17 июля. Божественную литургию в храме в честь Преображения Господня в селе Спас-Прогнань совершил митрополит Калужский и Боровский Климент. Высокопреосвященнейшему владыке сослужили протоиерей Леонид Гвоздев, игумен Никифор (Коженков) – настоятель храма, иеромонах Василий (Скоренко), иеромонах Макарий (Комогоров).
После совершения Евхаристического канона, митрополит Климент совершил диаконскую хиротонию. В священный сан диакона был рукоположен студент 5 курса Калужской духовной семинарии Гвоздев Петр.
После окончания Литургии было совершено славление святым царственным старстотерпцам.
Митрополит Климент произнес проповедь.
Затем владыка и духовенство совершили краткую литию на могиле схиархимандрита Амвросия (Иванова), похороненного рядом с храмом, который при жизни прославился своей благочестивой жизнью, и к которому при жизни как к опытному старцу за духовным советом приходило множество людей. Почил старец Амвросий Балабановский в 1978 году, прожив почти 100 лет.
Старец Амвросий (в миру Василий Федорович Иванов) родился 2 янв. 1879 г. в с. Копыл Ростошенской волости, Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Его земляками по Тамбовскому краю оказались прпп. Серафим Саровский, Амвросий Оптинский и Силуан Афонский. Семья о. Амвросия (мать – крестьянка, отец – солдат) отличалась глубоким благочестием. Сестра его матери подвизалась в Таволжском монастыре, два брата монашествовали: один в Оптиной, другой – в Сарове. Особую роль в религиозном воспитании старца сыграла его мать, великую любовь к которой он пронес через всю свою жизнь.
Когда Василию было восемь лет, родители взяли его с собой в Оптину, где он получил благословение старца Амвросия. Именно тогда ему было предсказано, что он станет подражателем и преемником по духу величайшего Оптинского старца.
После смерти отца и трех сестер Василий по благословению матери поступил в Оптину пустынь, где основным его послушанием стало клиросное. Позднее, на вопрос духовных чад, было ли какое искушение в монастыре, старец ответил, что было сильное искушение: «пять лет спать хотел, а потом привык». Василий застал в Оптиной великих ее старцев: прпп. Иосифа, Анатолия, Нектария, Варсонофия, - являвшихся наследниками духа прп. Амвросия. Юноша прожил здесь с 1897 по 1904 гг. На даровитого послушника обратил внимание о.Венедикт (Дьяконов), бывший секретарь и помощник прп. Амвросия. Когда архим. Венедикта назначили настоятелем Пафнутьева-Боровского монастыря, он попросил Калужского владыку о переводе Василия к нему на послушание регента. Прозревая в будущем монахе достойного продолжателя дела старчества, о. Венедикт постриг Василия 11 марта 1911 г. с наречением имени Амвросий. 1 мая 1911 г., на память прп. Пафнутия Боровского, о.Амвросий был рукоположен в иеродиакона, а ровно через год – в иеромонаха.
В мае 1923 г. монастырь был закрыт и о.Амвросий перешел служить в с. Иклинское. В 1930-1933 гг. он отбывал ссылку. Когда же в 1942 г. иклинский храм погиб, Господу угодно было определить батюшку в с. Спас-Прогнань, в ц. Преображения Господня. С 1 марта 1942 г. и до последних дней своей жизни великий старец молился в этом храме.
Известно множество случаев благодатной помощи и чудесных исцелений, происшедших по молитвам угодника Божия. Однажды один из глубоко уверовавших в старца людей приехал к нему с просьбой помолиться о смертельно заболевшей матери. Когда ему разрешили зайти в комнату старца, он застал батюшку лежащим на кровати в камилавке и в валеночках, глаза его были прикрыты. Постояв на пороге некоторое время, посетитель подождал, не изменится ли что-нибудь, но все было по-прежнему. Тогда, не желая беспокоить старца, приехавший поклонился и вышел. Уповая на Господа, он отправился домой. А через три дня на удивление всем его мать совершенно поправилась. Удивительна была эта встреча двух смирений, совсем обошедшаяся без слов.
