Главная   Митрополит   Проповеди   Митрополит Калужск...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин): Таинство благочестияМитрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин):

Таинство благочестия

Сегодня великий двунадесятый праздник — Воздвижение Креста Господня. В этот день Церковь чествует Крест Христов, она вспоминает обретение в 326 году в Иерусалиме императрицей Еленой того Креста, на котором был распят Христос. Для христианина это особый, радостный праздник.

Однако некоторым людям христианское отношение к кресту трудно понять. С крестом у них ассоциируется некое страдание, отрицание, негатив. Например, о человеке, испытывающем трудности жизни, говорят — таков у него крест, а о людях, к которым утрачен интерес как к профессионалу, мы слышим: «На нем поставили крест».

Церковь же утверждает обратное: Крестом Господним наша жизнь возрождается, освобождается от подчинения греху и укрепляется в добродетели.

В беседе с Никодимом Христос уподобил свою смерть на Кресте древнему чуду (см. Ин. 3, 14), которое произошло во время странствования по пустыне еврейского народа. Для того чтобы избавить его от истребления, пророк Моисей по повелению Бога выставил на знамени медного змея. Всякий, кто смотрел на это изображение с верой, не умирал от змеиных укусов (см. Чис. 21, 4–9).

Так и Сын Человеческий избавил людей от вечной смерти, приняв крестные страдания и смерть. С тех пор Новый Прапор — распятый и воскресший Христос — исцеляет верующих в Него от смертоносного яда греха. Святитель Григорий Нисский писал, что мы имеем «одно врачевство от злых страстей — очищение душ наших, совершаемое таинством благочестия». Здесь речь идет не об одном из семи церковных таинств, а о христианском подвиге.

«Страдание же есть крест», — утверждает святитель Григорий. Для обретения человеком вечности, т. е. для спасения души необходим подвиг безропотного перенесения внешних скорбей и внутренней борьбы, которые в совокупности составляют жизненный крест христианина. В «таинстве благочестия» главным делом человека является «воззрение на страдание за нас Пострадавшего» — воплотившегося Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Через осознанное обращение к Христу христианин становится «неотзывчивым, мертвенным» по отношению к страсти и «неподвижным на всякий грех». Благодать защищает его он проникновения греха в его жизнь. Об этом же читаем в Псалтири на церковнославянском языке: «пригвозди страху Твоему (т.е. Божию) плоть мою» (Пс. 118, 120).

Более того, по объяснению святителя Иоанна Златоуста, Крест Христов побуждает человека к подвигам, помогающим не только избавиться от действия страстей, но и уподобиться Богу в добродетели. Для этого подвижнику одинаково необходимы испытания и помощь Святого Духа. Христианский аскетизм — бескровное мученичество исполнения евангельских заповедей — зиждется на любви к Богу и соединяет с Ним. Об этом сказал Сам Христос: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Только через постоянное воздвижение Креста Господня в своем сердце можно «исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3, 19).

Вот почему Церковь так чтит Крест Господень. Он — непобедимая победа наша над грехом, и только в Нем раскрывается подлинная жизнь христианина — постоянное воодушевляемый верою и любовью ко Христу подвиг евангельского благочестия.

Опубликовано: газета "Вечерняя Москва"

 

Последние новости

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика