Главная   Новости   Новости за 2010 год:   В Калуге прошла ко...

Новостная хроника Калужской епархии:

В Калуге прошла конференция посвященная 325-летию храма Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский)

В Калуге прошла конференция посвященная 325-летию храма Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский)5 октября. Заседания конференции прошли в приходской библиотеке Никитского храма – первой православной общественной библиотеке при калужских храмах. Торжественное открытие состоялось при участии митрополита Калужского и Боровского Климента, известного историка и писателя Рыбаса Святослава Юрьевича, настоятеля храма иерея Алексея Пелевина и других священнослужителей и мирян. Всего на заседании присутствовало около ста участников.

С приветственным словом к участникам конференции обратился митрополит Климент.

Затем с докладами выступили:

  • Рыбас С.Ю.,
  • протоиерей Андрей Безбородов – преподаватель КДС,
  • иерей Алексей Пелевин - настоятель храма,
  • Днепровский А.С. - калужский краевед и историк,
  • Алексахина М.Н. – преподаватель КДС.

В заключительном слове митрополит Климент отметил важность проведения таких мероприятий. По его словам подобные конференции планируется организовать во всех храмах Калуги, а также в храмах районных городов области.


Рыбас Святослав Юрьевич, доклад на конференции посвященной 325-летию храма Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский)

Рыбас Святослав Юрьевич, доклад на конференции посвященной 325-летию храма Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский)Спасибо, многоуважаемый владыка, за приглашение на конференцию. Я исторический писатель и моему перу принадлежат такие книги как: жизнеописание реформатора Петра Столыпина, генерала первой мировой войны, героя Александра Васильевича Самсонова, белогвардейского генерала Александра Павловича Кутепова и также генерального секретаря ЦК КПСС И.В. Сталина. То есть то, чем я занимаюсь это обнаружение и опора взаимосвязей исторического процесса, потому что все, что происходит в истории России происходит не случайно. И я сейчас в своем коротком выступлении на примере восстановлении храма Христа Спасителя в Москве об этом скажу.

В 1989 г. ранней весной в редакцию газеты литературная Россия, где я работал заместителем главного редактора, пришел скульптор Владимир Мокроусов. Он обратился ко мне и сказал, что ему во сне явилась Богородица и сказала, что «ты должен восстановить храм Христа Спасителя». Можете себе представить шел 1989 год, советская власть и все, что вытекает из этого в идеологической практической обстановке. Мы в редакции также отнеслись к нему с улыбкой. Потом стали думать, что делать и организовали фонд восстановления храма Христа Спасителя. Меня избрали первым его председателем. Не буду я долго рассказывать через какие мы проходили ступени чисто организационно административные, но скажу только то, что неожиданно нам стали все помогать, начиная от социальных структур и заканчивая банкирами. Но нужно было собрать людей, зарегистрироваться, открыть счет. Вот это все легло на меня, и когда мы зарегистрировались, сделали заказ архитектурной мастерской, получили землеотвод, там же был бассейн Москва, как вы помните, и это было не очень просто, не просто по объему. Тем паче один из американцев выходец из Одессы Гарик Видлов написал заявление в правительство, с просьбой предоставить ему в собственность или в долгосрочную аренду это место где он хотел построить торгово-развлекательный спортивный центр. Ваш покорный слуга предпринял очень большие усилия для того чтобы отвести это. Мы отвели это дело, и в результате поставили там камень закладной, поставили крест и вышли уже на Святейшего Патриарха Алексия. Я с ним много раз встречался, мы утверждали проект, и однажды я ему сказал следующее, что как я только стал заниматься этим делом мне принесли мои товарищи путеводитель по бородинской панораме Франса Руббо. Как вы знаете на Кутузовском проспекте это огромное здание, где находится панорама, написанная этим монументалистом. И там есть один эпизод, один из ключевых моментов битвы называется «Бой во ржи». Казак наш, окруженный саксонскими кирасирами, отчаянно рубится с ними. У него уже нет головного убора, окровавленная голова, над ним уже зависли палаши. Он обречен по драматургии самой этой картины и написано, что Франс Рубо пользовался документальными материалами и в частности таким вот донесением: «Казачий урядник Игнатий Рыбас, будучи окруженным саксонскими кирасирами доблестно рубился с ними двоих зарубил и, будучи раненым, подавал доблестный пример прочим чинам эскадрона». Моя фамилия такая же как и у него. Я это рассказываю Святейшему Патриарху, а он посмотрел на меня, улыбнулся и говорит: «Святослав Юрьевич, мы стали заниматься этим делом, восстановлением храма и мне тоже открылось, что один из моих предков полковник, потом генерал Александр Ридигер командир полка, был участником войны 1812 г. Как и Игнатий Рыбас, о котором вы говорили, он - участник взятия Парижа, соответственно моя история сильно перекликается с вашей».

Получается наши предки, как только мы стали заниматься делом восстановления храма - памятника победы Русского народа в Отечественной войне 1812 г., открылись нам и стали помогать.

Вот такое, в каком-то смысле чудо, которое произошло от видения во сне Владимиру Мокроусову Богородицы до наших предков, которые были не только участниками войны но и героями, в честь которых и был воздвигнут этот храм. Они нам чудесным образом помогли. Ведь было очень много соблазнов, препятствий, но они чудесным образом как то рассеялись, ликвидировались. Даже такой факт, что деньги – собранные пожертвования, которые контролировал лично я, разместили в банке, руководителя которого убили. В 90-е годы все было очень сложно, и его партнеры оказались в очень трудном финансовом положении, но они мне сказали, что эти деньги святые. Первое, что сделаем, мы их тебе вернем. Так оно и получилось. Не смотря на то, что они разорились деньги все вернули, а я их вернул в Патриархию. Вот так и этот соблазн был пройден.

Мой родной дед Виталий Иванович Григорьев был во время гражданской войны как выпускник гимназии мобилизован в добровольческую армию генерала Деникина. Я из Донбасса и все мои предки несколько поколений горные инженеры. Его мобилизовали, он получил тяжелое ранение, после эвакуации оказался в Галлиполи под Константинополем, в месте, где базировалась русская армия. Они должны были все погибнуть, потому что офицеры, военнослужащие не хотели жить. Они ложились на декабрьскую землю, чтобы простудиться и умереть, застрелится считалось грехом. Они решали так, но там был генерал Кутепов, о котором я написал книжку, и он постановил начать восстановление храмов. Это были палаточные храмы, иконостасы из консервных банок. Вот эта структура церковная, когда все остальное разрушено, она помогла людям выжить. В истории белого движения, в истории русской гражданской войны, это событие зарегистрировано как «белый Китеж» - восстание из не бытия.

