Главная   Митрополит   Проповеди   Митрополит Калужск...

Митрополит Калужский и Боровский Климент:

Митрополит Калужский и Боровский

Климент (Капалин):

Усыновленные

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин): Усыновленные

Пятая суббота Великого поста именуется Похвалой Пресвятой Богородицы. Поручительницей за нас, грешных, Утешительницей в печалях, Взысканием погибших — так люди нарекают Божию Матерь. И это не просто поэтические эпитеты, а выражение молитвенного опыта верующих. Люди молились Пресвятой Богородице в самых трудных обстоятельствах, будь то чума или иная эпидемия, уносившая жизни, или нашествие врагов на родную землю. Просили Ее о помощи, и по вере своей эту помощь обретали. Это вселяет в нас, нынешних христиан, надежду, и учит, что в трудные времена надо переключать внимание с отчаяния на молитву.

У каждого из нас в жизни случаются обстоятельства, которые мы хотели бы всеми силами обойти. Бывают события горестные, трагические, болезненные, всевозможные несчастья, скорби. Они могут быть как для отдельного человека, так и для всего народа. И нам кажется, что если Господь попускает такое, то тут есть некая несправедливость. Мы вроде бы не заслужили этого, но вдруг какие-то казни обрушиваются на наши головы. Обычно мы делаем из этого неправильные выводы.

Нередко мы считаем, что должны любыми путями изменить скорбные обстоятельства, чтобы жизнь наша продолжала течь радостно, спокойно, а желательно даже и весело. Однако Священное Писание говорит нам о другом: мы должны полагаться не только на силу собственного разумения, на то, что мы называем здравым смыслом, но прежде всего на веру в то, что любые обстоятельства, которые нам в жизни посылает Господь, служат нашему благу.

В жизни Пресвятой Богородицы евангелисты отметили два особых случая, на которые стоит обратить особое внимание. Более того, их следует вспоминать почаще, чтобы в душе нашей укреплялась вера в Промысл Божий, чтобы мы не делали поспешных ошибочных выводов, которые типичны для всех людей.

Первое — это рождение Пресвятой Богородицы от родителей, которые были людьми благочестивыми. Священное Писание свидетельствует об этом совершенно определенно. Эта супружеская пара почиталась другими людьми как благочестивая, однако на них лежала печать бесплодия. Они не имели детей, были уже в престарелом возрасте и не понимали, почему Господь наказывает их, ведь они же ничего плохого не сделали?

Праведные Иоаким и Анна соблюдали все заповеди, которые Господь дал человечеству через Моисея, их нельзя было упрекнуть в каких-то тяжелых грехах. И вдруг с ними случается то, что для людей того времени и культуры являлось самым тяжким наказанием: у них нет детей. Это значило, что их потомки не будут причастны к тому блаженному времени, когда явится Мессия и принесет на землю спасение. Они не только сами, но даже и через своих детей не будут участвовать в грядущем великом событии. Для них это было великим горем.

Но Иоаким и Анна по своей вере этому горю не поддавались. Несмотря на то, что с человеческой точки зрения явно совершалась несправедливость, они продолжали верить Богу и уповать на Его милость. И их вера в Промысл Божий, в то, что неслучайно приключилось их неплодие, дала поразительный результат. Она привела к тому, что у них родился ребенок, который сейчас известен всему миру и весь мир его прославляет, — Пресвятая Дева Мария, Матерь Спасителя мира.

Второй случай, на который нам следует обратить внимание, — то, что случилось уже в конце жизни Спасителя у Креста на Голгофе. Во время распятия Христа Его ученики, еще не просвещенные благодатью Духа Святого, которую они получили только в день Пятидесятницы, разбежались в страхе и отчаянии. Они были в смятении оттого, что их Учитель, на Которого они возлагали столько надежд, предан смерти и через несколько часов умрет. Они видели, что их надежды постиг крах. У учеников не хватило веры, несмотря на то, что Христос предупреждал их о грядущих страданиях.

