Главная   Новости   Общецерковные новости   Под председательст...
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось заседание Президиума Общества русской словесности

Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось заседание Президиума Общества русской словесности21 марта 2018 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Президиума Общества русской словесности.

С инициативой создания Общества русской словесности выступил Президент России В.В. Путин, который предложил Святейшему Патриарху Кириллу создать и возглавить эту организацию. Общество русской словесности было учреждено в марте 2016 года на расширенном заседании Патриаршего совета по культуре. Состав Президиума был избран на I Съезде Общества русской словесности 25-26 мая 2016 года.

Перед началом заседания Президиума в Красном зале Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Кирилла прошло заседание Бюро Президиума Общества русской словесности. На заседании обсуждалась повестка дня заседания Президиума.

Участие в заседании Президиума Общества русской словесности приняли:

Л.А. Вербицкая, президент Российской академии образования, академик РАО, президент Санкт-Петербургского государственного университета, заместитель председателя Общества русской словесности;
епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре;
О.Ю. Васильева, министр образования и науки Российской Федерации;
И.А. Яровая, заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ;
О.П. Ткач, член Комитета Совета Федерации ФС РФ по регламенту и организации парламентской деятельности, генеральный директор «Олма Медиа Групп», ответственный секретарь Общества русской словесности;
Р.Г. Абдулатипов, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам гуманитарного и экономического сотрудничества с государствами Каспийского региона;
С.В. Аксенов, глава Республики Крым;
И.В. Баринов, руководитель Федерального агентства по делам национальностей;
С.И. Богданов, ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена;
Н.И. Булаев, заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
Р.Т. Бурганов, заместитель премьер-министра Республики Татарстан, министр образования и науки Республики Татарстан;
А.Н. Варламов, ректор Литературного института имени А.М. Горького;
А.В. Гусев, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации;
А.А. Донцова (Дарья Донцова), писатель;
Р.А. Дощинский, председатель Независимой ассоциации словесников;
Л.В. Дудова, председатель Координационного совета Ассоциации учителей литературы и русского языка;
О.Н. Зайцева, учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы № 2097 г. Москвы, заслуженный учитель Российской Федерации;
В.Н. Захаров, заведующий кафедрой классической филологии, русской литературы и журналистики Института филологии Петрозаводского государственного университета, президент Международного общества Ф.М. Достоевского, сотрудник Отделения гуманитарных и общественных наук Российского фонда фундаментальных исследований;
С.А. Зинин, профессор кафедры методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета;
Д.К. Киселев, генеральный директор российского международного информационного агентства «Россия сегодня», заместитель генерального директора Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании;
Н.В. Ковтун, профессор кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации Института филологии и языковой коммуникации Красноярского государственного педагогического университета;
Т.В. Кортава, проректор ― начальник Управления профессиональной ориентации и работы с талантливой молодежью Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова;
С.С. Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;
Н.М. Кропачев, ректор Санкт-Петербургского государственного университета;
Л.Л. Курамшина, учитель русского языка и литературы высшей категории общеобразовательной школы № 143 с углубленным изучением отдельных предметов Ново-Савиновского района г. Казани;
Н.С. Михалков, председатель Союза кинематографистов России;
Л.Л. Палько, генеральный директор издательства «Вече»;
Е.И. Пивовар, президент Российского государственного гуманитарного университета;
Ю.М. Поляков, главный редактор «Литературной газеты»;
А.Н. Привалов, научный редактор журнала «Эксперт»;
В.А. Садовничий, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова;
В.А. Тишков, академик-секретарь Отделения историко-филологических наук Российской академии наук и научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН;
А.В. Торкунов, ректор Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел России;
Л.А. Тропкина, директор лицея № 5 имени Ю.А. Гагарина г. Волгограда;
В.И. Узун, президент издательства «Просвещение»;
А.В. Федоров, заведующий кафедрой технологий интроскопии Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики;
Е.И. Хачикян, заведующая кафедрой литературы Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского;
В.И. Хотиненко, заведующий кафедрой режиссуры игрового фильма Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова;
С.А. Шаргунов, писатель;
К.Г. Шахназаров, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм»;
С.Л. Шумаков, директор и главный редактор телеканала «Культура»;
Е.Р. Ядровская, профессор кафедры образовательных технологий в филологии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена;
А.М. Ямалетдинова, декан филологического факультета Башкирского государственного университета;
Е.А. Ямпольская, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к членам Президиума со вступительным словом, в котором сообщил о состоявшемся заседании Бюро Общества русской словесности и представил повестку дня заседания.

