Положение о богослужебно-иерархических наградах Русской Православной Церкви
I. ПРЕАМБУЛА
Богослужебно-иерархические награды Русской Православной Церкви являются формой поощрения духовенства и монашествующих за понесенные труды и заслуги перед Православием — в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах.
II. О БОГОСЛУЖЕБНО-ИЕРАРХИЧЕСКИХ НАГРАДАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Богослужебно-иерархические награды служат для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя о достойном прохождении ими церковного служения.
Богослужебно-иерархическими наградами являются:
В соответствии с градацией награды вручаются в строгой последовательности. Существуют награды для епископата, священства и диаконства. Награждение священства и диаконства производится правящим епархиальным архиереем либо по его благословению викарным архиереем. При возложении иерархических наград архиерей возглашает: «Аксиос».
Награды клириков в форме богослужебных отличий определяют иерархическое место священнослужителя во время богослужения при соборном служении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии, при условии, что ни один из клириков не занимает должности в общецерковном или епархиальном руководстве.
III. БОГОСЛУЖЕБНО-ИЕРАРХИЧЕСКИЕ НАГРАДЫ ЕПИСКОПАТА
Последовательными наградами для епископата являются:
Возведение в сан архиепископа и митрополита производится по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
При возведении в сан архиепископа награждаемому даруется право ношения креста на клобуке, а при возведении в сан митрополита — право ношения белого клобука с крестом.
Правом ношения второй панагии обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины.
Кроме того, правом ношения второй панагии в пределах своего канонического удела может быть удостоен по решению Патриарха за особые заслуги выдающийся иерарх Русской Православной Церкви.
Патриаршая панагия является одной из высших наград Русской Православной Церкви, которой могут быть удостоены Преосвященные архипастыри в исключительных случаях, за особые заслуги перед Церковью. Награждение производится по воле и указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, независимо от выслуги лет и предшествующих наград.
Правом преднесения креста за богослужениями обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины (в пределах Украины).
Правом преднесения креста за богослужениями могут быть удостоены в качестве высшей иерархической награды, в пределах своих уделов, митрополиты, обладающие правом ношения двух панагий. Награждение производится по воле и указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
IV. БОГОСЛУЖЕБНО-ИЕРАРХИЧЕСКИЕ НАГРАДЫ ПРЕСВИТЕРОВ
Последовательными наградами для священства являются:
Последовательными наградами для диаконства являются:
Монахини, назначенные Священным Синодом настоятельницами монастырей, возводятся в игуменское достоинство с вручением посоха и возложением наперсного креста. В случае оставления ими должности они не имеют права ношения наперсного креста и использования посоха, но за ними оставляется достоинство игумении в память о понесенных трудах.
За особые заслуги указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси игумения или монахиня может быть удостоена права ношения наперсного креста и креста с украшениями. Право ношения креста, возложенного в качестве персональной награды, сохраняется пожизненно.
В исключительных случаях, по инициативе и указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, независимо от выслуги лет и предшествующих наград, игумении могут быть удостоены правом ношения Патриаршего креста. При этом Патриарший крест носится в качестве второго креста.
Жезл служит знаком власти над подчиненными и законного управления ими. Архипастырский жезл является внешним отличительным знаком архиерейского сана. Архипастырский жезл имеет также сулок (четырехугольный плат). Разновидностью жезла, используемого вне богослужения, является посох. Патриарший жезл является внешним отличительным знаком патриаршего сана. В пределах Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси использует за богослужением жезл без сулка и входит с ним в алтарь через царские врата. То же право имеет Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви.
При посещении Святейшим Патриархом Московским и всея Руси епархий Русской Православной Церкви епархиальный архиерей данной епархии имеет право использовать жезл и посох в присутствии Святейшего Патриарха. Во всех других случаях архиереи Русской Православной Церкви не используют жезл и посох в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
При проведении общецерковных мероприятий, возглавляемых Святейшим Патриархом или с его участием, жезл за богослужением и посох вне богослужения использует только Святейший Патриарх, а в его отсутствие (или если он не совершает богослужения) — первенствующий (совершающий богослужение) архиерей. Викарные архиереи не используют жезл при служащем епархиальном архиерее и посох в присутствии епархиального архиерея.