Обычно о.Амвросий наставлял своих детей: «Не забывайте Бога, и Бог вас не забудет». Батюшка наизусть знал всю Псалтирь, имел особенную молитву к Царице Небесной.
Постриженица батюшки мать Афанасия вспоминала, что однажды «пришла странница, прошла по сторожке и говорит: «А я здесь открою монастырь». Я ее спрашиваю: «Мать, а ты кто такая есть?» А она так потянулась и отвечает: «Я? Я – Всемогущая» И вышла. А мне подумалось: кто же это был? Пошла за ней, а ее нет нигде». Как тут не вспомнить: «…К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей помощнице, сами себе и весь живот наш предадим …» Эти слова из молитвы Покрову Божией Матери, икона Которой находится справа от алтаря.
Под благодатный покров молитв старца собирались люди. Именно на такой основе внутреннего соглашения и сложился тайный женский монастырь в миру, игуменьей которого являлась духоносная старица схимон. Серафима, восприемница более 800 (!) монахинь. На совершение постригов в эти годы гонений на Церковь старец имел благословение двух патриархов – Московского и Иерусалимского.
Однажды, по некоему доносу, что он совершает монашеские постриги, к нему приехала женщина-инспектор. На ее вопрос, правда ли, что он это делает, батюшка ответил: «Всех постригаю, и из райкома тоже. Мать, тащи ножницы, сейчас постригать буду!» Господь так устрашил женщину этими словами, что она почти бегом покинула старца, с тем его и оставили в покое.
Понимая, как бывает тяжек жизненный крест болезней и скорбей, заменивший христианам последних времен строгость подвигов прежних христиан, старец был полон жалости к «малым сим». Он не налагал тяжелых епитимий. Двум сестрам на вопрос: «Батюшка, вот мы теперь монашки. Что нам теперь есть-то?» - ответил: «Все ешьте по-маленьку, только людей не ешьте».
Батюшка имел благословение отчитывать бесноватых. И даже после его смерти они рычат на могиле старца, но затихают его молитвами. У Господа нет случайностей: день кончины батюшки (15 окт. по н.ст.) совпал с празднованием сщмч. Киприана и мц. Иустинии, особенно подвизавшихся в подвиге против нечистой силы.
Один из батюшкиных чад (впоследствии иерей) как-то похвастался, что родился на Покров. На что старец с улыбкой заметил: «Родиться на Покров – это что? А ты вот умри в Покров!» Слова эти вспомнились ему, когда на второй день Покрова батюшки не стало. Он перешел в Жизнь Вечную 15 окт. 1978 г.
Сегодня Церковь вспоминает трагическое событие в истории нашего Отечества. В 1918 году в Екатеринбурге была расстреляна Царская семья и все, кто были вместе с ней. Невинно убиты были и взрослые, и дети. С самого начала это событие стало именоваться чудовищным актом. Находящихся в заключении, не пытающихся оказать сопротивление, без суда и следствия, решено было просто расстрелять. Расстреляны были царь Николай, царица Александра, невинные, совсем юный царевич Алексей и великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Расстрелян был и врач, повар, няня, расстреляны были и те, кто рядом находились, помогая им во время их тюремного заключения. Почему же это произошло?
Мы осуждаем тех, кто это сделал. Но давайте подумаем, были ли виновны только те люди, которые нажали курок. Да, у них была ненависть к царю, к Православию, к старой Православной России. У них, можно сказать, не было ничего человеческого в сердце. Почему говорю человеческого? Потому что человек создан по образу Божию и по Его подобию. Человеческое в человеке – это любовь, сострадание, это желание послужить ближнему. Пример этой человечности дал нам Господь наш Иисус Христос. Он показал нам, как должны жить люди – носители образа Божия. Когда к Нему привели женщину, пойманную в прелюбодеянии, Он ответил грозно для тех, кто обличал: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин 8,7).