В повестку заседания Президиума Общества русской словесности вошли следующие темы:

о деятельности Общества русской словесности в 2017 году; об итогах деятельности рабочих групп Общества русской словесности и задачах на 2018 год;
о создании региональных отделений Общества русской словесности;
об электронном периодическом издании Общества русской словесности.
Затем Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с докладом об основных итогах деятельности Общества русской словесности в истекшем году.

Далее выступила министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева, которая сообщила об утверждении доработанных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по русскому языку и литературе.

«Сохранение государственной независимости России зависит, как известно, не только от военных и технических средств, но и от воспитания граждан, которые обладают национально-культурной идентичностью и патриотическим гражданским сознанием, ― отметила она. ― Неслучайно русский язык и литература, наравне с отечественной историей, упомянуты в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Напомню, что она была утверждена Указом Президента Российской Федерации № 683 от 31.12.2015, я позволю себе ее процитировать: "Для решения задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования необходимо повышение качества преподавания русского языка и литературы"».

«Нужно держать на контроле целый комплекс традиционных вопросов: чему и как мы учим, на каких нормативных основаниях принимаем решения, что, как, с какой регулярностью проверяем, по каким учебникам учим, какие пути развития предметов видим в перспективе? ― продолжила О.Ю. Васильева. ― По этим и другим методологическим вопросам, мы вновь должны обратиться к стандартам, которые призваны решить многие сомнения и проблемы».

Министр образования сообщила, что сегодня состоялось заседание Совета Министерства образования и науки России по федеральным государственным образовательным стандартам, на котором была рассмотрена новая редакция ФГОС начального и основного общего образования.

«Нами была проделана очень большая и существенная работа, результатом которой явились усовершенствованные стандарты начального и основного общего образования. При этом не менялась их общая системно-деятельностная концепция, была сохранена структура и совокупность требований к результатам реализации основных образовательных программ, также особый акцент был сделан на воспитательной миссии школы», ― сказала О.Ю. Васильева, по словам которой «все стандарты, включая русский язык и литературу, были доработаны по ряду важнейших позиций».

«Были учтены оправдавшие себя принципы отечественного образования, такие как системность и целостность, приоритетность содержания обучения как основы формирования знаний и умений, единство образовательного пространства, о котором мы столько сегодня говорим. В свою очередь наличие ясной и конкретной содержательной составляющей создаст условия для единства образовательного пространства, для проведения объективного контроля за уровнем обучения на всех этапах школьного образования, а не только в выпускных 9 и 11 классах, что мы имеем на сегодняшний день», ― подчеркнула она.

Более подробно О.Ю. Васильева остановилась на стандартах по русскому языку и литературе.

«По литературе возвращена ясность с литературным материалом: здесь, возвращаясь к тому, о чем Вы говорили, Ваше Святейшество, нормативно, и я это подчеркиваю, закреплен "золотой канон" школьной литературной классики ― это корпус произведений, изучение которых в школе воспринимается всем обществом как культурная норма», ― добавила министр.

«Не только перечислены термины и понятия, но и названы писательские имена и произведения, лаконично очерчена изучаемая тематика и проблематика. При этом сохранено право учителя на собственные решения при составлении программ», ― заявила О.Ю. Васильева.

«Таким образом, на наш взгляд, стандарт ― это своеобразный "общественный договор", который адресован родителям, авторам учебников и программ, методистам, разработчикам контрольных измерительных материалов и всем, кто неравнодушен к системе образования. В документе такого уровня должна быть ясность по фундаментальным вопросам: чему учим, на какой результат рассчитываем, что является обязательной для всех частью образования, а где область для индивидуальных подходов», ― отметила министр.

