать Заступницей за каждого перед Престолом Божьим. Она попросила похоронить Ее в пещере, где покоились Ее родители и супруг Иосиф Обручник. Согласно преданию, Христос спустился на землю, чтобы принять Ее душу. И Пречистая, не испытывая ни боли, ни страха, на глазах у присутствующих как будто спокойно уснула.
Погребение Богоматери сопровождалось многими чудесами. А через несколько дней после него в Иерусалим прибыл один из опоздавших на прощание апостолов (вероятно, Фома). Из любви к нему другие согласились открыть гробницу, но тела внутри не оказалось — Господь забрал его. Вечером того же дня Пресвятая Дева явилась ученикам Божьим во время их трапезы со словами: «Радуйтесь, так как с вами буду всегда».
Так произошло событие, которое на протяжении столетий вспоминают христиане всего мира. И все они, следуя призыву Богородицы, радуются, ощущая Ее присутствие, помощь и поддержку в своей жизни.
Успение — непереходящий праздник, то есть дата его из года в год одна и та же в большинстве христианских Церквей. Православные верующие, живущие по юлианскому календарю, всегда отмечают его 28 августа. Католики и православные, пользующиеся григорианским летоисчислением, празднуют почти на две недели раньше, 15 августа.
В календаре Русской Православной Церкви такие большие праздники растягиваются на несколько дней. Саму дату окружают дни предпразднества и попразднества. В этот период на богослужениях звучат молитвы и песнопения, рассказывающие о событии. Таким образом, Успение празднуется в течение десяти дней: один — предпразднество (27 августа), еще восемь дней — попразднество, а отдание приходится на 5 сентября.
История праздника Успения Богородицы
Почитать Деву Марию как Родительницу воплотившегося Господа на общецерковном уровне стали только в V веке, когда решение об этом было принято на Вселенском Соборе в Эфесе. И только после этого в календаре стали устанавливаться праздники, посвященные Богоматери. Впрочем, и раньше в некоторых Церквях были посвященные Ей дни года. Так, иерусалимские верующие ежегодно 15 августа праздновали память Пречистой. А вслед за ними особо почитать Ее в этот день стали и в константинопольском Влахернском храме (том самом, в котором позже произойдет еще одно знаковое событие, связанное с Ее именем, — Покров Пресвятой Богородицы). Только праздновали древние верующие совсем не то, что мы сегодня — они вспоминали событие, произошедшее на пути Девы Марии и Иосифа в Вифлеем, то есть незадолго до появления на свет Младенца. И скорее этот праздник напоминает известный нам сегодня Собор Пресвятой Богородицы, который отмечается на следующий день после Рождества. Кстати, копты похожий праздник отмечали как раз в декабре, ближе к 25 декабря, когда принято было праздновать Его приход в мир.
В V веке уже сложно было восстановить хронологию событий. Мало кто мог точно сказать даже, в каком месяце родился Христос. И уж тем более никто не мог назвать дату Успения Пречистой. В 595 году в Константинополе император Маврикий выбрал для воспоминания о последних днях Богородицы на земле посвященный Ей летний день, то есть 15 августа. На это решение повлиял тот факт, что именно эта дата стала датой его победы над персами. Можно было бы сказать, что в выборе между празднованием Успения зимой или летом все решили обстоятельства. Но если посмотреть, какой глубокий смысл несет в себе распределение праздников по всему году, то становится понятно, что их установление не случайно, а промыслительно.
Тропарь Успению
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Перевод: При рождении Христа Ты, Богородица, сохранила девство и по преставлении не оставила мира; Ты перешла к вечной жизни, Мати Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.
Кондак Успения
В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование/гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.
Перевод: Богородицу, в молениях неустанную и в ходатайствах надежду неизменную, гроб и омертвение не удержали, ибо к жизни перенёс Её, как Матерь Жизни, Вселившийся в Ее утробу вечнодевственную.
2024 |
Ноябрь |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.