Если богослужение или мероприятие проводится не в Патриаршей епархии или ставропигиальных обителях, во время соборного служения, в отсутствие Патриарха, жезл используют первенствующий иерарх и епархиальный архиерей, а вне богослужений каждый архиерей может использовать посох.
Настоятели (наместники) и настоятельницы монастырей имеют право использовать деревянный игуменский посох по должности, в пределах своей обители. В случае оставления должности настоятель (наместник) или настоятельница не имеет права использовать игуменский посох.
Во время архиерейского богослужения сослужащие настоятели (наместники) не имеют права использовать игуменский посох, равно как и в присутствии архиерея — вне богослужения. Последнее относится также к настоятельницам монастырей. Наместники не могут использовать посох во время богослужения и в присутствии епархиального архиерея — священноархимандрита данной обители. Настоятель (наместник) может использовать игуменский посох при совершении богослужения в присутствии молящегося в храме, но не совершающего богослужения архиерея, не являющегося священноархимандритом данной обители.
Решение о награждении для иереев: набедренником, камилавкой и наперсным крестом, а для диаконов: двойным орарем находится в компетенции епархиальных архиереев.
По всем остальным наградам епархиальные архиереи подают ходатайства о награждении достойных клириков и настоятельниц женских монастырей Святейшему Патриарху.
Сведения о награжденных в течение года набедренником, камилавкой и наперсным крестом указываются в годовых отчетах епархиальных архиереев, подаваемых Святейшему Патриарху. В случае сокращения установленных межнаградных сроков по этим наградам в отчете указываются причины сокращения.
Ходатайства епархиальных архиереев о представлении к наградам должны быть направлены Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси до начала Великого поста. Списки оформляются по указанной форме (таблица 1) и подписываются епархиальным архиереем. На каждого клирика, представляемого к награждению саном протоиерея (для монашествующих — палицей) и митрой (для монашествующих одновременно с саном архимандрита), прилагается послужной список с характеристикой за подписью епархиального архиерея (в одном экземпляре). Награждения производятся к празднику Пасхи.
Таблица 1
№ | Сан, Ф.И.О. |
Место служе-ния |
Дата рожде-ния |
Даты рукопо- ложения в священ-нический и диаконский саны |
Образо-вание | Все богослу- жебно-иерархи-ческие награды с годами их получения |
Имеющиеся общецерко-вные ордена и медали с годами их получения |
Испраши-ваемая награда | Основание для предста-вления к награде |
Представление к внеочередным наградам подается отдельным рапортом с обоснованием причин сокращения установленных межнаградных сроков. Межнаградные сроки могут быть сокращены при назначении клирика на требующую того должность либо за особые церковные заслуги.
В случае рукоположения протодиакона в пресвитерский сан епархиальный архиерей по согласованию со Святейшим Патриархом может возвести его в сан протоиерея при хиротонии.
В определенных случаях, вне зависимости от лет выслуги, права ношения митры и возведения в сан архимандрита с возложением митры могут быть удостоены клирики, призванные к исполнению определенных должностей в общецерковных структурах Русской Православной Церкви (ключари Успенского собора Московского Кремля и Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя, настоятель Богоявленского кафедрального собора, наместники лавр и ставропигиальных монастырей, председатели Синодальных отделов).
Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной миссии имеет право ношения митры с крестом и использования жезла с сулком.
Выпускники духовных учебных заведений, имеющие положительную характеристику от администрации и успешно окончившие полный курс обучения, могут быть удостоены епархиальным архиереем следующих наград:
То же правило распространяется на лиц, рукополагаемых в священный сан после окончания духовных учебных заведений или после защиты кандидатской диссертации.*
Лица в пресвитерском сане, защитившие диссертацию на степень доктора богословия, удостаиваются Святейшим Патриархом награждения докторским крестом. То же касается и лиц, имеющих степень доктора богословия и принимающих иерейский сан. Докторский крест не может использоваться при или вне богослужений в качестве второго креста.
* По вступлении в силу трехступенчатой системы духовного образования бакалавры богословия могут быть награждены правом ношения набедренника, магистры богословия — камилавки, кандидаты богословия — наперсного креста.
2024 |
Ноябрь |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.