Потерпев неудачу, искушая потребностями плоти, диавол не оставил Христа, он вновь приступает к Нему. Следующая его попытка была более тонкой – он воздействует на душу.
Господь попускает, чтобы дьявол возвел Его на высокую гору, откуда видны все царства мира и слава их. «И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк. 4, 6—7). Это искушение земным могуществом: властью, славой, богатством. Оно охватывает сердце человека желанием иметь, обладать, наслаждаться.
С помощью этого же рычага дьявол воздействовал на Адама и жену его, когда «увидела жена, что дерево... приятно для глаз и вожделенно...» (Быт. 3, 6). Увидела... А разве раньше не видела? Видела, конечно. Но именно после дьявольской подсказки она увидела его «другими глазами»: так захотела им владеть, что явное предостережение Бога о страшных последствиях этого поступка было забыто. Творение перевесило в ее глазах Творца. Самого Бога дьявол представил жене как посягателя на ее «права и имущество».
Многие великие завоеватели, известные нам из истории, владели огромными территориями и несметными богатствами. Что же из всего этого они взяли с собой? Что пригодилось им в вечности? Ответ очевиден. В таких случаях обычно люди говорят: «Зато хоть пожили в свое удовольствие». Все тот же критерий — свое удовольствие!
Трудно сказать, много ли удовольствий получил в свое царствование знаменитый Ирод четвертовластник, прозванный «Великим» за свое могущество. Известно, что он ежеминутно переживал за свою власть, всех подозревая в заговорах против себя, и даже убивал собственных детей ради сохранения трона. Он умер в страшных муках, покинутый всеми, — даже слуги боялись к нему приблизиться. Мы хорошо помним, что подобным образом удерживал свою власть другой диктатор, уже не столь отдаленных времен, — Сталин. Всеми покинутый, так же умирал и он.
Мы знаем, как часто человек всю свою жизнь полагает на приобретение того, что его непременно предаст, подведет и, в конце концов, непременно исчезнет. А человек ради этого сомнительного обладания готов превратиться в раба, деспота, коррупционера, даже в убийцу и пролить реки крови. Для такого человека чужая жизнь ничто, он готов перестроить весь мир под себя, не ощущая боли и скорби других людей.
Власть... Богатство... Не стоит думать, что эти искушения касаются только великих мира сего (какое точное, однако, выражение – мира сего), а не простых смертных. Желать власти можно не только над миллионами. Например, когда жена кричит на мужа, она делает это не потому, что хочет предотвратить нечто непоправимое, а потому, что всеми силами души желает, чтобы исполнилась ее воля. Ею движет то же желание – быть главной, пусть в маленьком, локальном мирке семьи. Или другой пример: женщина, считающая себя православной, позволяет себе делать замечания другим людям в храме. Разве это говорит о ее любви к тем, кто только начинает воцерковляться и вполне может чего-то не знать и не понимать? Нет, это лишь обнаруживает ее желание проявить власть, показать «кто в доме хозяин».
Желая богатства, не обязательно замахиваться на все царства мира, как это делали Чингисхан или Наполеон. Услаждаться можно и тем, что в глазах других вовсе ничего не стоит. При этом человек накрепко привязывается к своему «сокровищу». Вспоминается случай, рассказанный игуменией Арсенией (Себряковой). У нее в келье был коврик, который она очень любила, наслаждаясь его красотой и добротностью, с удовольствием ставила на него ноги — такой он был мягкий, теплый! И вот однажды ее наставница старица Ардалиона, заметив крепкую привязанность сердца своей ученицы к этому коврику, взяла ножницы и собственноручно... изрезала его на куски.
Надо сказать, что мать Арсения была дворянкой, до своего пострига ни в чем не знала нужды, но все с готовностью оставила ради монашества. А к коврику привязалась душой сильнее, нежели ко всем своим прежним владениям. В том и была тонкость этого искушения, что она не заметила своей страсти, не придала значения такой малости — разве какой-то коврик можно сравнить с огромным имением? Поэтому старица Ардалиона излечила ее душу таким жестоким, на мирской взгляд, способом. Сердце христианина — не только монаха, но и мирянина, не должно быть привязано ни к чему в мире. И дело даже не в размере богатства, а в отношении к нему. Какой-нибудь «коврик» может держать человека в рабских тисках не меньше, чем целое состояние.
Итак, искушая Христа мирским могуществом, дьявол снова предлагает извратить истинную иерархию ценностей – предпочесть Богу богатство и власть. Господь отвечает: «Отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк. 4, 8). Христос приходит на землю, чтобы вернуть человека на путь жизни, но не с помощью силы и власти. Это было бы насильственным действием: попробуй не покориться властелину мира или не выполнить повелений властей предержащих! Господь хочет, чтобы человек свободно стремился к Богу ради Него Самого, при любых обстоятельствах – в бедности и богатстве.
Опубликовано: газета "Вечерняя Москва"
2024 |
Ноябрь |
пн | вт | ср | чт | пн | сб | вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.