Мы все знаем картину Поленова «Христос и грешница». Толпа разъяренная стояла, с камнями в руках, чтобы насмерть забить женщину. Они искушали Его, что Он скажет убить или нет? Евангелист передает, что Господь тихо сидел и писал что-то на песке, затем Он поднимает голову и говорит: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин 8,7). Тогда у тех людей заговорила человечность. Они не смогли поднять руку на грешницу. А эти в Ипатьевском доме… Грубо, среди ночи сгоняют спавших людей вниз, и никто не задумался – а он-то без греха? Принятое решение о расстреле не содержало обвинения, так убили: царя, за то, что он был царь, Александру Фёдоровну – зато, что она супруга царя и любила Россию, детей – за то, что они были дети царя, доктора, прислугу, за, что они лечили и помогали царской семье. А какое же в этом преступление? Они великое множество лишений приняли на себя почти за годовой период ареста. Их под конвоем перевозили с места на место, они со смирением переносили унижение, насилие, оскорбления, но они не отрекались от Бога, Христа, Пречистой Божией Матери. Они оставались верные России, не пытались сбежать из-под ареста, они хранили любовь к своему народу. Их не просто расстреляли. Когда Христа распяли, Пилат разрешил взять тело для погребения, а здесь увезли на машинах тела, чтобы скрыть свое преступление; сбросили в шахту и облили тела убиенных кислотой, чтобы замести следы своих злодеяний. Какая бесчеловечность! Даже по человеческому закону, по любому государственному закону, умерших надлежит предать земле – любым чином: у Советов свой, а у верующих людей свой чин - сопровождаемый молитвой. Здесь даже этого не было сделано. Какая же ненависть была у людей! Причиной были не сами эти люди, а забвение нашим народом Бога. Православная Русь тогда, на рубеже XIX-XX веков, уже забывала своего Творца и Искупителя.
В своих воспоминаниях о том времени княгиня Урусова, которая весь этот период пережила в Ярославле, рассказывает, как придя в марте 1917 года в храм, она ужаснулась. Перед службой вышел священник и прочитал Манифест царя об отречении от престола. Все, говорит княгиня Урусова, «начиная от священника, торжествовали, радовались и приветствовали этот приговор России, поздравляя друг друга. Я же горько плакала». Она переживала за Россию, за народ. Почему такое случилось? Она также передает события уже после октября и говорит: «Те, которым мы все время помогали, кто были нашими друзьями, кому муж мой постоянно оказывал поддержку, стали врагами, и у них было одно желание, о котором прямо говорили: «Вас всех вешать надо». И уже в 1918 году этот священник подошел к ней и сказал: «Знаете, когда я читал акт об отречении Государя, то увидев Вас плачущую, я поразился и подумал: «Вот странный человек, не только не отдается общей радости, а еще заливается слезами. Теперь я понял Вас и как заплакал бы вместе c Вами». На что она ответила: «Теперь Вы одумались, а прошел всего один год; увидите, как будете плакать дальше». Тогда уже были погромы, тогда священство уже расстреливали. В январе уже был расстрелян митрополит Киевский Владимир, епископ Тобольский Гермоген. Всего в течение первого года после революции было расстреляно 13 архиереев.
И мы вспоминаем сегодня свв. страстотерпцев. Каким тяжелым для них было время советского заключения. Сообщение о происходящем в стране доходили до них, и они переживали за Родину и ее народ. Царственный страстотерпец отрекся от престола без сопротивления, а его арестовали и в течение более года держали в заключении, возили по России, но не знали, как им расправиться с Помазанником Божиим. Но жажда крови сказалась. Ночью в подвале Ипатьевского дома их всех расстреляли. Свершилось, зло одержало верх над добром. Россия расправилась со своим Помазанником, она в ту ночь потеряла свою голову, и причем, сделала это своими руками. Святые страстотерпцы во всем полагались на Бога. Один из священников, который незадолго до расстрела исповедовал всю семью, написал: «Я впервые в жизни слышал такую исповедь от детей. Каждое слово пронизано чувством покаяния, веры, любви. Их смиренность, их послушание, их верность Богу чувствовалась в каждом перечисленном ими грехе. Осознание греха я чувствовал в их слове. Дай Бог, чтобы все наши дети так приступали к исповеди и такую имели веру». Эти слова были написаны уже после расстрела царской семьи, священником, который, вероятно, последним беседовал с детьми, а это были отроковицы и отрок. Священника поразило их понимание греха, понимание исповеди и отношение к этому Таинству.