И завершаю свое выступление, я хочу сказать, что наши глаза страшатся, руки делают, а если мы начинаем делать то нам поможет, Кто поможет, вы можете сами догадаться и вы знаете.


Иерей Алексей Пелевин, доклад на конференции посвященной 325-летию храма Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский)

Ваше Высокопреосвященство,
дорогие гости и участники конференции!

В своем выступлении я поптыюсь кратко изложить историю нашего храма с момента его основания до настоящего времени.

Иерей Алексей Пелевин, доклад на конференции посвященной 325-летию храма Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский)Древняя церковь располагалась с севера от торговой площади в верховье Городенковского оврага. До 1685 года на этом месте сменилось несколько деревянных зданий. По описи Калуги 1626 г. на данном месте значится деревянная церковь Рождества Богородицы с приделом св. Николая «На посаде». В 1685 году была построена каменная церковь на месте деревянной. По описи 1685 г. она названа уже с приделом великомученика Никиты и с « колокольнею в 7 колоколов». Посвящение придела было изменено по просьбе новых прихожан в память о храме покинутого села Спасского.

«В 1678г. по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова сей церкви дан антиминс…». Помета стоит под названием «церкви Никиты Чудотворца, что на площади». К тому же времени относится упоминание церкви под названием «Никиты великомученика, что на Старом торгу». Называли её и «Никитской церковью, что на подзавальях».

К 1685 году прихожане Рождество-Богородицкой церкви перестроили здание церкви, расширив его и сделав из кирпича. При строительстве нового здания церкви по желанию вновь прибывших прихожан из села Спасского, придел Николая был заменен приделом великомученика Никиты в память бывшего в селе Спасском храма, построенного боярином Никитой Ивановичем Романовым во имя великомученика Никиты. Расположенная в самом центре культовая постройка быстро завоевала популярность ввиду близости к Старому Торгу. Улица, проходившая вблизи в направлении к р. Оке и к Москве, стала называться «Никитской». Овраг, доходивший до церкви и заканчивающийся у р. Оки – тоже назывался Никитским или Городненским (ров был засыпан только в 1782 году).

Выстроенные в конце 18 века два северных корпуса «Гостинного Двора» назывались «Никитскими», как явствует из рукописного чертежа, сохранившегося в Калужском областном краеведческом музее. Чертеж выполнен П.Р. Никитиным или И.Д. Ясныгиным, архитекторами, строившими Гостинный Двор.

В 1754 г. во время крупнейшего калужского пожара, истребившего 1200 жилых домов и 14 церквей, церковь вмч. Никиты также пострадала от огня горевших Гостинных рядов. В 1755 году она была возобновлена, о чем рассказывают клирные ведомости. Тогда же была достроена или перестроена колокольня. Южный придел во имя Иоанна Златоуста был устроен в 1850-х годах по проекту И.Д. Ясныгина.

Здание Никитской церкви того времени отличается оригинальностью и в то же время имеет много черт, характерных для калужского культового зодчества 17 столетия. Так, объем четверика несколько вытянут с юга на север, а не квадратен. В плане первоначальная трапезная равна по своей ширине ширине четверика и ширине алтарной части. Под зданием церкви размещается 6 вместительных подвалов и имеется место для начала внутренней лестницы на колокольню. Благодаря своему размещению на крутом участке земли, здание с южной стороны кажется стоящим на втором этаже, являющемся по существу цокольным этажом хозяйственного назначения. Ворота цокольных помещений выходили на юг напротив Гостинного двора.

Фасады четверика обильно декорированы архитектурными деталями, свойственными другим сооружениям Калуги 17 века: пучками колонок, акцентрующими углы, карнизами из фигурного кирпича, рядами декоративных кокошников, с нишками для цветных изразцов. Главы отличались богатством и уникальностью. Главная глава четверика была двойная, в два яруса размещались луковицы. Боковые четыре главки были собраны воедино, близко поставлены к главной главе. Но их расположение отличалось неповторимостью: главки были поставлены не по углам четверика, а посредине фасадов и ориентированы по четырем сторонам света. Подобный пример в архитектуре калужских культовых зданий можно найти только в здании Ромодановской церкви (1694 года), для которой Никитская церковь являлась не только аналогом, а образцом по времени возведения.

Трапезная Никитской церкви перекрыта цилиндрическим сводом. Боковые приделы более позднего происхождения. Северный придел пристроен по проекту архитектора И.Д. Ясныгина, в 1790 году, о чем свидетельствует его подписной собственноручный чертеж, сохранившийся ныне в фондах Калужского областного краеведческого музея. Наряду с обмером первоначального объема, чертеж показывает пристраиваемую северную часть, выделенную красной краской. Историк Д.И. Малинин описывает, что свод в северной части придела опирается на столп. В 19 веке возникли две крытые паперти с севера и юга от четверика. Они были построены архитектором Н.Ф. Соколовым в 1825-26 годах. В плане эти крытые паперти имеют неправильную геометрическую форму, соответствующую очертаниям угла городского квартала, где расположен объект.

В 1825-26 годах архитектором Н.Ф. Соколовым была перестроена алтарная часть четверика. Первоначальная тречастная апсида при этом была заменена прямоугольным объемом в плане. Три полукруглые традиционные выступы были заменены ампирным кубическим объемом с тремя проемами, выходящими на б. Никитскую улицу ( ныне ул. им. В.И. Ленина).

Колокольня была восьмигранная, четырехъярусная. Из них два яруса 17 века,третий и четвертый яруса колокольни возведены в первой трети 18 века и имеют восьмигранные очертания в плане. Колокольня завершалась легким шатром. Первоначально верхний ярус колокольни имел три часовые циферблата, что видно на всех многочисленных фотографиях здания ( Верх колокольни был разобран в 1932 году).