«Позволю себе очень коротко выделить ряд позитивных результатов, которых мы достигли при разработке новой редакции, ― продолжила глава образовательного ведомства. ― В стандарте четко отражены государственные обязательства школы перед учениками и родителями. Детально сформулированные требования стандарта — помогать достичь определенного общественного консенсуса. Любой российский гражданин может ознакомиться с содержанием предмета и соотнести его с практикой изучением предмета в школе или с экзаменационными материалами, проверяющими соответствующие предметные требования. В случае смены школы четко обозначенный содержательный минимум по каждому классу облегчит каждому ребенку адаптацию в новом школьном учреждении. Внятность государственных требований к предметному содержанию влияет на качество учебников и учебных пособий, на их эффективность и, прежде всего, экспертизу».

По мнению О.Ю. Васильевой, «закрепленность предметного содержания на конкретном классе позволит проводить различные мониторинги качества образования, выявить проблемы и содействовать их решению».

«Важно не накануне, а задолго до итоговой аттестации выявить те "проблемные зоны", которые влияют на качество знаний по каждому предмету», — считает министр образования.

«Новый стандарт ― это результат работы не узкой группы, в разработке новой редакции стандарта принимали участие 300 специалистов из Российской академии наук, Российской академии образования, десятки наших замечательных экспертов. Мы прошли экспертизу РАН, прошли широкое общественное обсуждение, и впервые обсуждали эти вопросы с детьми, участниками регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Я выражаю уверенность в том, что обновленный документ будет содействовать дальнейшему плодотворному развитию всего отечественного образования», ― заключила О.Ю. Васильева.

Далее состоялось обсуждение доклада министра образования и науки РФ. В ходе дискуссии, в частности обсуждались вопросы комплектования школьных библиотек книгами, взаимодействия писателей и ученых со школами.

Святейший Патриарх Кирилл во время обсуждения отметил, что жизнь современного российского общества во всех важнейших сферах должна выстраиваться с учетом мировоззренческих и ценностных основ российской цивилизации. «Ценностные приоритеты нашей многонациональной цивилизации ― это то, на чем сегодня должно строиться наше законодательство, наша внешняя и внутренняя политика, ― подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. ― Идея справедливости, правды ― это наша духовная культурная национальная идея».

«Ценности в школе формируются в том числе через изучение литературы, ― уверен Святейший Владыка. ― Когда мы говорим о стандартах преподавания литературы, речь идет о самом главном, о чем-то, что выходит за границы школы, что формирует наш национальный профиль».

С сообщением о деятельности Общества русской словесности в 2017 году выступила заместитель председателя Общества Л.А. Вербицкая.

«Члены Общества активно участвовали в деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку, ― сообщила она. ― Мы приняли непосредственное участие в разработке Концепции Программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ. Концепция утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 июля 2017 года».

«В марте прошлого года на Президиуме было принято решение об объединении усилий по возвращению русской классики в пространство духовной жизни молодого поколения, обеспечению преемственности базовых ценностей русской культуры и русской идентичности. И этому активно содействовал наш "Пушкинский союз"», ― рассказала Л.А. Вербицкая.

Была продолжена работа по разработке Концепции языковой политики РФ, инициированной решением Президиума Общества русской словесности. Члены Общества участвовали в работе VI Санкт-Петербургского международного форума, в рамках которого провели заседание секции «Литература и чтение», организовали программу для школьников «Литературное творчество» на базе образовательного центра «Сириус» в Сочи.

«Успешность деятельности Общества русской словесности в значительной степени зависит от опоры и поддержки в регионах. Поэтому создание региональных отделений Общества ― это очень важный инструмент сохранения и развития позиций русского языка в современной России. Итог этой работы ― принятие решений на состоявшемся сегодня заседании Бюро Президиума о создании десяти региональных отделений Общества русской словесности», ― заявила Л.А. Вербицкая.

Также заместитель председателя Общества русской словесности сообщила о деятельности рабочих групп. Сейчас в Обществе русской словесности действуют следующие рабочие группы: по совершенствованию нормативно-правового регулирования языковой политики в Российской Федерации; по разработке механизмов независимой экспертной оценки учебников, учебно-методических комплексов, словарей; по координации и экспертизе инициатив в сфере содержания школьного филологического образования; по развитию программ поддержки чтения; по разработке критериев и порядка комплектования библиотек образовательных организаций; по разработке проекта концепции подготовки учителя-словесника, его профессиональной аттестации и курса «Русская словесность» для педагогов дополнительного образования; по экспертизе и внедрению полилингвальной модели филологического образования; по подготовке предложений по продвижению русского языка и культуры за рубежом; по организации работы региональных отделений.