Мы живем в спокойное время, так называемое спокойное время – можно открывать храмы, можно придти в храм помолиться, можно на работе перекреститься и попросить помощи Божией, можно в школе перед началом урока осенить себя крестным знамением, прочесть даже короткую молитву, можно осенить себя крестным знамением в дороге и попросить, чтобы Господь уберег нас. Но делаем ли мы это? Нет. У нас вера как бы кратковременная, на два часа нашего нахождения в храме, а уходим из храма - забываем, что были в этом святом месте. Встретим друзей, начнем с ними болтать, и о Боге им ни слова не скажем. А молодежь сразу после службы погружается в интернет и уходит в виртуальный мир общения, но не с Богом, а порой с неизвестными людьми на каком-то ломаном языке.
В наши дни наша молодежь даже стесняется говорить на чистом русском языке. Почему это? А ведь русский язык основан на славянском языке, освященном молитвой. Священное Писание на нашу землю принесено на славянском языке, мы к Богу обращаемся на славянском языке, литургия совершается на славянском языке, мы к Богу обращаемся на славянском языке. Когда в храме читается Евангелие, Господь к нам обращается тоже на этом благословленном языке. Почему же народ оторван от этого святого благословенного языка, освящавшего жизнь многих поколений наших предков, ведь на нем молились и преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий Радонежский и Серафим Саровский, Пафнутий Боровский и Тихон Калужский и многие другие?
Мы должны ценить наше духовное и культурное наследие, которое сформировано на протяжение многих веков нашими предками. Но наша молодежь предпочитает какой-то «албанский»? Язык, уродливый, искажающий смысл слов, преднамеренно коверкающий сами слова. Почему так происходит? Почему мы взрослые к этому безразличны? Почему не отстаиваем чистоту языка, не учим молодое поколение правильно говорить на родном, красивом, богатом языке, на котором говорили святители, на котором писали свои произведения наших великих писателей? Своим безразличием мы отказываемся от своего прошлого. Ведь в 1917 году провозгласили лозунг: «Мы старый мир до основания разрушим, а затем, мы наш, мы новый мир построим». Мир без Бога. Почему мешал им, отказавшийся от царства, страстотерпец Николай? Он был помазанником, и вот это им покоя не давало. Он был носителем благодати, и это их раздражало.
Давайте взглянем, как проходило строительство нового мира. Действительно, начали уничтожать все, что связано было со старой святой Русью. Стали грабить храмы и монастыри, стали уничтожать тех, кто трудом заработал свое состояние, людей, которые любили Россию. Но ограбив церкви, на этом их злоба не остановилась – им мешали на храмах кресты. Стали скидывать кресты, и тоже не остановились - стали скидывать колокола. Это было не только в 20-30-е года, калужский горком постановил в 1961 году запретить колокольный звон в храмах, и это поддержала областная власть. Везде запретили церковные звоны, которые якобы мешают рабочему классу, пугали детей. А 60-е годы были совсем недавно, многие здесь стоящие помнят это время. Потом якобы закончилась хрущевская пора, «якобы» я скажу, а в каком году в калужской области был закрыт последний храм – в 1978 году был закрыт храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в с. Истомино. Это было всего 30 лет назад, Но, на этом не закончилось.