Общий облик памятника, смешанный по своей природе, все же обладает определенной гармоничностью. Многочисленные классические крытые паперти не закрывают живописный объем 17 века, а являются как бы его окружением и поддержкой.

Как отмечает Д.И. Малинин в своем путеводителе 1912г., своды и стены храма были расписаны. В храме почитались несколько древних икон, в том числе и образ великомученика Никиты (XVII в.).

По описи 1800г. значится: «Внутри церкви иконостас деревянный, позлащенный о шести ярусах. В первом ярусе: Царские врата резные, на них изображены резьбою образ Сошествия Святаго Духа, без венцов. По правую сторону Царских врат - Образ Отечества Господь Саваоф и Иисус Христос. На нем риза накладная серебреная и позлащенная и два венца серебренные и позлащенные, семьдесят второй пробы, в них весу и с позолотою двенадцать фунтов девяносто три золотника. Против праваго клироса образ великомученика Никиты штилистовый, на нем оклад медной , венец с гривною и еще маленький венчик серебряный и позлащенный без пробы. Около его образа написаны на большой доске разные праздники и святые без окладу и без венцов. По левую сторону Царских врат- Образ храмовой Рождества Богородицы с зачатием и Введением во храм Богородицы. На нем риза накладная серебреная и позлащенная 72 пробы, в ней весу 18 фунтов и сорок шесть золотников. Против леваго крилоса образ Иоанна Богослова и Сергия Радонежского чудотворца. На них положены три венцы и риза накладная серебреная непозлащенные 72 пробы, весу во всем одиннадцать фунтов тридцать восемь золотников. На северных дверях образ архидиакона Стефана, а на южных - архидиакона Филиппа. Во втором и третьем ярусах иконостаса образа двунадесятых праздников без оклада и без венцов. В четвертом ярусе иконостаса образа посредине деисус, а по обеим сторонам святых апостол, без окладу и без венцов. В пятом ярусе иконостаса образа в середине Печерския Богоматере, а по обеим сторонам святых пророков без окладов и без венцов. В шестом ярусе иконостаса образа в средине Господа Саваофа, а по сторонам святых праотец без оклада и без венцов. Сверх иконостаса крест, на нем Распятие резное, а по сторонам по два образа на круглых досках писаны без окладов и без венцов».

По той же описи «в приделе святаго мученика Никиты» зафиксирован ещё: « Внутри церкви иконостас деревянный о пяти ярусах позлащен. В первом ярусе посреди иконостаса Царские врата, на них образа Благовещения и четырех Евангелистов без окладу и без венцов. По правую сторону Царских врат образ Спасителев по полям без окладу, на нем венец серебрянный непозлащеный непробнаго серебра весом двадцать шесть золотников. Образ храмовой святаго великомученика Никиты, на нем над главою образ Нерукотворенного Спаса. На нем венец и риза, также на Нерукотворенном Образе риза и венчик, накладные серебреные позлащеные 72 пробы, весу во всем оном и с позолотою двенадцать фунтов. К стене против праваго крилоса в иконостасе образ Животворящего Креста Господня, на нем Распятие с предстоящими Богоматерию и Богословом и прочими резные. На нем два венца медные. По левую сторону Царских врат образ Боголюбския Богоматере, по полям без окладу. На нем два венца сребреные непозлащеные безпробнаго серебра весу тридцать золотников. На северных дверях образ архангела Михаила без окладу и без венца. Образ святителя и чудотворца Николая, над ним образа Спасителя и Богоматери. На нем риза накладная и венец в ч.6 штуками финифтяными серебреными позлащены, весу во всех онех с штуками тринадцать фунтов и девять золотников… Во втором ярусе предельнаго иконостаса образа двунадесятых праздников без окладов и без венцов, точию на одном образе Воскресения Христова. На нем венчик маленький сребреной. В 3-м ярусе иконостаса образа, посредине Царем царь, а по обеим сторонам святых апостол, без окладу и без венцов. В 4-м ярусе иконостаса образа, в средине Печерския Богоматере, а по сторонам святых пророков, без окладов и без венцов. В 5-м ярусе иконостаса образ Отечества и посреде Богоматере без окладу и без венцов. Сверх онаго образ Распятия Господня, написанный без венца».

С 1799 по 1819 годы церковь приобрела большое значение и стала выполнять роль кафедрального собора в связи с тем, что Троицкий собор пришел в ветхость , и с 1809 года служба в нем уже не проходила.

В годы Отечественной войны 1812 года в Никитской церкви освящалась хоругвь Калужского ополчения, служились молебны о даровании победы русскому оружию, провозглашались царские манифесты, обращения губернатора и известия о боевых действиях.

В эти тревожные дни Калуга играла важную роль, и имя города тесно связано с историей этой войны. 6 июля был получен манифест, призывавший к оружию и пожертвованиям на защиту Отечества все сословия государства. Манифест оглашался в кафедральном соборе и затем на паперти,т.е. перед фасадами церкви великомученика Никиты.

В стенах церкви великомученика Никиты была вручена предводителю калужского ополчения генерал-лейтенанту Шепелеву хоругвь с изображением Калужской Божией Матери и праведного Лаврентия Калужского. Речи и напутствия звучали у здания церкви. Тут воинство клялось в верности Родине. Распоряжения и обращения Кутузова тоже оглашались в церкви вмч. Никиты и были необходимы для поддержания патриотического настроения. .

Хоругвь Калужского народного ополчения после 1815 года вернули в собор,т.е. б.ц. Никиты, где она и сохранялась до 1819 года, до открытия нового здания собора. Таким образом, здание памятника архитектуры 17 века- церкви великомученика Никиты было нерасторжимо связано с историей борьбы и победы русской армии в войне 1812 года. Анализ росписей стен собора поможет ярче раскрыть в тематике росписей историю борьбы с иноземными захватчиками.

Дальнейшая история церкви такова. В 19 столетии здание храма было увеличено и частично реконструировано. После 1917г. церковь была закрыта в 1926г. В марте 1929г. властями было принято решение снести верхние ярусы колокольни и центральный купол, а сам храм переоборудовать. В 30-х годах здание храма использовалось как склад зерна и овощей,в алтарной части было жильё. В октябре 1941г. в алтаре был пожар, но свод не обрушился.

