Со времен Адама сущность искушений не меняется: слава, власть, удовольствия. Когда мы слышим о соблазнах «наших дней», надо понимать, что речь идет не о каких-то современных новшествах, адресованных исключительно ныне живущим людям. Это все те же искушения, которые древний змий-диавол однажды успешно испытал на Адаме и, увидев их действенность, бесчисленное количество раз применял ко всем его потомкам.
Попытался он применить их и к Христу. После Крещения на Иордане от Иоанна Господь удалился в безлюдное место и в течение сорока дней «ничего не ел..., а по прошествии их взалкал» (Лк. 4, 2). И тогда Он был «искушаем от диавола»: «Приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4, 3).
С той же темы — о еде — начал искуситель свой разговор с Евой. Тогда в Эдеме она прельстилась, послушалась его и преступила заповедь Творца: ела сама и дала Адаму, и он тоже ел (см. Быт. 3, 6). Первые люди не испытывали в раю никакого недостатка, их решение нарушить данную Богом заповедь не было продиктовано голодом, нуждой или ущербностью. Но в пустыне диавол выжидает время и приходит к Христу, когда Он после многодневного поста взалкал, то есть Его телесная природа испытала голод. Сатане хорошо известно, что испытание голодом для человека очень тяжкое, и к Богочеловеку Христу он приступает с самым проверенным средством — воздействием на чрево.
Но Христос, зная уловку диавола, дает ему отпор, отвечая цитатой из книги пророка Моисея: «Не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа» (Втор. 8, 3). Эти слова были сказаны Богом Моисею после сорокалетнего пребывания иудейского народа в пустыне. Освободившись от египетского плена, народ, чтобы войти в землю обетованную, должен был отринуть языческие представления о первостепенной важности потребностей плоти, ибо человек создан для несравненно более высокого наслаждения, чем телесные удовольствия.
Подчеркивая сугубую важность этих слов для любого желающего наследовать принесенное Христом спасение, Он закрепляет истинную иерархию ценностей. Не Бестелесный Разум, не отстраненный от земного мира Абсолют, но изголодавшийся Человек и в то же время Сама воплотившаяся Правда Божия объясняет всем людям, что именно должно быть в их жизни первостепенным и подчинять себе остальное.
Своя шкала ценностей есть у всех: и верующих, и неверующих. Но Бог не всегда занимает в ней подобающее Ему главное место, подменяемый кем-либо или чем-либо иным: любимым человеком, интересным занятием (творчеством, наукой, общением, работой), престижными вещами, изысканными украшениями, возможностью вкусно питаться, красиво одеваться, ездить на дорогой машине и прочим. У такого человека жизнью правят его желания, а Творец и Его законы если и имеют для него значение, то весьма абстрактное. Человек может не отрицать существования Бога. Он даже не прочь наследовать вечное спасение и оказаться в Его Царстве, но только без усилий, как будто случайно. А его реальная жизнь наполнена более важными делами, чем познание Бога и служение Ему. Такой человек даже в малом не потеснит себя.
В этом, кстати, и заключается смысл христианского поста — хотя бы в какой-то мере укротить свою плоть, желающую «чего-нибудь вкусненького», и душу, требующую услаждений новым сериалом, новой компьютерной игрой, сплетнями на лавочке, ночным клубом или желтой прессой с описаниями «жизни звезд» и так далее. Причем ради земных интересов человек готов держать пост: спортсмен — ради достижений в спорте, девушка — ради соответствия своей фигуры современным «стандартам». А вот ограничивать себя ради Христа — стоит ли?
В одном американском фильме об апокалипсисе показаны чудом выжившие отец и сын, бредущие в обезлюдевшем городе мимо разбросанных пачек долларов и всевозможных драгоценностей, которые превратились в бесполезный мусор. Чтобы выжить, этим людям нужна только еда. Цель героев фильма — найти эту «высшую ценность», избежав встречи с голодными и озверевшими людьми, которые ради насыщения способны на убийство себе подобных. Не так явно, но точно так же и в нашей реальной жизни, искажение истинной иерархии ценностей приводит к утрате человечности.
Приступая к Христу, дьявол начинает с искушения плоти — самого грубого и примитивного, но тем не менее весьма действенного приема. Ведь порой и чечевичной похлебки хватает, чтобы обрести власть над человеком. У Ф.М. Достоевского в романе «Братья Карамазовы» Великий Инквизитор, предлагая Христу превратить камни в хлеба, говорит, что тогда «за Тобой побежит человечество, как стадо, благодарное и послушное».
Отвечая искушающему Его духу, что не одна только пища дает человеку жизнь, Господь утверждает необходимость подчинить тело, и вместе с ним душу, высшему началу человеческой природы — духу, который должен быть обращен ко Господу — ко всякому Его слову (см. Мф. 4, 4). В следовании законам вечной жизни, которые дает Бог, человек подлинно черпает жизненные силы и обретает смысл бытия. Это единственно верный путь в Царство Божие, идя которым, человек никогда, даже в самых тяжелых обстоятельствах, не станет хищником.
Опубликовано: газета "Вечерняя Москва"
2024 |
Ноябрь |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.