Когда Господь постился в пустыне, Он, как сказано в Евангелии от Матфея, напоследок взалкал. Иногда в разъяснениях этого места встречаются неправильные выводы, указывая, что после сорокадневного поста Господь пришел в такую степень истощения, что Его непосредственное единение с Богом Отцом начало колебаться. Разумеется, это не так.
Единение с Богом Отцом не могло поколебаться в принципе, потому что во Христе две природы (Божественная и человеческая) и одна Ипостась (Божественная, которая и определяет, как поступить). Все связанное с постом — чувство голода, жажды и прочее — могло коснуться только человеческой природы Христа, но не Его Ипостаси.
Моисей в пустыне воздерживался от пищи сорок дней и получил от Бога откровение, так же постился и пророк Илия. Что же, Господь слабее их? Поступки любого человека определяются не его природой, а ипостасью. Если сказать проще, ипостась — это «кто», а человеческая природа — это «что» (она одинакова у всех людей). Ипостась обладает этой природой и всегда выбирает, как поступить. Поскольку во Христе Ипостась Божественная, то никаких колебаний в Нем быть не могло: Он всегда действовал в соответствии с волей Небесного Отца (см. Ин. 5:30).
Божественная природа всецело принадлежит каждой из трех Божественных Ипостасей. Нам же, людям, принадлежит только часть человеческой природы, потому что грех разделил ее единство. Каждый человек, каждая человеческая ипостась — Иван, Петр, Мария, Наталья... — обладают своей частью человеческой природы и управляют ею.
Цель Господа Иисуса Христа — воссоединить всех в Себе (ср. Ин.14:20), но она полностью исполнится только во Втором Пришествии Спасителя, а пока лишь отчасти осуществляется в Церкви. Но в реальной жизни и в Ней мы, в силу греховности, не имеем полноценного единства, к которому призваны. Несмотря на это, история сохранила много достойных примеров из жизни православных семей и монашеских общин, когда ежедневным трудом над собой и помощью Божественной благодати люди достигали такого взаимопонимания, становились так сплочены, что представляли как бы один организм.
Например, святитель Василий Великий писал о своем монастыре, что он видит в нем единство насельников по образу Святой Троицы. Каждый монах в нем делал все для общего блага, забывая о себе. Это поистине пример христианского самопожертвования, образец любви к Богу и ближним. Все мы призваны стремиться к такому же единству.
Апостол Павел сравнивает Церковь Христову с телом, а каждого из нас называет членом этого тела (ср. Рим.12:5; Еф. 5:30). Как в теле каждый член действует на благо всего тела, а не так, что рука хочет своего, а нога — своего, и никак им не договориться. В идеале так должно быть и в христианском сообществе. Но в жизни у нас нога тянет одеяло на себя, рука — на себя, а ухо вообще мерзнет. Поэтому Церковь называется также лечебницей, где мы должны получить исцеление. По крайней мере, мы, являясь ее членами, должны достичь этого. А врач у нас Один — Христос.
В какой мере каждому из нас удается исцелиться — это другой вопрос. Мы можем говорить об исцеленности Пресвятой Богородицы, угодников Божиих, ведь они достигли спасения. Те люди, которых мы видим рядом, с которыми общаемся, соприкасаемся в земной Церкви, все заражены вирусом греха, и Христос пришел на землю, чтобы исцелить нас. Как Он говорит, «не здоровые имеют нужду во враче, но больные», и Он пришел спасти не праведников, а грешников (Мк. 2:17).
Исходя из этого, Церковь особо призывает в дни Великого поста увидеть свои прегрешения, а не грехи ближнего. Подмечать, в чем тот или иной человек неправ, так же нелепо, как если бы человек, имея серьезную проблему с легкими, находясь у врача, обсуждал мозоль друга: «Я, мол, чувствую себя сегодня неплохо, у меня только туберкулез, а этот — негодяй! У него ведь мозоль на ноге, и он ходит еще по общественным местам!» Такой пример суждения кажется абсурдным, но именно это происходит с человеком, который осуждает ближних, а свои грехи не видит.
Итак, зачем же Господь напоследок взалкал? Ведь Он мог силой Своего Божества заставить человеческое естество не испытывать голод, но по собственному произволению Он ощущал изнурение тела и даже позволил сатане искушать Себя. Почему? Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос сделал это, «показуя человеческое», то есть чтобы показать, что Он истинный Человек. Мы всегда видим во Христе два действия: Божественное (например, когда Он ходил по водам) и человеческое (Господь заплакал, узнав, что друг Его Лазарь умер).
Более того, тем, что Господь напоследок взалкал, Он привел дьявола в недоумение. Если посмотреть текст Евангелия, можно заметить, что сатана начал задавать вопросы со словом «если»: «Если Ты — Сын Божий...», сделай то-то и то-то, покажи Свою силу (см. Мф. 4:3,6). Но Спаситель отверг искушение. Дело в том, что дьявол не знал тайны спасения. Он не мог понять: то Христос ведет Себя как Бог, а то как Человек. Дьявол видел, что рождение Спасителя было безмужнее, и понимал, что это событие неестественного порядка. Опять же, двенадцатилетний Христос поразил седобородых книжников и начальников иудейских Своими знаниями и мудростью в Иерусалимском храме. В то же время Господь, как каждый из нас, страдал от жажды, нуждался в пище и сне. Потому дьявол и пытался прельстить Его земными благами, может, кроме пищи Он еще захочет власти или славы.
Сатана понимал, что Иисус Христос — неординарная Личность, Посланник Божий, с Ним надо справиться любым способом. Дьявол ведь пытается найти для каждого особый крючок, «желанную» страсть, которая погубит человека. И над Христом он стремился получить власть, но так и не сумел, ведь перед ним был Богочеловек.
Господь, уйдя после Крещения от Иоанна в пустыню, подает нам пример христианской жизни. Без самоотверженного подвига немыслимы жизнь ни мирянина, ни монаха. Основа этого аскетического подвига — пост и молитва. Как говорит Сам Спаситель, ими можно вооружиться в борьбе с искушениями и одолеть злые силы (см. Мф. 17:21).
Воспринимая человеческую природу, Господь Иисус Христос воспринял и все обстоятельства жизни, с которыми человек сталкивается. Он претерпел все скорби и личным примером показал верующим в Него, как в любых сложных жизненных ситуациях следует поступать. Главная проблема человека на его пути к Богу — это враждующий против него дьявол. На следующей неделе в четверг мы будем вспоминать преподобную Марию Египетскую (богослужение совершается в среду вечером — Мариино стояние). Из ее жизни мы узнаем, как против нее воевал дьявол и как она, простая женщина, постоянно обращаясь к Богу в молитвах, смогла не только выстоять в этой духовной борьбе, но и, победив, стать великой святой.
Опубликовано: газета "Вечерняя Москва"
2024 |
Ноябрь |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.