Их веры не хватило на то, чтобы принять произошедшее именно как человеколюбивое действие благого Промысла Божия. Святая Церковь называет Промыслом Божиим видение со стороны Господа нашей жизни, того, в чем проявляется к нам Его милость и любовь, и того, без чего человеку невозможно достичь спасения в конце своей жизни. Ученики видели в Кресте Господнем только действие человеческой злой воли — иудейских старейшин и римского военного начальства, осуществившего эту несправедливую казнь. Апостолы разбежались, и у Креста остались лишь любимый ученик Господа будущий евангелист Иоанн Богослов и Его Пречистая Матерь Дева Мария вместе с несколькими женами-мироносицами.

И вот тогда произошло то, ради чего они и находились у Креста. Произошло то, за что мы сейчас благодарим Пречистую Деву Марию каждое мгновение своей жизни, потому что видим неисчислимую помощь, которую Она оказывает роду человеческому. Спаситель, обращаясь к Ней и ученику Своему Иоанну Богослову, произнес знаменательные слова. Показывая на ученика, Он сказал Божией Матери: «Жено! Се, сын Твой». А показывая на Нее, сказал ученику: «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 26–27).

Этими словами по учению святых отцов все человечество было усыновлено Божией Матери. Каждый из нас стал с того момента Ее чадом, о котором Она как любящая мать имеет попечение до скончания века. Если бы у учеников Христа хватило веры, то они оказались бы рядом и увидели бы этот знаменательнейший момент человеческой истории — посвящение человечества Божией Матери.

Мы, просвещенные Святым Духом в Таинстве Святого Крещения, должны быть более внимательными к своей жизни, памятуя о том, что ничего случайного не бывает. Даже трагические события происходят не просто сами по себе и настигают нас не по воле каких-то злых людей, но являются действием Божией любви по отношению к нам. Через эти события Господь выстраивает нашу жизнь так, чтобы она максимально способствовала достижению всеми нами спасения, чтобы еще здесь, на земле, мы прикоснулись к радости Богопознания.

Если у нас есть вера, как у многочисленных святых людей, которых мы прославляем, всей своей жизнью засвидетельствовавших истину, то Господь входит в нашу жизнь, и она становится совершенно иной. Человек всегда, в каждое мгновение своего существования — радостное или скорбное — получает от Бога только благо. И вдохновляясь этим, с большей самоотдачей, а значит, и с большей пользой для себя продолжает стремление к вечной жизни, к Богу, к воплощению тех идеалов, которые нам открыло Священное Писание, рассказывая о земной жизни Христа.

Очень важно во все церковные праздники вспоминать не только о радости, которой наполнено каждое евангельское событие, в честь которого этот праздник установлен. Необходимо делать из него выводы для нашей повседневной жизни, оценивать вспоминаемое событие с практической точки зрения, стараясь осознать духовные законы, положенные в основание нашего земного существования.

Тогда действительно каждый праздник будет не только приносить нам человеческую радость и воодушевление, но и духовную пользу. Осмысливая евангельские события, сердце наше будет получать некое внутреннее пространство для взращивания правильного состояния, к которому нас призывает Господь, для формирования духовного внутреннего стержня противодействия злу и укоренения в добре жизненных позиций. Без этого спасения нам не обрести.

Видя в лице Божией Матери не только Матерь Спасителя мира, Господа Иисуса Христа, но и нашу собственную Матерь, Которая любит нас гораздо больше и правильнее, чем наши земные матери, будем благодарны Ей за любовь и помощь, которую Она нам являет. Не будем забывать и о том, что Ее милость по отношению к нам может быть ответом на нашу собственную веру, которую мы сейчас должны являть как Ее послушные и любящие чада.

Опубликовано: газета "Вечерняя Москва"

 

Последние новости

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии
Яндекс.Метрика