Мероприятие проводилось на выставке «Радость Слова» в рамках работы Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.
В конференции приняли участие Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви Митрополит Калужский и Боровский Климент, Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, Епископ Белёвский и Алексинский Серафим, помощник Председателя Издательского совета Русской Православной Церкви доктор исторических наук Д.М. Володихин, знаменитый поэт Ю.М. Кублановский. С приветственным словом к собравшимся обратилась Т.Н. Столярова, начальник Управления по культуре и туризму города Тулы.
С докладами и репликами в рамках дискуссии выступили деятели культуры: председатель правления Калужского отделения Союза Писателей России В.Ф. Терёхин, заместитель директора музея-заповедника «Поленово» Н.Н. Грамолина, заместитель директора музея-заповедника «Куликово поле» А.Н. Наумов, директор Тульской библиотечной системы О.А. Калинина, член Правления Тульского отделения Союза художников России С.И. Дорогань, член правления Тульского отделения Союза Писателей России В.Н. Савостьянов.
Конференцию открыл Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий. Поприветствовав собравшихся, владыка Алексий рассказал о том, сколь значительную работу ведет духовенство митрополичьего округа сфере культуры. Добрым словом помянул он конструктивное отношение местных властей к проектам Церкви в этой области. На Тульской земле, по его словам, Церковь пребывает в состоянии не прерывающегося сотрудничества с представителями творческих профессий, особенно с сотрудниками музеев, библиотек, а также союзов писателей и художников России.
В пленарном докладе Митрополит Калужский и Боровский Климент, в частности, сказал: «В наши дни культура изменяется стремительно. Что ни день, то новые имена, новые явления, новые платформы. Если бы в конце 80-х или начале 90-х некому писателю, художнику, ученому рассказали бы, какою будет сегодняшняя культура, он бы просто не поверил. Слишком большие произошли изменения, их просто невозможно было себе представить. И темп этих изменений нарастает. Думаю, вряд ли кто-нибудь может сейчас предсказать, в каком мире мы будем жить лет через десять-пятнадцать, и какая культура у этого мира будет. Какие-то явления просто отомрут, исчезнут, появится нечто новое. А Церковь живет иначе. Она устроена на основах, которые нельзя считать ни старыми, ни новыми, поскольку они – вечные. И поэтому Церковь не может менять их вместе с модами сегодняшнего дня. В угоду быстрому течению времени она не будет изменять ни догматы, ни каноны, ни, тем более, Священное Писание. В то же время, Церковь способна выработать отношение к магистральным тенденциям в современной культуре. Мы далеки от того, чтобы огульно отрицать всё новое, но столь же далеки и от того, чтобы без разбора принимать и одобрять любые новшества. Необходимо всестороннее изучение нынешнего состояния культуры, и уже только после того, как эта работа будет проведена, Церковь сможет совершить обоснованное высказывание на этот счет. Поэтому Комиссия межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации проводит цикл конференций в Москве и по регионам. На этих конференциях проводится обсуждение темы «Церковь и современная культура» с представителями творческих профессий: писателями, деятелями искусства, учеными, профессорами вузов. Сегодня мы с Вами собрались как раз для того, чтобы провести подобного рода дискуссию.
Русская Православная Церковь всегда высоко ценила диалог с представителями творческой интеллигенции. Русская цивилизация – это цивилизация Книги, цивилизация Слова, и Слово это имеет небесное происхождение. Православие – религия, неизменно поддерживающая высокий идеал творчества как раскрытия дара Божьего в человеке. Церковь на протяжении всех веков своего существования с огромным вниманием относилась к сообществу творческих людей. Церковь прислушивалась и прислушивается к их надеждам и тревогам. Поэтому для Церкви важно услышать из уст творческих людей России взвешенные оценки современного состояния культуры. В сущности, мы обращаемся к вам для того, чтобы услышать коллективное экспертное мнение от множества людей, которые пребывают на лоне культуры в силу своих профессиональных занятий и творческого горения.
