На встречах с педагогическими коллективами, преподавателями воскресных школ, сотрудниками социальных центров был задан вопрос: «Готовы ли вы освободить ребенка от учебной нагрузки?». Из родителей никто не отвечает на этот вопрос согласием. Оказывается, что многие из них практически полностью избавляют ребенка от работы по дому — только чтобы учился.
Я всегда поддерживаю семьи, которые уделяют должное внимание образованию, но совершенную «свободу» от домашних дел понять не могу. Кто-то из родителей и других родственников говорит, что сам в детстве трудился немало, так пусть дети не перегружают себя. Другие считают, что дело ребенка — учеба в школе и дополнительное образование, а на все остальное не остается времени. В выходные дни сыновья и дочери «отдыхают». Под этими словами почему-то подразумевается, что ребенок не должен ничего делать.
Бывает, что сами родители предпочитают максимально упростить быт. Они покупают полуфабрикаты или заказывают готовую еду, чинят незначительные поломки усилиями нанятой бригады. В результате ребенок тоже привыкает к такой жизни. Когда он вырастает, то не умеет ничего делать собственными руками.
Помню один печальный пример распада молодой семьи. Причиной во многом послужил страх родителей перегрузить ребенка «бесполезной» информацией. Отец и мать девушки были из состоятельной семьи. Часто они обедали и ужинали в ресторане, домработница убирала квартиру. Девочку не обременяли знаниями по ведению домашнего хозяйства — единственной ее обязанностью была учеба.
Девушка выросла добрая, умная, талантливая, но не умела готовить даже элементарных блюд, следить за порядком. В итоге она окончила престижный вуз, получила специальность, познакомилась с хорошим молодым человеком и вышла замуж.
Молодые люди любили друг друга, у них было много общих интересов, только жить вместе не смогли. Хотя мужчина и имел достаточный заработок, но он понял, что не сумеет обеспечить супругу. Ежедневные походы в ресторан, постоянные визиты в квартиру домработницы, регулярная покупка новой дорогой одежды отнимали не только все средства, но и силы. После работы хотелось уюта и уединения, а приходилось идти ужинать в общественные места, постоянно видеть в доме посторонних людей. В семье молодой супруги было так всегда — она не могла привыкнуть к другому.
Родители хотели облегчить жизнь дочери, а получилось, что разрушили ее, приучили: «Это купим, за это заплатим...». Только современный мир непредсказуем. Нельзя быть совершенно уверенным: «Обо мне родные побеспокоятся, у меня будет хорошая зарплата». Как говорит апостол Иаков, мы не знаем, что случится с нами завтра. Ведь что такое жизнь? «Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4:14).
Когда человек сталкивается с трудностями, ему сложно мгновенно изменить привычки, перестроиться. Насколько верны в таком случае слова родителей: «Готовить, стирать, убирать жизнь научит»? Привыкание к физическому труду дается очень непросто. На это уходит длительное время.
Описанный случай перекликается с сюжетом стихотворения Николая Алексеевича Некрасова «В дороге». В нем описана ситуация, когда добрые дворяне взяли крепостную к себе на воспитание. Они приучили ее к легкому труду, дали образование, одевали и кормили как собственную дочь. Неожиданно старый барин умер, и девушку выгнали из хозяйского дома, выдали замуж за кучера. Тот жаловался:
«Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла — становилось
Инда жалко подчас...»
«При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет, как шальная...
Погубили ее господа...»
Когда читаешь эти строки, невольно проникаешься трагизмом ситуации, но еще тяжелее понимать, что подчас на такую же судьбу обрекают своих детей любящие родители.
Немало похожих случаев происходит и с мальчиками. Они растут с уверенностью, что при поломке необходимо вызвать мастера, и даже не имеют представления, как выглядят пассатижи, чем отличается разводной ключ от гаечного. В семье в результате возникает немало конфликтных ситуаций, поскольку супруг не умеет что-либо прикрутить, собрать, починить и т. д.
Труд подрастающего человека во благо семьи — значимая сторона воспитания и развития личности. Если есть опыт приготовления самых простых блюд, стирки хотя бы небольших вещей, уборки, ремонта мебели в подростковом возрасте, то эти умения помогут и во взрослой жизни. Практические навыки не будут лишними ни для одного человека, кем бы он ни стал. Если родители позаботятся о том, чтобы ребенок не боялся физической работы, а еще лучше, освоил какое-то дополнительное ремесло, он сможет сориентироваться в любой ситуации. Уверен, после он не раз с благодарностью вспомнит истинную заботу отца и матери.
Опубликовано: газета "Вечерняя Москва"
2024 |
Ноябрь |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.