В 1944 г. горисполкомом было решено устроить в здании кинотеатр для детей. Для нужд кинотеатра в бывшей трапезной храма сооружена сцена и возведены перегородки, отделившие её от приделов и колокольни. Южный придел и ярус колокольни расчленены перегородками. Северный притвор перепланирован, в южном ликвидированы лестница в подцерковье и отделявшая её стена. Кинотеатр «Пионер» был открыт в здании в 1949 году.

В 1966 году при разработке нового генплана города Калуги предполагалось снести многие памятники архитектуры, в т.ч. и здание церкви. Но проект был пересмотрен, ценный памятник архитектуры сохранен.

В 90-х годах наряду с кинотеатром здесь разместились и коммерческие структуры.

С 1993 года Епархия неоднократно направляла запросы о возвращении храма для восстановления и возобновления в нем богослужений. И только в октябре 2004 года решением Городской Думы г. Калуги храм был передан Калужской епархии.

В январе 2005 работы по восстановлению храма были поручены диакону Алексею Пелевину.

Восстановительные работы в храме начались в апреле 2005 г. Перед отцом Алексеем стояло много задач. Необходимо было разобрать внутренние перегородки, вывести мусор, произвести внутреннюю отделку помещений, укрепить фундамент, восстановить маковки четверика, установить кресты и купола, построить колокольню, приобрести церковную утварь, облагородить сквер рядом с храмом.

На пасху 2005 года открыта церковная лавка.

28 сентября 2005г. после более чем 80-летнего перерыва, в Никитском храме было совершено первое богослужение (молебен с акафистом), которое совершили архимандрит Никита (Ананьев) и священник Алексей Пелевин.

18 января 2006 г. Была совершена первая Божественная литургия.

28 сентября 2006 г. Архиепископ Людиновский Георгий на престольный день совешил первую Литургию архиерейским чином.

На Пасха 2007 была совершена первая Божественная литургия в восстановленном правом пределе великомученика Никиты.

28 сентября 2008 архиепископ Георгий освятил кресты на колокольню и на апсиду алтаря.

На Благовещание 2009 с колокольни Никитского храма прозвучал первый колокольный звон.

В 2009 г. На праздник Вход Господень в Иерусалим храм посетил митрополит Калужский и Боровский Климент. Владыка совершил освящение крестов на четверик храма.

27 декабря 2009 года митрополит Калужский и Боровский Климент в сослужении иерея Алексея Пелевина и собора духовенства совершил Великое освящение трех пределов храма. В этот же день был освящен памятный крест, сооруженный в честь события освящения храма и 325-летнего юбилея со дня его постройки.

3 января 2010 впервые была открыта Рождественская неделя и вертеп возле стен Никитского храма.

28 сентября 2010 храм отмечает 325 летний юбилей.

При храме имеется просторная православная библиотека, где для полезного чтения могут собираться и взрослые и дети. В ее помещении проводятся конференции, православные беседы и встречи. Библиотечный фонд постоянно пополняется новыми книгами.

Для прихожан храма организована воскресная школа. Занятия расчитаны как для детей так и для взрослых. На базе воскресной школы планируется организовать духовно-просветительский центр.

Радостные чувства переполняют сердце, когда над старой Калугой, золотясь на солнце, высятся купола и кресты православных храмов. Несколько лет назад вряд ли нашелся бы человек, который сказал бы, что за считанные годы Никитский храм вновь засияет былой красотой. По милости Божией, не без помощи доброхотных людей, нам удалось возродить храм, старейший храм города Калуги. В нем снова ежедневно возносятся молитвы, совершаются Церковные таинства. Мы благодарим Господа, что он дает нам время, возможности вернуть красоту храмов, но также просим у Него нашего внутреннего возрождения. Человеческая душа, разоренная за годы безверия, оскверненная грехом, лишенная Источника своего существования тоже жаждет восстановления.

Отмечая 325-летие нашего храма, мы празднуем его обновление, и, вместе с тем, сами постараемся обновиться духовно. Вновь открытые храмы открывают для нас двери новой жизни, жизни со Христом. И было бы непростительной ошибкой не воспользоваться этим даром Божиим.


Протоиерей Андрей Безбородов, доклад на конференции посвященной 325-летию храма Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский)

Формы сопротивления политике
изъятия церковных ценностей.

Протоиерей Андрей Безбородов, доклад на конференции посвященной 325-летию храма Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский)С принятием ВЦИК декрета от 16.02.1922 об изъятии Церковных ценностей(ЦЦ) началась масштабная общероссийская компания, потребовавшая усилий всего политического и карательного аппарата. Весной 1922 г. Политбюро практически на каждом заседании обсуждало вопросы связанные с компанией по изъятию ЦЦ (ИЦЦ). На это сразу были нацелены и все силы ГПУ. Руководители чекистов, такие как Дзержинский, Меньжинский, Уншлихт не раз выступали за применение жестоких мер к Церкви. Главным двигателем операции по разгрому РПЦ, а именно такими были истинные цели компании по изъятию ЦЦ, оставался Л.Д. Троцкий, действующий при непосредственной поддержке В.И. Ленина.

Ширмой для строго законспирированного органа руководства компанией решили сделать Помгол. На самом деле компанией руководила особая комиссия по изъятию ценностей из церквей под председательством Сапронова М.Т.(расстрелян в 1939 г.), заместителем был Уншлихт Иосиф (расстрелян в 1938 г.), в комиссию также входили Землячка Розалия Самойловна, Галкин (репрессирован в 1936 г.) и Медведь Филипп Демьянович (расстрелян в 1937 г.) Так как все перечисленные входили в состав «комиссии по учету и сосредоточению ценностей», руководимой Троцким, то фактическое руководство компанией осуществлял именно он. Таким образом все члены комиссии кроме Розалии Самойловны, закончили свою жизнь трагически. Ни адрес, ни состав первой комиссии нигде не публиковался, а официальный адрес должен быть при Помголе. В секретном письме В.И. Ленина членам Политбюро от 19 марта 1922 г. рекомендовалось официально выступать по вопросам ИЦЦ «должен только тов. Калинин, - никогда и ни в каком случае не должен выступать ни в печати, ни иным образом перед публикой тов. Троцкий». По всем основным вопросам компания твердо руководилось Политбюро.