Можно прямо сказать, что Церковь встревожена некоторыми явлениями и тенденциями, наполняющими современную культуру. Это, прежде всего, торжество культуры массовой, каждодневно льющейся с экранов телевизоров и компьютеров широким потоком, и культуры высокой, которую создают творчески одаренные люди и для понимания которой необходим мощный образовательный фундамент. Однако ценность образования, помимо некоторых, чисто практических его элементов, всё чаще ставится под сомнение. Так же как и ценность фундаментальной науки, поскольку она неспособна приносить ощутимую прибыль прямо сейчас или же завтра-послезавтра, хотя фундаментальный задел на будущее может оказаться жизненно важным для России. Другой повод для опасений, это отход творческого человека от нравственных императивов. Далеко не всякий писатель, ученый, кинематографист и так далее – вы можете продолжить за меня – держит в сердце своем понятие «грех», далеко не каждый осознает, что помимо законов земных над каждым из нас будет совершен суд Божий. Отсюда – безмерная коммерциализация культуры. Иначе говоря, превращение плодов творчества почти исключительно в товар, который надо «продать», «продвинуть», «распиарить». Церковь считает необходимым постоянно находиться в диалоге с творческой средой. А именно с людьми, постоянно создающими нечто новое или же сохраняющими для широких масс механизмы воспитания через высокую культуру, через блистательные достижения наших предков. Мы дорожим этим диалогом и высоко ценим его. Поэтому в рамках конференции предполагается обсудить вопрос о том, какого духовного окормления хотели бы творческие личности от Русской церкви, помимо того, что может дать приходской священник. Это значит: какими мерами следует укреплять диалог между Церковью и людьми науки, искусства, литературы, дабы они постоянно находились в творческом соработничестве, симфонии; какие духовные и интеллектуальные угрозы современный социум рождает для творческого человека и как Церковь ему может помочь в избавлении от этих угроз. Церковь надеется, что подлинно творческая личность в современной России, особенно если это воцерковленный человек, не откажется постоянно прикладывать усилия в утверждении христианской этики на пространстве социума наших дней, зараженного всеми соблазнами массовой культуры. Церковь будет рада обрести себе в творческой среде одаренных помощников, -- таких, какими были в старину Андрей Рублев и Иван Федоров».
Ю.М. Кублановский высоко оценил инициативу Церкви к совместному служению с творческой интеллигенцией. Он подчеркнул, что одной из важнейших причин революционного катаклизма вековой давности стало расхождение между Церковью и интеллигенцией. Сейчас, возможно, Россия окажется крепче перед лицом подобного рода угроз, поскольку наметилась тенденция к сотрудничеству интеллигенции и Церкви. Интеллигенция ищет, по его словам, «культурного окормления от Церкви».
Д.М. Володихин сделал доклад, широко представляющий исторический аспект диалога, который веками велся между Русской Церковью и творческими личностями. Одним из важных выводов, сделанных в докладе, было обоснованное утверждение, согласно которому взаимосвязь между Русской Церковью и творческой средой в искусстве, науке, литературе сегодня заметно прочнее, чем это было столетие назад, в эпоху катастрофических социальных потрясений, и даже ранее, за двадцать, тридцать, пятьдесят лет до рокового 1917 года.
Н.Н. Грамолина остро обозначила ряд проблем. В частности, она выразила уверенность, что священника надо как можно больше допускать в школу, да и вообще к детям, к молодежи. При храмах, по ее словам, обязательно должны существовать если не воскресные школы, то хотя бы особые помещения, где ребенок мог бы обратиться за духовной помощью к священнику. Н.Н. Грамолина также призвала Церковь к совместной с творческими кругами борьбе против отказа от родного языка и повсеместной латинизации речи. «Сегодня стесняемся своего языка, а завтра будем стесняться своей веры», -- говорила она. Культуру нельзя, по ее словам, относиться к сфере услуг. Это неверное отношение: «Мы можем воспитать ложное отношение к культуре. Так дойдет до того, что и Церковь начнут считать "услугой"».
Многие участники конференции выразили уверенность в том, что между Церковью, творческими кругами и светской властью в сфере культуры налаживается плодотворное сотрудничество и взаимодействие. А В.Ф. Терёхин выразил уверенность в том, что «Православный писатель это всего не поиск преференций от Церкви, а постоянное сознание собственного недостоинства».
2024 |
Ноябрь |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.