Далее выступил ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, который предложил при участии МГУ и ведущих вузов проводить съезды учителей русского языка и литературы.

Ректор МГУ также предложил организовать молодежную секцию Общества русской словесности, в работе в которой смогут принять участие молодые специалисты, студенты и, может быть, школьники.

По вопросу о создании единого учебника по русскому языку выступила директор общеобразовательной школы № 1520 имени Капцовых г. Москвы, учитель русского языка и литературы В.В. Кириченко.

О деятельности «Пушкинского союза», созданного по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и по решению Президиума Общества русской словесности, рассказал председатель Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон.

Задача проекта ― «максимальное сохранение, поддержка и продвижение отечественного культурного наследия, популяризация и поддержка, в первую очередь среди молодежи, творческих начинаний, которые продолжают лучшие традиции классической русской культуры и искусства, поддержка начинающих режиссеров, художников, архитекторов, музыкантов, литераторов, работающих в направлении продолжения классической культуры или популяризации классической культуры».

По словам архиерея, одной из целей «Пушкинского союза» станет «организация мероприятий, ориентированных на повышение привлекательности для молодого поколения объектов национального и культурного наследия, поддержка культурных, образовательных и литературных программ, направленных на поддержку и популяризацию классической культуры и искусства в традиционной их интерпретации».

«Это не значит, что нужно останавливаться только на каких-то совсем уж приевшихся, "замшелых" интерпретациях, нет. Диапазон может быть достаточно широкий, но он не должен выходить за рамки той идеи, которую несет автор. Это не должно быть кощунством и тем более не должно быть искажением», ― отметил епископ Тихон.

«Особенно важно подчеркнуть, что через весь комплекс нашей работы проходит цель поддерживать и укреплять у молодежи ощущение себя неотъемлемой частью истории своего народа», ― заявил председатель Патриаршего совета по культуре.

Епископ Тихон также рассказал о совместном с Министерством образования и науки и Министерством культуры театральном проекте.

«Мы говорили о том, что школьники мало читают, что фильмов, основанных на произведениях русской классики, слишком мало. Были предложения по поводу театральных постановок. У нас есть такой инструмент как тюзы (театры юного зрителя. ― прим. ред.), существующие в каждом большом городе. Уже достигнута договоренность, и приняты решения о субсидировании новых постановок, финансовой поддержке тюзов по школьной программе для всех возрастов школьников, ― сообщил председатель Патриаршего совета по культуре. ― Суммы, выделенные Министерством культуры, значительны. Это 700 миллионов рублей в год. Это серьезная поддержка, которая даст возможность в тюзах школьную программу иллюстрировать в постановках».

«С Министерством образования есть договоренность, что оно берется обеспечить походы в театры на классические произведения и постановки не менее трех раз в год всех школьников. То есть тюзы ориентируются на школьную программу, ― продолжил владыка. ― В тех населенных пунктах, — деревнях, небольших городах — где таких тюзов нет, будут организовываться гастроли. 100 театров будут ездить с гастролями по этим небольшим городам, а в небольших деревнях, куда они не доедут, мы готовим кинопоказы лучших театральных постановок по детским программам. Таким образом дети смогут посмотреть произведения, которые они изучают, на больших экранах».

Также в планах ― фестиваль лучших театральных постановок для детей по произведениям русского классического репертуара среди школьных, студенческих и обычных театров.

«Буквально только что согласована с Министерством финансов правительственная премия за классические постановки, постановки классики по лучшим произведениям, входящим в школьную программу, в трех возрастных номинациях», ― поделился новостью епископ Тихон.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поддержал предложение епископа Тихона: «Сама идея привлечь тюзы к тому, чтобы они работали в соответствии со школьной программой по литературе, — хорошая идея. Только очень важно, чтобы постановки в своей интерпретации содержания не впадали в крайность, когда остается название, а содержание полностью извращается».

С докладом о деятельности региональных отделений Общества русской словесности выступил руководитель соответствующей рабочей группы Ю.П. Зинченко.

С сообщением по заключительному вопросу повестки дня «Об электронном периодическом издании Общества русской словесности» выступил ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена С.И. Богданов.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Последние новости

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика