Ненормативная лексика. «Чистая речь – основа здорового общества»
Очень удивляет тот факт, что при обсуждении какой-либо тематики все присутствующие, в принципе, соглашаются по основным позициям, а проблема остается или решается не так, как хотелось бы.
Обратите внимание. Люди, которые сквернословят, в большинстве своем могут этого и не делать. Они отдают себе отчет, что такое хорошо, а что такое плохо, молчаливо приводя приговор отчуждению мата из нормальной жизни к исполнению. Те, кто говорит на мате, в приличном обществе обычно помалкивает, и это всегда заметно. «- Дядя Вань, скажи что-нибудь. - Да нет, я не буду». Знакомо? Не потому, что он стесняется или боится. Вчера в гараже или на стройке он проповедовал двух и трех этажными опусами три часа.
Есть другой современный вид мата – замаскированный. По сути это те же матерные слова, но с измененными двумя, тремя буквами, чтобы не было фонетических совпадений. Но по созвучию, все прекрасно понимают, какое крепкое выражение прозвучало.
Воздействие мата можно сравнить с пассивным курением. Слова впитывает не только произносящий, но все окружающие. Сначала ты просто вдыхаешь дым тебе не нравиться, но ты не сопротивляешься. Потом это входит в норму, и ты думаешь, а что здесь плохого. Помню, кто в школе был сам крутым, кто был неформалом. Все в галстуках, а я нет – крутой. Все не курят, а я да – крутой, ну и мат туда же. Все боятся сказать, а я нет. Оцените меня! Только в этом больше сиюминутного популизма, серьезно уважить тех ребят так никто и не стал.
Интересно, что в уголовном мире, хоть там и говорят на жаргоне, существует табу на мат. Матерщина представляет собой угрозу для любого языка. Там это понимают и охраняют свой лексикон, а в обычном обществе - нет. Мне могут возразить, что у Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина встречались стихи с «грешком». Но, во-первых, даже поэты имели недостатки и не выставляли эти крики души или домашние шуточные памфлеты на показ и всеобщий суд. Они никогда не публиковались и «вышли в свет» только в Европе, благодаря эмигрантам.
За рубежом филологи восхищаются красотой звучания русской речи, ее благозвучностью и простотой. В России человек может любить свою страну, но в то же время бранной речью разрушает ее внутреннюю силу и красоту, ее моральные и нравственные устои.
Так что же можно и нельзя, и почему?
Статистика 80% против мата в общественной жизни, СМИ, считая это неприличным. Но как часто бывает голос 20% оставшихся бывает сильнее, и мы чаще обсуждаем проблему меньшинства, что нужно разрешить говорить запретные слова сначала в театре, потом в кино, потом в других обстоятельствах. Главное не запрещать ничего.
Аристотель IV в. до Р.Х. «Законодатель должен удалять из государства сквернословие, потому что из привычки сквернословить непременно развивается склонность к совершению дурных поступков».
«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»(Мф. 12.36-37).
И правда, в дореволюционное время, по крайней мере до середины XIX в., когда народ наш был более богомольным сквернослов на улице был в диковинку. Религиозное чувство стыда, понимая под бранным словом грех, удерживало от его произнесения. А некоторые замечали, что ругатели часто скоропостижно умирают.
Закончить хочу словами русского классика мировой литературы А.П. Чехова: «Сколько остроумия, злости и душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всём, что ему свято, дорого и любо!» (Остров Сахалин).
Протодиакон Сергий Комаров, член Общественной палаты Калужской области, ст. преподаватель Калужской духовной семинарии.
2024 |
Ноябрь |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.