Мы интересуемся, какие есть телепередачи, радуемся, когда появляется новая православная программа по телевидению или по радио, и вдруг она исчезает. Я скажу Вам, приходится много отстаивать, чтобы велась та или иная православная передача, но незаметно для нас исчезают они из программной сетки. Если мы вспомним, какие были православные радио-телепередачи в 90-х годах – сейчас их нет. Вначале начинают ставить телепередачу специально в неудобное время, хороший фильм показывают ночью, а в так называемый «прайм тайм», показывают фильмы про насильников, убийц, наркоманов и т.д., которые содержат сюжеты, разрушительные для семьи и детей с духовной и нравственной точки зрения. А разве это не преследование Христа? Он призывает к нравственной чистоте, к крепким семейным устоям, трезвости жизни, чтобы не было насилия, а между людьми была бы любовь. А в этих фильмах и передачах глумятся над всем, что является святым. Он говорит «не прелюбодействуй», а там целый день говорят о прелюбодеянии и рекламируют это. При том на Западе уже разрабатываются пособия для ведения такого образа жизни для детей с 12 лет, и это скоро к нам придет, если мы не скажем нет безнравственной жизни, потому что очень много аморального, растлевающего, что появляется на Запад, скоро проникает в жизнь нашей молодежи. Подобные атмосфера и антихристианские настроения, где не было места Богу, была в нашей стране в 1917 году. И тогда княгиня Урусова пишет: «Все с радостью восприняли – царь отрекся от престола». Она шла со слезами, а город ликовал, но уже через год после этого события город расстреливали. Репрессиям подверглись и духовенство, и интеллигенция, купечество и зажиточное крестьянство, люди разных сословий национальности. На этом фоне и пострадал царь Николай и всё его семейство.
Сейчас мы живем спустя 90 лет после этого события, дай Бог, чтобы этого больше не повторилось в нашей жизни, дай Бог, чтобы наша молодежь обрела веру, дай Бог, чтобы народ жил по Евангелию. А что для этого нужно? Мы считаем себя православными. А где же наша любовь, где исполнение нами заповедей? Какая первая заповедь? «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею», и «Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк 12:30,31). Если я люблю ближнего, могу ли я его осуждать, могу ли я над ним посмеяться, могу ли я пройти, не заметив, что он нуждается в моей помощи? Нет. Много можно задать вопросов «могу ли я?». Ответ один – не могу я это сделать: не могу осудить, не могу позавидовать, не могу научить его плохому, если я его только люблю, если я только выполняю заповеди. А что у нас получается? Осуждать – осуждаем, завидовать – завидуем. Вот почему, все так в нашей жизни происходит, любовь оказывается не действенной, она есть у нас только на словах. Если любовь не будет действенной в нас, не будет исходить из сердца, не будет охватывать наш разум и наше естество, то Россия опять придет в тоже состояние, что было перед революцией 1917 года. Сколько сейчас крещеных! А где они? Почему они не придут в храм и не прославят Бога? Вспомним, когда Христос исцелил 10 прокаженных, все исцелились, но только один самарянин вернулся поблагодарить Бога. Число 10 символизирует полноту – все мы в купели Крещения исцеляемся, но только малая часть приходит поблагодарить Бога. А остальные где?
Мы сегодня уйдем из храма, вернемся в свои дома, в свой круг жизни и общения, мы должны не забыть, что были сегодня в храме. Когда я был в школьном возрасте, мама мне всегда говорила: «Из храма – никуда не ходи. Иди домой, и благодать, которой ты приобщился, неси в свой дом!» Почему бы нам не придти после службы домой, почитать Евангелие, родителям побеседовать с детьми о жизни царственных страстотерпцев, продолжить это единение с Богом. Так мы должны сохранять верность и любовь ко Христу.
Господь сказал: «Непрестанно молитесь». Это также очень важно в нашей жизни, мы должны перед всяким делом прочитать хотя бы короткую молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!». Или молитву Божией Матери: «Богородице Дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с Тбою! Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Это не долго – обратится к Богу с молитвой. Почему нет у нас этого правила? В начале надо себя, конечно, принуждать. Если будем себя принуждать, потом это станет естественной потребностью для нас. Перед едой прочитать «Отче наш», не механически, а сердцем. А задумываемся ли мы, что читаем? Не прочитать надо молитву, а вымолить молитву надо. Это наши слова, обращенные к Богу, они должны изнутри исходить, а не просто на устах оставаться. Это надо начинать делать с юного возраста, учить детей и внуков.
Давайте будем жить по вере, жить по любви, и чтобы вера и любовь руководили нами. С Праздником вас поздравляю!
2024 |
Ноябрь |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.