Во всех губерниях, в том числе и в Калужской, создавались секретные подготовительные комиссии по типу центральной московской комиссии, подчинявшиеся центральной комиссии. В эти комиссии непременно должен был входить либо секретарь Губкома (в Калуге эту должность занимал Артемов М.П.) Для их прикрытия на местах создавались официальные комиссии, имевшие роль ширмы, какую в центре играл Помгол во главе с Калининым. Была предусмотрена и пиар-поддержка компании, газеты должны были всячески поддерживать и пропагандировать декларируемые идеи компании - помощь голодающим, но ни в коем случае не затрагивать реальные - разгром Церкви.

Заданные параметры компании, а именно ее агрессивность и бескомпромиссность, закономерно приводили к повсеместному сопротивлению верующих, иногда пассивному, заключающемуся в сокрытии священных сосудов, икон и других священных и почитаемых предметов от конфискации, иногда к активному сопротивлению власти. Сразу необходимо отметить, что пока точную картину сопротивления и репрессий по находящимся сейчас в свободном доступе источникам показать не представляется возможным. Документы дел фонда Политбюро упоминают о столкновениях верующих с конфискаторами в Москве, Петрограде, Ростове-на-Дону, Шуе, Иваново-Вознесенске, Смоленске, Новгороде, Туле, Витебске, Череповце, Рыбинске, Костроме, Астрахани, Гомеле, Ярославле, Екатеринбурге, Чувашии и Калуге. В Калуге сводки происшествий были весьма сдержаны. Так в шифротелеграмме от 17 марта 1922 г. секретаря Калужского Губкома РКП(б) говорилось следующее: «Сообщаем, что была трехдневная забастовка … Были волнения среди рабочих в связи с изъятием церковных ценностей… Вопрос ликвидирован. В сводке ГПУ о ходе компании по ИЦЦ сообщалось, что 9 марта «в Таруском уезде имело место открытое выступление крестьян, выслан отряд», 13 марта « в Лихвинском уезде … крестьяне устроили самосуд над уполномоченным и милиционером». Общее отношение населения к изъятию ЦЦ характеризуется как отрицательное. Известно также и о волнениях крестьян Боровского уезда, в связи с изъятием ценностей Пафнутьев-Боровского монастыря. Здесь братия монастыря отказалась отдавать церковное имущество, мотивируя свой отказ отсутствием правящего архиерея, им на помощь собралась толпа в 300 человек, препятствующая комиссии по ИЦЦ приступить к работе. Для подавления беспорядков был вызван отряд в 60 чел. с 2 пулеметами. В результате подавления беспорядков арестовано 12 человек, среди них 3 священника и архимандрит. Имена арестованных не называются, да и среди трех упоминаемых арестованных священников могли быть и просто монахи. Сводки ГПУ сообщают о стычке крестьян с комиссией по ИЦЦ в с. Сорокино Уколицкой волости Козельского уезда и о ряде других незначительных волнениях. Тем не менее, большинство случаев сопротивления относятся к пассивному или скрытому. Достаточно известны процессы над монахинями Казанского монастыря и над членами Калужского губернского совета приходских общин в составе 27 человек за сокрытие ЦЦ от изъятия. Во втором процессе под суд попал и правящий архиерей Калужской епархии епископ Феофан (Туляков). Аресты духовенства и верующих прошли практически по всем губерниям России, здесь можно предполагать, что кроме показательных процессов немалая часть населения была репрессирована без суда и, соответственно, реальные масштабы репрессий населения России в связи с компанией по ИЦЦ вряд ли удастся точно подсчитать. Сама информационная система ГПУ весьма поверхностно дает сведения о репрессиях, очень редко приводятся имена репрессированных, часто не сообщается мера наказания, духовный сан арестованных, а иногда даже не известно число арестованных по тому или иному делу. Даже по этим официальным сообщениям нет возможности составить определенные цифровые характеристики числа столкновений, количества убитых и раненых, число репрессированных. Переходящее из книги в книгу число инцидентов 1414, является сведением обновленческого священника Красницкого, которое документально не подтверждено. Также пока нельзя документально подтвердить и сведения эмигрантского священника Михаила Польского о том, что общее число жертв погибших при столкновениях или расстрелянных по приговорам последующих судебных процессов было 2 691 чел. белого духовенства, 1962 чел. монашествующих, 3 447 монахинь и послушниц.

Факт существования подобного сопротивления разрушительной для Церкви и российской культуры общеизвестен, в будущем необходимо только выявление по возможности всех фактов подобного сопротивления, числа пострадавших и их имен. Менее известно и часто обходимо вниманием явление сопротивления этой варварской экспроприации внутри государственного и партийного аппарата страны, который при освещении этого вопроса ошибочно воспринимается как некая монолитная сила. Конечно, открытого сопротивления здесь быть не могло, но видится значительное противостояние в вопросах о реальных целях политики по ИЦЦ. Здесь хотелось бы назвать председателя ВЦИК Михаила Ивановича Калинина, который занимал весьма сдержанную позицию, по сравнению с Троцким и считал, что нельзя отходить от объявленной официальной цели кампании- помощи голодающим. Даже известное постановление ВЦИК от 16.02.1922, послужившее официальным началом политики ИЦЦ, было составлено в весьма сдержанных и уравновешенных тонах, что вызвало сильное раздражение Троцкого. Он требует созыва Политбюро на котором с резкой критикой обрушивается на Калинина: « В отношении изъятия ценностей сделано было, главным образом президиумом ВЦИК, все для того, чтобы сорвать кампанию … Декрет об изъятии был издан и опубликован совершенно независимо от хода подготовки и оказался холостым выстрелом, предупредившим попов о необходимости серьезной подготовки к отпору». Характерно, что именно его руководство партии сделало главным прикрытием своих действий, и Калинин, подчиняясь партийной дисциплине, эту роль исполнял, подписывая заготовленные Троцким и другими бумаги, статьи и интервью. Но и после развертывания компании Калинин пытался ограничить масштабы разгрома Русской Церкви. Так 13 марта 1922 г. ВЦИК принимает постановление «О замене в исключительных случаях изъятых из церквей ценностей равным по весу количеством золота и серебра», здесь кроме решения, вынесенного в заголовок постановления, было принято также и решение об обязательном участии сотрудников губернских музеев в процессе изъятия. О политике Главмузея в этой компании речь пойдет ниже. Основываясь на этом постановлении, на места пошли телеграммы с разрешением подобной замены и в Помгол пошел поток прошений с разных концов страны с просьбами разрешения замены священных предметов драгметаллами. Это постановление значительно замедлило работу по изъятию. Сохранились письма от комиссий, в которых констатировался этот факт. По инициативе Троцкого Политбюро посылает секретную шифротелеграмму, которая нивелирует постановление ВЦИК и требует от местных комиссий не останавливаться, не смотря на ходатайства местного населения, угрожая ответственностью за приостановку или неполное изъятие ЦЦ. 26 мая Политбюро даже принимает специальное постановление о недопустимости затягивания выполнения решений партии по вопросам политики в отношении Церкви. Это постановление предупреждало лично Калинина и его секретаря Енукидзе. Характерно отражает позицию Калинина и его реакция на решение о расстреле по группе петроградского духовенства во главе с митрополитом Вениамином (Казанским). 2 августа в Политбюро приходит секретный документ, в котором говорится, что президиум ВЦИК, рассматривая вопрос о приговоре на процессе петроградского духовенства, постановил просить Политбюро «отменить свою директиву по этому делу». В виду серьезности подобного противостояния вопрос был вынесен на обсуждение пленума ЦК РКП(б). Какие силы подготовили пленум видно по протоколу заседания пленума под ном. 3, пункт 5 от 2 августа, в котором сам вопрос обсуждения был глумливо озаглавлен « о попах», соответственно ходатайство президиума ВЦИК было отклонено. В ночь с 12 на 13 августа митрополит Вениамин с группой его соратников были расстреляны. Здесь также стоит упомянуть и предложение Молотова Вячеслава Михайловича, тогда еще кандидата в члены Политбюро, который, также опираясь на декларируемые цели компании, предложил распространить действие компании только на «губернии и города … где действительно есть крупные ценности», а церкви, не имеющие «сколько-нибудь значительных ценностей» вообще от кампании изъятия освободить. Интересно, что на заседании политбюро от 22 марта эта поправка прошла, правда на нем не присутствовал Троцкий, а присутствовали Калинин, Каменев, Сталин, Цюрупа, Рыков. Троцкий, появившись на следующий день, вновь проводит заседание Политбюро и добивается исключения поправки Молотова.

Другим примером сопротивления варварским планам кампании по ИЦЦ была деятельность Главмузея во главе с супругой Троцкого Натальей Ивановной. Надо сказать, что в современной исторической литературе часто довольно жестко оценивается ее позиция по освещаемому вопросу, в том числе и автором доклада в своей книге «Годы испытаний», в связи с активным участием сотрудников Главмузея в кампании. Но рассекреченные архивные документы позволяют взглянуть на эту деятельность несколько с другой стороны. Выявляется немало документов, говорящих о довольно жесткой, если не непримиримой борьбе сотрудников Главмузея против линии Троцкого. Музейные эксперты настойчиво старались доказать руководству партии и правительству о пагубности такой политики, когда при изъятии ЦЦ ломались, расплющивались предметы, имеющие огромное историческое и культурное значение. Из риз и окладов выковыривались драгоценные камни, ломались иконостасы и многое другое. Н.И. Троцкая предлагала вообще не трогать, полностью исключить из кампании по ИЦЦ 103 самых значительных в культурном и историческом значении церковных и монастырских комплекса, объявив их охраняемыми государством объектами. Такой список монастырей, соборов и церквей подготовленный Главмузеем с обязательным приостановлением изъятия церковных ценностей сохранился. По Калужской губернии предлагалось запретить изъятие по 3 объектам - это Казанский собор, Калужский монастырь и Пафнутьев-Боровский монастырь. Список был явно составлен второпях, так как первые два церковных объекта сложно точно идентифицировать. Троцкая настойчиво направляла свои предложения 4 марта, 16 марта, 20 марта, 31 марта. Основной смысл этих предложений состоял в следующем: безусловное запрещение изъятия церковных ценностей без представителей Главмузея, исключение из кампании по изъятию всех предметов исторического и культурного значения, всех предметов старше 1725 г., предметов высокого художественного значения старше 1835 г., к недопущению нарушения целостности сложившихся художественных ансамблей (нарушение целостности иконостасов, икон с ризами, евангелий с окладами и т.д.). Предлагалось также: «Древние храмы со своим внутренним декоративным убранством, старинными иконостасами, киотами, лампадами и т.п. предметами, составляющими в общем ансамбль художественно-исторического значения, должны оставаться неприкосновенными. В этих случаях никакие отдельные изъятия музейных предметов недопустимы». Достаточно острые противоречия возникли на заседании Бюро Центральной комиссии по ИЦЦ 29 марта в связи с докладом «по изъятию ЦЦ в Калуге т. Осипова». Споры велись по трактовке пункта 6 инструкции ЦК Помгола ВЦИК о проведении изъятия от 28.02.1922. Главмузей требовал трактовать п.6 как право вето Главмузея на изъятие любых предметов имеющих историческую или художественную ценность. И наверное не случайно, что подобные баталии разразились в связи с докладом по кампании в Калуге. Здесь изъятие проводилось варварскими методами. Сотрудники Калужского губернского музея во главе с заведующим Ассоновым, начиная с января 1922 года начали методично обходить церкви г. Калуги, составляя подробные описания их внешнего вида и описывая сохраняющиеся там иконы, иконостасы и другие святыни, представляющие историческую и культурную ценность. Предполагалось в течении 1922 г. детально описать все городские церкви и все предметы историко-культурного значения. Даже сами эти отчеты, после последовавшего разгрома, представляли бы большой научный и практический интерес. Всего удалось описать 14 церквей г. Калуги до начала компании. Компания по изъятию ЦЦ началась в Калуге 9 марта и проводилась в большой спешке. В комиссию, возглавляемую председателем губисполкома, представители губернского музея приглашены не были. Одновременно в городе работали 8-10 комиссий. Губмузей передал в эти комиссии только свои отчеты по осмотру. Все отобранные предметы свозились в губернский финотдел и представители губмузея туда допустились только 13 марта, когда церковное имущество уже было уложено в кули. Сотрудники констатировали удручающее состояние церковных предметов. Многие из них оказались сломаны, потиры разобраны на мелкие части, которые уже успели затеряться, с евангелий сорваны оклады и с них высокохудожественные миниатюры были растеряны, ризы (по всей видимости с икон) свернуты и помяты. Но даже в этих условиях отобранные представителями музея вещи не были оставлены, а все изъятое «до последнего золотника» отправлено в Москву.

Представителям губернского музея удалось присутствовать только при изъятии ЦЦ в Свято-Троицком кафедральном соборе, где они попытались предотвратить снятие риз с икон из прекрасного ампирного иконостаса, единственного в своем роде созданного в 1814 г. по проекту Матфея Казакова, так как это «снятие риз совершенно нарушило художественный ансамбль». Ризы эти, тем не менее, были сняты, но под нажимом сотрудников губмузея в Москву не отправлены, а свалены были в кладовой губфинотдела. Дальнейшая их судьба неизвестна. Несколько выходя за рамки доклада, хотелось бы сказать о дальнейшей судьбе иконостаса кафедрального собора. Он вместе с иконами простоял до 1924 г. до этого же времени в соборе совершались службы. Разгром завершился в 1924 г., когда была создана комиссия с целью «определить возможность использования помещения собора в культурно-просветительских целях». Комиссия осмотрела собор и постановила, что его можно приспособить под Дом народных собраний. Интересно, что в акте было зафиксировано, что собор не имеет никакой художественной ценности, в этом плане ценен только иконостас Казакова. Иконостас разобрали на детали и вывезли сначала в Благовещенский храм, который временно стал кафедральным собором, затем перевезены в подвалы Никитской церкви. Отсюда, в связи с необходимостью размещения в подвалах сена, были также вывезены и их дальнейшая судьба остается неизвестной. К сожалению подобная ситуация была типичной для России. Гораздо большую известность получил конфликт вокруг иконостаса Казанского собора в Петрограде, когда за сохранность иконостаса выступили («за сохранение памятника архитектуры, мировой художественной ценности») Российская академия наук и Российская академия художеств. Заступился Калинин, выпустив специальное распоряжение. Тем не менее иконостас был комиссией по ИЦЦ демонтирован. Это отсутствие реакции комиссий на распоряжения государственных органов, объясняет иерархия подчиненности комиссий лично Троцкому, который среди прочих имел должность «особоуполномоченного СНК по учету и сосредоточению ценностей», о подробностях этой структуры говорилось выше.

Сам Лев Давыдович с присущей ему энергией приступил к подавлению сопротивления сотрудников Главмузея. 22 марта он пишет секретное письмо «О недоразумениях с Главмузеем», в котором среди прочего говорится следующее: «Несомненно, что среди археологов, работающих в Главмузее, по самой их профессии, имеется не мало лиц, теснейшим образом связанных с церковными кругами, настроенных контрреволюционно и стремящихся сорвать работу по изъятию ценностей. Таким тенденциям нужно давать суровый отпор». Это мнение Троцкого явилось сигналом для действий спецслужб, и так раздраженных сопротивлением и саботажем работников науки и культуры. Было заведено дело по сопротивлению изъятию церковных ценностей, по которому целая группа сотрудников Главмузея пошла под суд.

Подобное сопротивление еще до конца не изучено, но что в нем были свои герои и мученики бесспорно. Это сопротивление было и на местах и в центре. Обнаруженная роспись в надвратной Спасской башне московского кремля, которая вместо уничтожения, оказалась профессионально законсервированной пока не известными истинными патриотами России, чтобы по прошествии времени явить себя народу, является наиболее ярким примером. А сколько таких менее известных, не побоюсь этого слова, подвигов во имя сохранения духовного и историко-культурного наследия было совершено по всей стране и сколько таких неравнодушных россиян пострадало и поплатилось жизнями за это? Спасибо за внимание.


Александр Сергеевич Днепровский, доклад на конференции посвященной 325-летию храма Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский)

Ваше высокопреосвященство, дорогой отец настоятель.

Александр Сергеевич Днепровский, доклад на конференции посвященной 325-летию храма Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский)Спасибо за огромное счастье, дожить до такого праздника, как сегодня. Я при своих 83 годах жизни не чаял, что доживу до такого момента. Я участвовал в восстановлении многих сооружений, но не представлял, что сумею поучаствовать на конференции, поучаствовать в восстановлении этого изумительного, сильнейшего в городе храма.

Я хочу сказать что, он всегда был в глазах калужан невероятно ценным. Не случайно он легко и просто стал за место кафедрального собора в 1811 году в начале войны с Францией, и именно здесь, на этом клиросе, на паперти звучали клятвы калужан, уходящих на фронт. Во-вторых, здесь читали письма Кутузова. Кутузов был очень благодарен калужанам за ту помощь, которую они оказывали: и материальную, и финансовую. Калужан беспокоила дальнейшая судьба города, и они посылали в штаб Кутузова, который располагался в Полотняном заводе, прошения и просьбы от всех Калужан, какова будет судьба Калуги. На все письма главнокомандующий отвечал, что никогда враг не будет в Калуге, и Калуга будет сохранена. И все задачи после Тарутинского сражения, и Малоярославецкого сражения 1812 года были направлены или на то, чтобы отступающая французская армия отходила по старой дороге.

Тема моего выступления: «Калужские храмы».

Число их всегда было велико. При населении Калуги в конце 19 в. 50 тысяч человек, церковных зданий было 42, а церквей 51. Это с учетом того, что были храмы в казармах, богадельнях, в гимназиях, в тюрьмах. Те церкви, которые были созданы калужанами, неизвестными, к сожалению, мастерами, отличаются не только красотой, не только исторической ценностью, но еще техническим совершенством. Вот мы сейчас находимся в цоколе здания, возведенного 325 лет назад – это 1685 год. XVII в. был трагическим для России и трагическим для Калуги, потому как это было смутное время, немножко похожее на наше время когда на Калужской земли. Здесь бесчинствовали польско-литовские захватчики. Это был открытый грабеж, без объявления войны. В то время было не до сооружений каменных монументальных зданий. Мы говорим - 325 лет храму, но ведь это мы говорим о каменном здании, а сколько было деревянных храмов на этом месте, наверное их надо считать с XII в. И предыдущие докладчики подтверждают мои слова. Бесчисленные количества деревянных церквей погибали в пожарах, от стихийных бедствий, от небрежности, от войны. Например в 1618 году Калуга была полностью разорена украинскими казаками во главе с гетманом Конашевичем-Сагайдачным. Населения осталось 300 человек, все было сожжено и разрушено. И только после подписания договора о присоединении Украины к России Калуга вздохнула и начала строить роскошные каменные здания.

То, что сохранилась до нас от 17-го века поражает своей красотой. Прежде всего это кружева в керамике, кирпиче. Возьмите храм Георгия за верхом, или наш храм великомученика Никиты. Мы практически стоим на торговой площади – это старый торг, гостиный двор. Сначала он был деревянный, сейчас он кирпичный. Кроме того, хочу подчеркнуть одну особенность, мы находимся в здании, построенном на невероятно высокопрофессиональном уровне. Ведь под нами с вами журчит ручей, но мы с вами этого не видим. Где сейчас дом по улице Ленина №100, там раньше стояла прекрасная церковь 17-го века Михаила Архангела. На дворе, где сейчас находится клумба, находился источник. Он и сейчас находится там, он уходит в глубину, но идет по всему кварталу по направлению к Оке. Более того, этот ручей петляет, поэтому и художественный музей, и дом Билибиных были отодвинуты от улицы Ленина (ранее называлась Никитской), т.к. во дворе идет ручей. Он упирается в наше монументальное здание как в плотину. Под храмом, по мнению геологов и гидрогеологов, он поворачивает на улицу Карпова, Гостинорядский переулок. Ленинский сквер - это большой пруд, озеро, откуда начиналось два канала с водой: один шел по улице Кропоткина и соединялся с Березуевским, а другой шел по улице Набережная, где находится всеми нами известное здание Епархии. Эта часть засыпана, там труба лежит с XVIII или XIX вв. Под нами трубы не чугунные, а керамические, до сих пор функционируют. Этот источник Михаила архангела ведет себя коварно. Несколько раз заливал подвалы художественного музея. Он перемещается под землей. Один раз в 1980 году он затопил дом 105 по улице Ленина, там где находилась наше общество охраны памятников. Какое совершенство, какие технические способности проявляли Калужские мастера более 300 лет назад. В сотом доме сохраняется подвал бывшей церкви Михаила Архангела, там была котельная сейчас она продана коммерческой организации.

Эстетика всегда присутствовала в работе Калужских мастеров. Храм Покрова «на рву» - красивейшая церковь, пострадавшая очень сильно от пожара в 1754 года. Из-за страха пожара четыре барабана были отодвинуты от главного барабана. Великолепный декор колокольни Покрова «на рву» к сожалению был не полностью восстановлен в реставрации 75 года, а именно не все окна были восстановлены. Виртуозные Калужские керамисты, их звали гончарами – они делали все и курительные трубки, и игрушки, и свистульки, и кирпичи и изразцы, и фигурные кирпичи. Чудо красоты и чудо технической сложности. Калужские керамисты научились делать изразцы для наружного применения. Мы знаем с вами изразцы печные, но они для внутренних помещений, а те изразцы, которые шли на оформление украшения фасадов, это совершенно другая технология. Это сложные химические процессы, которыми владели в 16-17 веке в Калуге. Известно, что в XVII веке калужане делали стеклянную аптекарскую посуду для государева двора в Москве. XVII в - невероятно высокое качество безымянных, повторяю, безымянных мастеров. Утрачено очень много. Во-первых в XVIII веке, при создании генерального плана города, гениальный, очень способный, очень заметный в русской истории Никитин Петр Романович, разобрал 12 церквей. Он их перестроил, но он ломал XVII век кирпичный, а строил классицизм. Многие церкви были утрачены в XX в. Их тоже сломали, как при Екатерине II так и при большевиках. Все архитектурные стили мы можем найти в городе, кроме конечно каменного XII в. В Калуге в самые древние постройки датируются XVII в - палаты Коробовых - ровесники Никитинской церкви, храм Покрова «на рву», храм Георгия «за верхом», Георгия «за лавками». Все это нарышкинский стиль конца XVII в, отличающийся невероятным декором, невероятными эстетическими особенностями.

Две церкви, до сих пор уцелевшие, построены в стиле московского Барокко конца XVII начало XVIII в. - это храм Иоанна Предтечи 1734 г и храм святых бессребреников Косьмы и Дамиана кон. XVIIIв. Последний трижды переносился с места на место. Сначала он стоял на Воскресенской улице и назывался «церковь Николы с пределом Косьмы и Дамиана», потом был перенесен на развилку улиц Вилонова и Кутузова. Это была гончарная слобода. Сами гончары делали для себя виртуозное сооружение. Конечно, каждое новое здание храма становилось все больше и больше. В третий раз церковь была перенесена по генеральному плану Никитина за площадь Победы, но она сохранила облик 1730-хх годов. Это редчайший случай, потому и считается памятником. Классицизм у нас прекрасно представлен Троицким собором, который был заложен Екатериной II в 1775г. Во время приезда в Калугу, она оставила калужанам 30 тыс. (астрономическая сумма) на строительство собора. Строился он очень долго почти 40 лет. Освящен был только в 1819 году. Площадь Троицкого собора 1000 м2, а подвал под ним 800 м2. Там была задумана великолепная совершенная технически форма отопления, каналы которой шли в сводах, стенах, а внизу была, по нашему говоря, котельная. Отопление было дровяное, каналы тепловые и дымовые были разными, тепловыми каналами храм отапливали до 1902 года когда изменили принцип отопления собора на калориферный, как было во многих церквях.

В заключение хочу сказать, что я счастлив, что мы можем с вами встречаться в таких храмах, как храм великомученика Никиты. Скажу только одно, что как у каждого человека есть ангел хранитель, так и у каждого храма есть ангел хранитель. У этой церкви очень сильный ангел хранитель. Когда здесь были разные учрежденья, кинотеатры, здание уцелело, сохранилось. И пусть всегда храм стоит и нас калужан радует.

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика